Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 февраля 2022 года, принятое по административному делу N 3а-333/2021, по административному иску общества с ограниченной ответственностью "Владивостокский морской терминал" к министерству земельных и имущественных отношений Приморского края об оспаривании нормативного правового акта органа исполнительной власти Приморского края в части Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, выслушав пояснения представителя Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края Овчинниковой Е.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Царевой М.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N 611-ри утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее - Перечень на 2021 год).
В соответствии с пунктом 4653 указанного Перечня в него включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес". Данный объект недвижимости включен в Перечень 2021 года на том основании, что более 20 процентов площади здания фактически используется в целях размещения офисов, что выявлено в результате обследования, проведенного работником КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края".
Общество с ограниченной ответственностью "Владивостокский морской терминал" (далее - ООО "Владивостокский морской терминал", Общество) обратилось в Приморский краевой суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором просило признать недействующим пункт 4653 Перечня объектов на 2021 год, утвержденного распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ N-ри, с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование требований указано, что ООО "Владивостокский морской терминал" является собственником спорного нежилого здания, включение которого в оспариваемый Перечень влечет за собой необходимость оплаты налога на имущество организаций в размере, исчисляемом из его кадастровой стоимости. Между тем, данный объект недвижимости не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база должна определяться равной кадастровой стоимости. Техническими документами в отношении спорного объекта недвижимости не подтверждается фактическое использование объекта недвижимости в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Наименование помещений и здания не позволяют сделать вывод о том, что объект является офисным зданием, используемым в целях делового, административного или коммерческого назначения.
Решением Приморского краевого суда от 20 сентября 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 февраля 2022 года решение Приморского краевого суда от 20 сентября 2021 года отменено, принято новое решение, которым Пункт 4653 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года N-ри, признан недействующим со дня принятия указанного распоряжения.
26 августа 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края, поданная через Приморский краевой суд 12 августа 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта суда апелляционной инстанции и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В кассационной жалобе представитель Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края ссылается на то, что спорный объект недвижимости обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость. Так, при проведении обследования здания установлено, что 451, 6 кв.м. помещений здания, то есть более 60% от общей площади, фактически используются под размещение офисов, кабинеты соответствуют понятию "офис", они не используются самим налогоплательщиком в целях осуществления своей хозяйственной деятельности, а сдаются в аренду третьему лицу. Данные сведения отражены в Акте обследования, который составлен в соответствии с действующим порядком, с приложением соответствующих фотографий.
Определением председателя судебного состава судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 2 сентября 2022 года кассационная жалоба Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители административного истца, заинтересованных лиц, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя административного ответчика, заключение прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судами нежилое здание площадью 740, 6 кв.м с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", принадлежит ООО "Владивостокский морской терминал".
Вышеуказанным нормативным правовым актом объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", включен в Перечень объектов на 2021 год под пунктом " N".
Пункт 2 статьи 375 НК РФ предусматривает, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пунктам 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ административно-деловым и торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания соответственно (подпункты 1 названных пунктов);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения либо в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) либо торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 1 (1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций" налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке администрацией Приморского края, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных (муниципальных) учреждений и предприятий); нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и торговых объектов либо которые фактически используются для размещения офисов и торговых объектов.
С учетом изложенного, в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ здание, расположенное по адресу: "адрес", имеет назначение "нежилое", наименование "административное здание", количество этажей - 3.
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, здание имеет назначение - "административное", состоит из 2-х этажей и мансарды.
Как следует из экспликации к поэтажному плану здания, оно состоит из следующих помещений: 1 этаж - "помещение охраны", "коридоры", "кабинеты", "санузлы", "подсобное"; 2 этаж - "лестничная клетка", "кабинеты", "подсобное", "кухня", "умывальные", "туалеты", "кладовая", "коридоры"; мансарда - "лестничная клетка", "коридоры", "кабинеты", "туалеты".
Согласно кадастровому плану по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ здание имело наименование "административное", назначение "нежилое здание".
Указанное нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером N площадью 1350 +/- 25.72, вид разрешенного использования - "для дальнейшей эксплуатации здания административного здания с пристройкой".
При таких обстоятельствах на момент включения спорного объекта в Перечень на 2021 год сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, кадастровом паспорте, документах технического учета, не позволяли отнести указанный объект к видам объектов недвижимости в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ, по критериям назначения, разрешенного использования или наименования, что предполагает необходимость установления фактического использования объекта недвижимости.
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований ООО "Владивостокский морской терминал", суд первой инстанции пришел к выводу о том, что спорный объект недвижимости обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость; нарушения Порядка мероприятий по определению вида фактического использования объекта недвижимости, процедуры принятия обжалуемого Перечня объектов недвижимого имущества не установлено. При этом суд первой инстанции принял во внимание акт обследования спорного здания и установил, что осмотренные помещения фактически используются под размещение офисов, кабинеты соответствуют понятию "офис", оборудованы оргтехникой, сдаются в аренду третьим лицам.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение о признании пункта 4653 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, недействующим, установилнарушение порядка принятия нормативного правового акта, также пришел к выводу о том, что акт обследования здания от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать надлежащим доказательством, подтверждающим необходимость включения спорного здания в Перечень на 2021 год.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суд пришел к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения утвержден постановлением Администрации Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" (далее-Порядок).
В соответствии с пунктами 1.2 и 1.4 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, мероприятия по определению вида фактического использования объектов нежилого назначения, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, осуществляются работниками краевой организации, уполномоченной на проведение мероприятий по определению вида фактического использования, подведомственной министерству имущественных и земельных отношений Приморского края. Результаты мероприятий по определению вида фактического использования обсуждаются Комиссией по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения.
В соответствии с пунктом 3.7 Положения о Комиссии, утвержденного вышеназванным постановлением администрации Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ N-па, при рассмотрении результатов проведения мероприятий Комиссия принимает одно из следующих решений, в частности, рекомендовать включить объект нежилого назначения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, либо рекомендовать не включать объект нежилого назначения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно пункту 1.4. Порядка решения об определении вида фактического использования объектов нежилого назначения принимаются министерством имущественных и земельных отношений Приморского края (далее - уполномоченный орган) с учетом рекомендаций Комиссии, внесенных по итогам рассмотрения результатов проведения мероприятий по определению вида фактического использования.
Согласно пункту 3.2. Порядка в ходе проведения мероприятий по определению вида фактического использования осуществляется фотосъемка (при необходимости - видеосъемка), фиксирующая фактическое использование объекта нежилого фонда, а также фотосъемка (при необходимости - видеосъемка) информационных стендов с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в указанном объекте нежилого фонда.
Согласно представленной в материалы дела копии протокола заочного голосования Комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения N (т.3 л.д.14-30), заседание Комиссии состоялось ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о нарушении порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта в указанной части, поскольку в нарушение пункта 1.4 Порядка Перечень на 2021 год утвержден ДД.ММ.ГГГГ, то есть до рассмотрения Комиссией результатов проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов.
Не принимая акт обследования спорного здания от ДД.ММ.ГГГГ в качестве надлежащего доказательства законности включения спорного здания в Перечень на 2021 год, суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что из указанного акта и фототаблицы невозможно определить, какие помещения отнесены к офисным и отнесены ли к таковым указанные на фото, акт не отражает нахождение в здании различных организаций.
Кроме того, согласно акту обследования замеры при определении площади помещений не проводились, а из имеющейся в акте графической части 1, 2 этажа и мансарды, то есть сведений технической документации, которые были использованы специалистом КГКУ "Управление землями и имуществом на территории Приморского края" при расчете доли фактической площади объекта нежилого назначения, используемой для осуществления каждого из видов деятельности, в общей площади объекта нежилого назначения, следует, что в них имеются незаверенные исправления в номерах помещений и их площади.
В силу требований части 7 статьи 213 названного кодекса суд при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта проверяет законность оспариваемых положений, при этом не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 этой же статьи, в полном объеме, в том числе: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия административного ответчика на принятие оспариваемого акта; соответствует ли оспариваемый акт или его часть нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (подпункт "а" пункта 2, пункт 3).
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
При таких обстоятельствах, с учетом основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (части 1 и 7 статьи 3 НК РФ), суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о противоречии пункта 4653 Перечня на 2021 год положениям статьи 378.2 НК РФ и статье 1 (1) Закона Приморского края от 28 ноября 2003 года N 82-КЗ "О налоге на имущество организаций".
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Несогласие административного ответчика с оценкой суда апелляционной инстанций имеющихся в деле доказательств по сути направлено на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 329 КАС РФ выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Принцип правовой определённости предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не является поводом для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 24 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Приморского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.