Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Туктамышевой О.В, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи кассационную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края на решение Бикинского городского суда Хабаровского края от 10 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 9 февраля 2022 года, принятые по административному делу N 2а-549/2021, по административному иску Бикинского городского прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края, Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Черкасовой Е.Д, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царевой М.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бикинский городской прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края в котором просил возложить обязанность на ответчика в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать на территории сельского поселения деятельность по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой при осуществлении надзора за исполнением законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории сельского поселения "Село Лончаково" Бикинского муниципального района Хабаровского края установлено, что в нарушение действующего законодательства административный ответчик не предпринял организационные меры для эффективной очистки территории сельского поселения "Село Лончаково" Бикинского муниципального района Хабаровского края от бытовых и промышленных отходов, в том числе для деятельности организаций, осуществляющих их сбор, вывоз, утилизацию и переработку, задачи оказания регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия не решены.
На территории сельского поселения "Село Лончаково" Бикинского муниципального района Хабаровского края отсутствуют мусорные контейнеры для сбора мусора, специально оборудованные площадки для установки мусорных контейнеров, вывоз твердых коммунальных отходов с территории сельского поселения не организован. Самовывоз коммунальных отходов гражданами не предусмотрен, отсутствие организаций, осуществляющих обращение с отходами на территории сельского поселения "Село Лончаково" Бикинского муниципального района Хабаровского края, приводит к нарушению прав граждан, проживающих в данных сельских поселениях, создает угрозу безопасности окружающей среды.
К участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство ЖКХ Хабаровского края, Министерство).
Решением Бикинского городского суда Хабаровского края от 10 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 9 февраля 2022 года административные исковые требования Бикинского городского прокурора Хабаровского края удовлетворены частично.
На Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать на территории сельского поселения "Село Лончаково" Бикинского муниципального района Хабаровского края деятельность по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
На администрацию Бикинского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять участие в организации на территории сельского поселения "Село Лончаково" Бикинского муниципального района Хабаровского края деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
19 августа 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Министерства ЖКХ Хабаровского края, поданная через Бикинский городской суд Хабаровского края 10 августа 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения.
В обоснование кассационной жалобы административный ответчик ссылается на то, что фактически в иске прокурором ставился вопрос об отсутствии мест (площадок) накопления ТКО на территории сельского поселения), тогда как судами принято решение с позиции организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО на территории сельского поселения. Возложение обязанности на администрацию района по принятию участия в указанной деятельности носит абстрактный характер, что приведет к неисполнимости решения суда. Кроме того указывают, что министерством приняты надлежащие меры по организации обращения с ТКО на территории Бикинского муниципального района, осуществляются мероприятия по выбору регионального оператора. Отсутствие региональных операторов на территории Бикинского муниципального района не находится в исключительной зависимости от действий (бездействия) министерства, а зависит от объективных причин. Ссылаются на отсутствие на территории района земельных участков, соответствующих требованиям для обустройства полигона; администрацией района еще проводится работа по формированию земельного участка под строительство объекта захоронения ТКО. Полагают, что решение суда является неисполнимым, так как без сформированного земельного участка невозможно строительство полигона.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26 августа 2022 года кассационная жалоба Министерства ЖКХ Хабаровского края передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, представитель административного ответчика - администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края в суд не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя административного ответчика Министерства ЖКХ Хабаровского края, прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Статьей 51 Федерального закона N7-ФЗ, с учетом части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федерального закона N 89-ФЗ) предусмотрено, что организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Как следует из материалов дела и установлено судами в ходе проведенной Бикинской городской прокуратурой Хабаровского края проверки установлено, что администрацией Бикинского муниципального района полномочия по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории сельских поселений "Село Лончаково", "Село Пушкино" не исполняются, по состоянию на 24 марта 2021 года сбор и вывоз мусора в сельских поселениях не организован. Установлено, что на территории сельских поселений, в том числе "Село Лончаково" отсутствуют мусорные контейнеры для сбора мусора, специально оборудованные площадки для установки мусорных контейнеров, вывоз ТКО не организован, что влечет нарушение прав граждан на благоприятное проживание и на окружающую среду.
В адрес администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация) внесено представление, из ответа N от ДД.ММ.ГГГГ администрации следует, что к вопросам местного значения относится лишь участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, в то время как сама организация данной деятельности лежит в рамках компетенции субъекта РФ; в части организации мест (площадок) накопления ТКО указано, что законодательством не закреплены лица, которые обязаны приобретать контейнеры и бункеры для их установки в местах накопления ТКО.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что на территории Бикинского муниципального района в сельском поселении "Село Лончаково" Бикинского муниципального района до настоящего времени не организована деятельность по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, региональный оператор по обращению с ТКО не определен, такая организация на территории сельского поселения "Село Лончаково" Бикинского муниципального района отсутствует, деятельность по обращению с ТКО вообще не осуществляется в связи с ненадлежащим исполнением как со стороны органа местного самоуправления - администрации Бикинского муниципального района, так и со стороны органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации - МЖКХ Хабаровского края, и пришел к выводу о частичном удовлетворении требований прокурора.
Оснований не согласиться с данными выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы права изложены судебных актах.
Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона N 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В части 2 статьи 8 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3 статьи 8 указанного Федерального закона).
Статьей 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.
В силу положений пункта 1 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Пунктом 4 статьи 24.6 Федерального закона N 89-ФЗ определено, что юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, и захоронению твердых коммунальных отходов (абзац 16 статьи 6 Федерального закона N 89-ФЗ).
Согласно пункту 3.106 Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 6 мая 2006 года N 69-пр (далее - Положение о Министерстве), Министерство обеспечивает реализацию полномочий края в области обращения с твердыми коммунальными отходами, за исключением функций регионального государственного надзора и тарифного регулирования, в том числе: проводит конкурсный отбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами; заключает соглашение с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, выбранным по результатам конкурсного отбора; организует работу по разработке и утверждению территориальной схемы обращения с отходами.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2016 года N 477-пр утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Хабаровского края.
Согласно приложению N 8 к Территориальной схеме схемы протоколов отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, по состоянию на 1 июня 2019 года на территории Бикинского муниципального района, в том числе на территории сельского поселения "Село Лончаково" отсутствуют объекты обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенные в государственный реестр объектов размещения отходов.
Учитывая вышеприведенные нормы права с учетом положений Закона Хабаровского края от 26 ноября 2014 года N 16 "О закреплении за сельскими поселениями Хабаровского края вопросов местного значения", суды обоснованно пришли к выводу, что к полномочиям администрации Бикинского муниципального района Хабаровского края относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. На МЖКХ Хабаровского края возложена обязанность по определению регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что деятельность по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО, в том числе по определению регионального оператора, не организована на территории сельского поселения "Село Лончаково" Бикинского муниципального района Хабаровского края.
При таких обстоятельствах судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с выводами судов о том, что обращение с ТКО на территории сельского поселения "Село Лончаково" Бикинского муниципального района осуществляется вне законодательно установленного порядка, что само по себе нарушает право неопределённого круга лиц, в частности проживающих в данном сельском поселении граждан, на благоприятную окружающую среду, создает угрозу безопасности окружающей среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
Вопреки доводам кассационной жалобы материалы дела не содержат сведений, подтверждающих принятие Министерством ЖКХ Хабаровского края всех необходимых мер по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, приведенных в Федеральном законе от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", на территории указанного сельского поселения.
Такие доводы Министерства ЖКХ о том, что ими предприняты все возможные меры по определению регионального оператора были предметом тщательной проверки суда апелляционной инстанции, обоснованно мотивированно отклонены. Доказательства того, что Министерство ЖКХ предприняло меры к повышению привлекательности для организаций - потенциальных региональных операторов участия в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с ТКО, не предоставлено.
Доводы кассационной жалобы о неисполнимости решения суда, поскольку не указано какие конкретно действия должна совершить администрация Бикинского муниципального района не являются основанием для отмены судебных актов, поскольку судебный акт, не ограничивая самостоятельность административных ответчиков в решении вопросов, относящихся к их компетенции, направлен на понуждение их исполнить свои полномочия, установленные действующим законодательством в области обращения с отходами производства и потребления, что соответствует полномочиям суда, определенным в пункте 1 части 2 статьи 227 КАС РФ.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы нижестоящих судов, направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, и не содержат в себе данных, которые имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Бикинского городского суда Хабаровского края от 10 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 9 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.