Третий апелляционный суд общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Печуриной Ю.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чемодановой Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 3а-3/2022 по частной жалобе административного истца ООО "Рэд-Прайс 7" на определение Севастопольского городского суда от 2 сентября 2022 года о прекращении производства по делу.
Заслушав доклад судьи Печуриной Ю.А, суд
установил:
ООО "Рэд-Прайс 7", ООО "Виджио" и ООО "Гудвайн" обратились в Севастопольский городской суд с административными исковыми заявлениями (с учетом уточнений), в которых просили признать недействующим и не подлежащим применению с 14 ноября 2014 года Порядок безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности федерального значения города Севастополя, в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, утвержденный постановлением Правительства Севастополя от 14 ноября 2014 года N 483 Указанные административные заявления объединены в одно производство.
Определением Севастопольского городского суда от 2 сентября производство по делу прекращено.
На указанное определение подана частная жалоба ООО "Рэд-Прайс 7", в которой заявитель просит отменить определение Севастопольского городского суда от 2 сентября 2022 года, направив дело на новое рассмотрение по существу в Севастопольский городской суд в ином составе, ссылаясь при этом на то, что для административных истцов объективно не существовало иного способа защитить свои права и законные интересы, и оградить себя от их необоснованного оспаривания, кроме как путем прямого оспаривания Порядка N 483, поскольку этот нормативный акт был к ним применен и применяется до сих пор.
Сам факт его применения породил основания для оспаривания прав и законных интересов арендаторов земельных участков и собственников расположенных на них зданий и сооружений. Применение Порядка N 483 создало для Минобороны РФ титул на право федеральной собственности в отношении имущества, принадлежащего административным истцам и иным лицам, но оспорить законность этого титула они практической возможности не имеют.
Судом первой инстанции нарушены часть 1 статьи 208, статья 209 КАС РФ, поскольку судом проигнорировано то, что для оспаривания нормативного акта административные истцы не обязательно должны быть участниками отношений, которые этим актом регулируются. Достаточно того, чтобы этот акт был к ним применен.
Рассмотрение в арбитражном суде виндикационного иска Минобороны РФ к Правительству города Севастополя, ООО "Рэд-Прайс 7", ООО "Гудвайн" и др. об истребовании земельных участков и сносе зданий (дело N А84-3124/2018), не исключает применения абстрактного нормоконтроля - оспаривания истцами порядка N 483 с целью исключения его норм из сферы правоприменения.
В силу части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) частная жалоба рассмотрена судьей единолично в судебном заседании.
В судебном заседании представители административного истца ООО "Рэд-Прайс 7" поддержали частную жалобу с учетом письменных дополнений, просили отменить определение Севастопольского городского суда от 2 сентября 2022 года полностью, направив административное дело на новое рассмотрение по существу в Севастопольский городской суд.
Представитель заинтересованного лица ООО "Грэй" поддержал позицию административного истца ООО "Рэд-Прайс 7".
Прокурор Костюк А.И. указал, что заявителями оспаривается недействующий нормативный правовой акт, утративший свое юридическое значение, который в рамках действующих правоотношений не применяется и ранее к административным истцам не применялся. Кроме того, оспариваемый акт регулировал исключительно отношения, связанные с передачей имущества из собственности города Севастополя в собственность Российской Федерации, то есть отношения между двумя публичными собственниками. Истцы не являлись участниками этих правоотношений и в отношении них данное постановление не применялось. При указанных обстоятельствах определение Севастопольского городского суда от 2 сентября 2022 года является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 2 статьи 306, части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 КАС РФ суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, изучив доводы частной жалобы с учетом дополнений, апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными.
В соответствии с Федеральным Конституционным законом от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", статьей 9 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 г. N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", Законом города Севастополя от 30 апреля 2014 г. N 6-ЗС "О системе исполнительных органов государственной власти города Севастополя", 14 ноября 2014 г. Правительством города Севастополя принято постановление N 483, пунктом 1 которого утвержден Порядок безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя, в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства (далее - Порядок).
Пунктом 1 указанного Порядка (в редакции постановления Правительства Севастополя от 14 ноября 2014 г. N 483) определено, что безвозмездная передача имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя, в федеральную собственность для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства осуществляется в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с учетом особенностей, установленных Законом города Севастополя от 25 июля 2014 г. N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", в рамках реализации полномочий города федерального значения Севастополя в области регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории города федерального значения Севастополя.
В силу пункта 2 Порядка безвозмездной передаче в собственность Российской Федерации в соответствии с настоящим Порядком на основании решения Согласительной комиссии подлежит имущество, в том числе здания, сооружения, помещения (в том числе жилые), обособленные имущественные комплексы, состоящие из земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, используемых для размещения личного состава Вооруженных сил Российской Федерации (военные городки), а также иные объекты недвижимого имущества (включая объекты, строительство которых не завершено), земельные участки (в том числе незастроенные земельные участки), находящиеся на территории города федерального значения Севастополя, и отвечающее условиям, указанным в пункте 2 Порядка.
В соответствии с пунктом 12 Порядка предусмотренное пунктом 3 настоящего Порядка решение является основанием для:
прекращения в отношении переданного имущества (включая земельные участки) права собственности города федерального значения Севастополя, предусмотренного Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации;
возникновения на переданное имущество (включая земельные участки) права собственности Российской Федерации;
возникновения права хозяйственного ведения, оперативного управления, постоянного бессрочного пользования организаций, подведомственных Федеральному органу государственной власти, на передаваемое имущество.
Право собственности Российской Федерации, право оперативного управления, право хозяйственного ведения, право постоянного бессрочного пользования на имущество, передаваемое в порядке, установленном настоящим Порядком, возникает с даты подписания передаточного акта (пункт 14 Порядка).
Постановлением Правительства Севастополя от 27 ноября 2014 г. N 510 в постановление Правительства Севастополя от 14 ноября 2014 г. N 483 внесены изменения: подпункт "г)" пункта 15 этого постановления изложен в иной редакции.
Постановлением Правительства Севастополя от 8 июля 2016 г. N 655- ПП вышеуказанные постановления Правительства Севастополя признаны утратившими силу.
Из материалов дела следует, что административный истец ООО "Рэд- Прайс 7" на основании договора купли-продажи от 22 марта 2012 г. является собственником нежилого здания с кадастровым номером N по адресу: "адрес", расположенного на земельном участке с кадастровым номером N, право собственности на который 14 декабря 2018 г. зарегистрировано за городом федерального значения Севастополем, и находящемся в аренде ООО "Грэй".
Административный истец ООО "Виджио" на основании договора аренды земельного участка от 7 июня 2018 г, заключенного с Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, является арендатором земельного участка с кадастровым номером N площадью 9566 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
"адрес", а также собственником объектов незавершенного строительства с кадастровыми номерами N, расположенных на указанном земельном участке.
Административный истец ООО "Гудвайн", а также заинтересованные лица - ООО "Ромул и Рем", ИП Бесараб А.И. являются собственниками нежилых помещений в нежилом здании с кадастровым номером N расположенном на земельном участке с кадастровым номером N по адресу "адрес"
Заинтересованное лицо ООО "Грэй" на основании договора аренды земельного участка от 29 марта 2017 г, заключенного с Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, площадью 306821 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", а также является собственником объектов недвижимого имущества с
кадастровыми номерами N, расположенных на указанном земельном участке.
Кроме того, ООО "Грэй" на основании договора аренды земельного участка от 3 августа 2007 г. является арендатором земельного участка с кадастровым номером N площадью 0, 1953 га, расположенного по адресу: "адрес"
Заинтересованное лицо ООО "Руслайн Ко" на основании договора аренды земельного участка от 29 сентября 2017 г, заключенного с Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, является арендатором земельного участка с кадастровым номером N площадью 75597 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" на котором расположены здания торгового центра.
Заинтересованное лицо - ИП Васинский С.В. является собственником нежилого помещения по адресу: "адрес" с кадастровым номером N расположенном на земельном участке с кадастровым номером N
Распоряжением Правительства Севастополя от 20 марта 2015 г. N 195- РП "О передаче имущества, находящегося в собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность", передано безвозмездно из собственности города федерального значения Севастополя в федеральную собственность недвижимое имущество, указанное в Приложении к указанному распоряжению "Перечень имущества военных городков, подлежащих передаче в федеральную собственность Министерству обороны Российской Федерации в лице ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России", в том числе "адрес", площадь земельного участка - 7, 2261 га, количество зданий - 1 (строка 69 Перечня), а также военный "адрес", площадь земельного участка 39, 0397 га, количество зданий -0; ул. Отрадная, 18, площадь земельного участка 8, 2000 га, количество зданий - 13 (строка 232 Перечня).
Согласно акту приема-передачи к распоряжению Правительства Севастополя от 20 марта 2015 г. N 195-РП Главное управление имущественных и земельных отношений города Севастополя передало, а ФГКУ "Крымское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России приняло "адрес" площадь земельного участка - 7, 2261 га, количество зданий - 1 (строка 69 Акта), а также "адрес", площадь земельного участка 39, 0397 га, количество зданий - 0; ул. Отрадная, 18, площадь земельного участка 8, 2000 га, количество зданий - 13 (строка 232 Акта).
В целях устранения разногласий, вызванных неточным указанием площади территории городка, в порядке уточнения фактических данных о составе имущества военного городка N 488, переданного в федеральную собственность (необходимость такого уточнения специально оговорена сторонами в примечании в акте приема-передачи от 25.03.2015), Правительством города Севастополя было предложено Минобороны РФ уточнить сведения о переданных земельных участках военного городка N 488.
Письмом N 106/6051 от 15.12.2020 года, заместитель Министра обороны РФ Иванов Т.В. подтвердил, что в границах земельных участков, принадлежащих истцам, отсутствуют объекты военной инфраструктуры; указанные земельные участки Черноморским флотом не используются и отсутствует необходимость в их использовании.
Распоряжением Правительства Севастополя N 169-РП/ДСП от 26.12.2020 о внесении изменений в распоряжение N 195-РП от 20.03.2015 были уточнены фактические данные об имуществе военного городка N 488, переданного в федеральную собственность.
Согласно изменениям, изложенным в указанном распоряжении строка 69 Перечня изложена в новой редакции: военный городок N, "адрес", площадь земельного участка - 7, 2558 га, количество зданий - 1, строка 232 Перечня наложена в новой редакции: военный городок N, "адрес", площадь земельного участка 4, 5669 га, количество зданий - 13.
Совместным Актом от 21.01.2021, Правительство Севастополя и Минобороны РФ подтвердили, что на основании распоряжения N 195-РП и Акта приема-передачи к нему, в составе имущества военного городка N 488 в федеральную собственность переданы земельные участки: площадью 7, 2258 га, адрес: "адрес" (N площадью 4, 5669 га, адрес "адрес" (N
Вышеуказанное подтверждает, что земельные участки, принадлежащие административным истцам на праве аренды, в федеральную собственность не передавались (в административном порядке не изымались), поэтому, как обосновано установилсуд первой инстанции, административные истцы не относятся к лицам, которые являются субъектами отношений, регулируемых обжалуемым Порядком, следовательно, данный Порядок не порождает для административных истцов правовых последствий.
Таким образом, производство по делу подлежало прекращению, в том числе, и в связи с тем, что принадлежащие административным истцам на праве аренды земельные участки (кадастровые номера N не передавались в федеральную собственность, поэтому истцы не являются субъектами отношений, регулируемых обжалуемым Порядком и их права не затрагиваются.
Исковые требования заявителей фактически выражают их несогласие с виндикационным иском Минобороны РФ об истребовании имущества из чужого незаконного владения, рассматриваемым арбитражным судом. Вместе с тем, судебная коллегия отмечает, что в данном случае проверка законности оспариваемого судебного акта может осуществляться в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальном кодексом Российской Федерации. Соответственно, вопреки доводам апелляционной жалобы, заявители не лишены возможности судебной защиты своих прав в ином судебном порядке.
Таким образом, отсутствие у лица возможности оспорить нормативный правовой акт, прекративший свое действие, при том, что у него имеются (имелись) иные способы судебной защиты от действия данного акта, не может рассматриваться как нарушение его конституционных прав.
Следовательно, часть 6 статьи 208 и часть 1 статьи 210 КАС Российской Федерации, действующие с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, конституционных прав заявителя в указанном в жалобе аспекте не нарушают.
Учитывая изложенное, определение судьи следует оставить без изменения, оснований для его отмены или изменения, в том числе и по доводам частной жалобы, не имеется.
Руководствуясь статьей 316 КАС РФ, суд
определил:
определение Севастопольского городского суда от 2 сентября 2022 года оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев с момента вынесения настоящего определения через Севастопольский городской суд.
Судья Ю.А. Печурина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.