Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Павловой О.А, судей - Белоногого А.В, Бутковой Н.А, при секретаре Веселовой Н.Н, с участием прокурора Капсамун И.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-176/2022 по апелляционной жалобе Министерства имущества Челябинской области на решение Челябинского областного суда от 12 августа 2022 года, которым удовлетворен административный иск общества с ограниченной ответственностью "Космос" о признании не действующим в части Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, на 2022 год, утверждённого приказом Министерства имущества Челябинской области от 28 декабря 2021 года N 214-П.
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Павловой О.А, объяснения представителя Министерства имущества Челябинской области Сипко Д.К, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя общества с ограниченной ответственностью "Космос" Малиенко Д.В, возражавшего против ее удовлетворения, участвовавших в судебном заседании посредством видеоконферец-связи, заключение прокурора, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Министерством имущества Челябинской области 28 декабря 2021 года издан приказ N 214-П, пунктом 1 которого определен перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, на 2022 год. Приказ опубликован 30 декабря 2021 года в "Южноуральской панораме", N 115, (спецвыпуск N 20).
В пункт 808 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, включено нежилое здание, расположенное по адресу: г. Челябинск, ул. Лесопарковая, д. 6, кадастровый номер 74:36:0504007:95.
Общество с ограниченной ответственностью "Космос" обратилось в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать не действующими пункт 808 Перечня, поскольку указанное в нем нежилое здание, помещения в котором принадлежат административному истцу на праве собственности, не обладает признаками объекта налогообложения, установленными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которого налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Административный истец ссылался на то, что включение здания в Перечень неправомерно возлагает на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Решением Челябинского областного суда от 12 августа 2022 года административный иск общества с ограниченной ответственностью "Космос" удовлетворен, пункт 808 Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база для которых исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, на 2022 год, утверждённого приказом Министерства имущества Челябинской области от 28 декабря 2021 года N 214-П, признан противоречащим федеральному законодательству и не действующим со дня принятия, с Министерства имущества Челябинской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Космос" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.
В апелляционной жалобе Министерство имущества Челябинской области просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для изменения или отмены решения суда и считает его правильным.
В силу положений статей 14 и 372 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
На территории Челябинской области налог на имущество организаций введен Законом Челябинской области от 25 ноября 2016 года N 449-ЗО "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон Челябинской области от 25 ноября 2016 года N 449-ЗО), которым предусмотрено определение налоговой базы как кадастровой стоимости недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Пунктом 2 статьи 2 названного регионального закона установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) площадью 1500 квадратных метров и более и помещений в них площадью 1500 квадратных метров и более.
Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Осуществление указанных полномочий в Челябинской области на момент принятия оспариваемого акта было возложено на Министерство имущества Челябинской области в соответствии с Положением о Министерстве имущества Челябинской области, утвержденным постановлением губернатора Челябинской области от 10 декабря 2014 года N 233.
С учетом названных норм и положений статей 2, 14 Закона Челябинской области от 30 мая 2002 года N 87-ЗО "О нормативных правовых актах Челябинской области" суд первой инстанции правильно признал, что оспариваемый акт, в отношении которого заявлен административный спор, принят уполномоченным органом в пределах его компетенции в установленной форме с соблюдением порядка принятия и опубликования, что не оспаривается.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьёй, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Условия, при наличии одного из которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) признаётся одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), определены в пункте 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно этим условиям к такому объекту относится здание, если оно, в частности, фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Судом установлено, что нежилое здание с кадастровым номером 74:36:0504007:95, помещения в котором принадлежат административному истцу на праве собственности, расположенное по адресу г. Челябинск, ул. Лесопарковая, д. 6, включено в Перечень в связи с установлением в ходе его обследования фактического использования более двадцати процентов площади здания для размещения офисов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Так, Министерством имущества Челябинской области проведено мероприятие по обследованию здания с кадастровым номером 74:36:0504007:95 с целью определения вида его фактического использования, о чем 15 апреля 2021 года составлен акт N 36.
Из акта и приложений к нему следует, что 23, 46 процентов от общей площади здания (12986, 1 кв.м) используется для размещения офисов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Суд обоснованно критически оценил акт обследования, указав на то, что в акте не содержатся необходимые сведения, достоверно подтверждающие то, что более 20 процентов площади здания фактически используется для размещения офисов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Суд первой инстанции верно указал на отсутствие доказательств того, что более 20 процентов от общей площади спорного здания предусматривает или используется под размещение офисных или сопутствующих офисной инфраструктуры, торговых объектов или объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а также фактически используется в этих целях.
Как следует из акта фактического обследования, расположенные на 1 этаже помещения NN N (общей площадью 704, 5 кв.м) отнесены административным ответчиком к объектам общественного питания.
Из материалов административного дела следует, что в спорном здании расположен отель "ПаркСити", которому присвоена категория "четыре звезды".
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" гостиница - средство размещения, в котором предоставляются гостиничные услуги и которое относится к одному из видов гостиниц, предусмотренных положением о классификации гостиниц, утвержденным Правительством Российской Федерации. К гостиницам не относятся средства размещения, используемые для осуществления основной деятельности организаций отдыха и оздоровления детей, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, физкультурно-спортивных организаций, централизованных религиозных организаций и (или) религиозных организаций, входящих в их структуру, деятельности по оказанию услуг в сфере сельского туризма в сельской местности; гостиничные услуги - комплекс услуг по предоставлению физическим лицам средства размещения и иных услуг, предусмотренных Правилами предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации, которые предоставляются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами.
Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания, согласно содержанию кода классификации 55.10 ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденного приказом Госстандарта от 31 января 2014 года, включает предоставление мест посетителям для проживания на срок от дня или недели, преимущественно для временного пребывания. Она включает в себя предоставление меблированных гостиничных номеров различных категорий с заправкой постели, сменой постельного белья и ежедневной уборкой. В перечень дополнительных услуг входят: обеспечение питанием и напитками, предоставление автостоянки, услуги прачечной, библиотеки, плавательных бассейнов и тренажерных залов, комнат отдыха и развлечений, а также предоставление конференц-залов и залов для совещаний.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 года N 1860 "Об утверждении положения о классификации гостиниц" в гостинице, имеющей категорию "четыре звезды" должны быть: отдельный от служебного входа вход для гостей; конференц-зал с оборудованием, необходимым для проведения презентаций (системы отображения информации и управления, звуковая аппаратура); предприятия питания: ресторан, бар (лобби-бар); банкетный зал (залы), возможен трансформируемый в конференц-зал с оборудованием, необходимым для проведения презентаций (системы отображения информации и управления, звуковая аппаратура); обслуживание: возможность выбора любого из вариантов предоставляемого питания (2-разовое, 3-разовое питание), завтрак "шведский стол" (7.00 - 10.00) и круглосуточное предоставление услуг питания.
Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), распоряжением Правительства РФ от 24 ноября 2016 года N 2496-р, деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания (55.10) не отнесена к бытовым услугам, в отношении которых статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлены особенности исчисления налоговой базы.
ГОСТ 31985-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания" деятельность гостиниц к самостоятельным услугам общественного питания также не относит.
Из пояснений представителя административного истца и прилагаемых к акту материалов (в том числе материалов фотофиксации) следует, что расположенные на первом этаже помещения N N представляют собой ресторан, в котором располагается шведский стол и который выполняет функции банкетного зала; помещения N N - проходы из ресторана на кухню, к туалетам и на улицу; помещения N N - коридоры между рестораном и кухней, а также служат проходом к эвакуационному выходу, к щитовой, узловой и газовой; помещения N N являются местом размещения инженерно-технологического оборудования для обслуживания всего здания; помещения N N - складские и подсобные помещения; помещения N N - помещениями для персонала; помещение N N - моечный цех; помещение N N - холодный цех; помещение N N - горячий цех. Данные обстоятельства не оспариваются административным ответчиком.
Таким образом, вышеназванные помещения, суммарной площадью 666, 2 кв.м, предназначенные для обеспечения функционирования гостиницы, в которых размещены конференц-зал, лобби-бар, туалеты, коридоры, подсобные помещения, которые используются в том числе сотрудниками гостиницы и проживающими в ней гостями, не могут входить в расчет площадей объектов общественного питания.
Также из материалов настоящего дела следует, что помещения на 3 этаже N N отнесены к офисам. Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие осуществление в этих помещениях офисной деятельности.
В ходе судебного разбирательства представитель административного ответчика ссылался на необеспечение доступа в указанные помещения в момент проведения обследования.
В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика подтвердил отсутствие в распоряжении Министерства имущества Челябинской области каких-либо доказательств в подтверждение размещения в данных помещениях офисов.
Согласно пунктам 2 и 3 части 8, части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт возлагается обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; а также соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Сама по себе невозможность доступа в момент проведения обследования в указанные помещения не освобождает орган, принявший оспариваемый акт, от бремени доказывания и не может служить основанием для определения вида фактического использования спорных помещений в качестве офисов, так как такое процессуальное последствие не предусмотрено законом.
Таким образом суммарная площадь помещений в здании, используемых для размещения офисов, объектов общественного питания и бытового обслуживания не превышает 17, 44 процентов ((12986, 1 кв.м (площадь здания) * 23, 46 % (процент площади, используемой административным истцом для размещения офисов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, установленный административным ответчиком) - 666, 2 кв.м (площадь, которая не подлежит учету) - 116, 3 кв.м (площадь, которая не подлежит учету)) * 100% : 12986, 1).
Из материалов дела усматривается, что здание расположено на земельном участке с видом разрешенного использования - для эксплуатации существующего нежилого здания (гостиницы).
Вид разрешенного использования земельного участка с таким наименованием не может служить основанием для включения здания (строения, сооружения) в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, поскольку не предусматривает размещение на земельном участке офисов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии со сведениями, содержащимися в едином государственной реестре недвижимости, в спорном здании расположено помещение с кадастровым номером N, имеющее назначение и наименование "нежилое помещение", что не позволяет включить здание в Перечень.
При таком положении суд первой инстанции пришел к выводу о том, что помещение в здании не соответствует критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ресторан, коридор, лобби-бар, туалеты не составляют обязательную инфраструктуру гостиницы, отклоняются судебной коллегией, поскольку основаны на неправильном толковании приведенных положений законодательства Российской Федерации. То обстоятельство, что услуги общественного питания доступны не только постояльцам гостиницы не свидетельствуют об обратном.
В остальной части доводы апелляционной жалобы не опровергают правильный вывод суда об отсутствии оснований для включения в Перечень спорного здания, поскольку площадь помещений в здании, отнесенных административным ответчиком к объектам, фактически используемым для размещения офисов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, за вычетом помещений гостиницы, не превышает 20 процентов.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке представленных в материалы дела доказательств, исследованных в полном соответствии с процессуальным законом, выводов суда первой инстанции не опровергают, не содержат оснований, влекущих отмену судебного решения.
Решение Челябинского областного суда от 12 августа 2022 года основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Челябинского областного суда от 12 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства имущества Челябинской области - без удовлетворения.
Состоявшиеся по делу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Челябинский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.