Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Туктамышевой О.В, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Охотского муниципального района Хабаровского края на решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 16 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 25 мая 2022 года, принятые по административному делу N 2а-4-30/2022, по административному иску прокурора Охотского района Хабаровского края, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Охотского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царевой М.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Охотского района Хабаровского края, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края с административным исковым заявлением к администрации Охотского муниципального района Хабаровского края в котором с учетом уточнений, просил признать незаконным бездействие администрации Охотского муниципального района Хабаровского края в части непринятия мер по организации на территории городского поселения "Рабочий поселок Охотск" Охотского муниципального района Хабаровского края мероприятий по отлову животных без владельцев, их содержанию, возврату на прежние места обитания и иных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты"; обязать администрацию Охотского муниципального района Хабаровского края в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать на территории городского поселения "Рабочий поселок Охотск" Охотского муниципального района Хабаровского края мероприятия по отлову животных без владельцев, их содержание, возврат на прежние места обитания и иные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты".
В обоснование требований прокурор указал, что в ходе проверки соблюдения законодательства об ответственном обращении с животными установлено, что административным ответчиком не исполняются надлежащим образом полномочия по обращению с животными без владельцев на территории городского поселения "Рабочий городок Охотск", в том числе, не рассмотрен вопрос об организации процесса по отлову бродячих собак посредством привлечения специализированного муниципального унитарного предприятия, а также вопрос по выделению денежных средств для софинансирования указанных мероприятий, что создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих и (или) находящихся на территории городского поселения, круг которых установить невозможно.
Решением Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 16 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 25 мая 2022 года требования прокурора Охотского района Хабаровского края удовлетворены.
Признано незаконным бездействие администрации Охотского муниципального района Хабаровского края в части непринятия мер по организации на территории городского поселения "Рабочий поселок Охотск" Охотского муниципального района Хабаровского края мероприятий по отлову животных без владельцев, их содержанию, возврату на прежние места обитания и иных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты".
На администрацию Охотского муниципального района Хабаровского края возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать на территории городского поселения "Рабочий поселок Охотск" Охотского муниципального района Хабаровского края мероприятия по отлову животных без владельцев, их содержание, возврат на прежние места обитания и иные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты".
19 августа 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации Охотского муниципального района Хабаровского края, поданная через Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края 2 августа 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения.
В обоснование кассационной жалобы административный ответчик ссылается на то, что администрацией предпринимаются все необходимые меры для исполнения указанных государственных полномочий на территории района; полагают, что администрация не наделена отдельными государственным полномочиями, включающими в себя отлов животных без владельцев, отсутствуют полномочия по принятию муниципальных нормативных правовых актов в данной сфере.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26 августа 2022 года кассационная жалоба администрации Охотского муниципального района Хабаровского края передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, административный ответчик, заинтересованное лицо в суд не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
Статьей 7 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 498-ФЗ) регламентированы полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с животными.
Согласно части 3 данной статьи органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N498-ФЗ полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и настоящим Федеральным законом.
Полномочия органов государственной власти Хабаровского края и органов местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края в области обращения с животными определяются Законом Хабаровского края от 23 ноября 2011 года N 146 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев".
Согласно положениям части 2 статьи 1, статьи 2, статьи 3 указанного закона Хабаровского края N146, реализация государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований края, путем организации проведения мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, установленных статьей 18 Федерального закона N 498-ФЗ.
Финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета (часть 1 статьи 6 Закона Хабаровского края от 23 ноября 2011 года N 146).
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования (часть 5 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Частью 1 статьи 18 Федерального закона N 498-ФЗ предусмотрены мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, которые включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 данного федерального закона; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 данной части; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
Как следует из материалов дела и установлено судами прокуратурой Охотского района проведена проверка соблюдения администрацией Охотского муниципального района Хабаровского края законодательства об ответственном обращении с животными, в ходе которой установлено неисполнение административным ответчиком в надлежащем порядке полномочий по организации процесса отлова бродячих собак посредством привлечения специализированного муниципального унитарного предприятия, а также выделению денежных средств для софинансирования указанных мероприятий.
Из ответа главы Охотского муниципального района от 10 декабря 2021 года следует, что административным ответчиком нормативно-правовых актов по вопросам обращения с животными без владельцев в 2020-2021 годах не принималось по причине отсутствия необходимости в них. Отсутствует оборудование, необходимое для исполнения требований законодательства по обращению с животными без владельцев, в связи с чем, в 2020 году подрядной организацией выполнялись работы только по отлову, транспортировке и утилизации больных животных, не смотря на объем выделенных Охотскому муниципальному району финансовых средств. В 2021 году администрацией района объявлено 8 аукционов на оказание услуги по обращению с животными без владельцев, однако в связи с отсутствием заявок, закупки признаны несостоявшимися.
Охотскому муниципальному району из краевого бюджета выделяются денежные средства на реализацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Так, в 2020 году выделены денежные средства в размере 3207, 78 тыс. рублей (без учета затрат на администрирование), в том числе 1698, 26 тыс. рублей на единовременную субвенцию на материальное обеспечение осуществления полномочий, 16, 14 тыс. рублей - ежегодная субвенция на материально-техническое обеспечение осуществления полномочий, 1493, 38 тыс. рублей - субвенция на исполнение полномочий. Неосвоенными из 3253, 1 тыс. рублей остались 923, 476 тыс. рублей.
Из информации КГБУЗ "Охотская ЦРБ" следует, что за 2020 год по поводу укушенных ран различных локализаций в учреждении зарегистрировано 17 обращений граждан, из них 10 человек - несовершеннолетние.
Согласно справке ОМВД России по Охотскому району, в период времени с 1 января 2020 года по 10 декабря 2021 года в отдел поступило 3 сообщения о нападениях собак на граждан, из них 1 факт нападения бродячих собак.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что мероприятия по обращению с животными без владельцев на территории муниципального района в полной мере не проводились, и признал незаконным бездействие администрации Охотского муниципального района Хабаровского края в части неисполнения переданных государственных полномочий по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, поскольку административным ответчиком не исполняются переданные государственные полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан в результате неконтролируемого поведения указанных животных, а также распространение болезней, общих для человека и животных.
Оснований не согласиться с данными выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы права изложены судебных актах.
Вопреки доводам кассационной жалобы материалы дела не содержат сведений, подтверждающих принятие администрацией Охотского муниципального района Хабаровского края всех необходимых мер по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, приведенных в части 1 статьи 18 Федерального закона N498-ФЗ.
Доводы кассационной жалобы о том, что ответчиком неоднократно проводились аукционы для выполнения указанных в иске мероприятий, которые в виду отсутствия заявок на участие в аукционах признаны несостоявшимися, не опровергают выводы судов о том, что мероприятия по обращению с животными без владельцев на территории муниципального района в полной мере не проводятся; доказательств невозможности организации мероприятий по отлову животных без владельцев, их содержанию, возврату на прежние места обитания и иных мероприятий, в материалах дела не имеется.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы нижестоящих судов, направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, и не содержат в себе данных, которые имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 16 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 25 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Охотского муниципального района Хабаровского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.