Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Репиной Е.В, судей Сорокина С.В, Циркуновой О.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 7 декабря 2021 г. (дело N 2а-2269/2021), апелляционное определение судебной коллегии по административным делам тамбовского областного суда от 14 марта 2022 г. (дело N 33а-648/2022), вынесенные по административному делу по административному иску ФИО1 к администрации г.Тамбова Тамбовской области о признании незаконным в части постановления от 05 мая 2014 г. N 3453, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
постановлением администрации г.Тамбова от 05 мая 2014 г. N 3453 "О формировании фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" утвержден перечень многоквартирных домов, расположенных на территории г. Тамбова, собственники помещений в которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован. Данным постановлением определено сформировать фонд капитального ремонта общего имущества на счете Фонда капитального ремонта Тамбовской области в отношении указанных многоквартирных домов.
Постановлением администрации г. Тамбова от 28 июля 2016 г. N 4697 в указанный перечень внесен многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес".
Указанный многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества, утвержденную постановлением администрации Тамбовской области от 25 ноября 2013 г. N 1359 "Об утверждении Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области на период 2014 - 2043 годов".
ФИО91, являясь собственником нежилого помещения N N в указанном многоквартирном доме, обратилась в суд с административным иском о признании незаконным постановления администрации г. Тамбова от 05 мая 2014 г. N 3453 с учетом изменений от 28 июля 2016 г. N 4697 в части включения дома, расположенного по адресу: "адрес" перечень многоквартирных домов, расположенных на территории г.Тамбова, собственники помещений в которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован.
В обоснование требований ФИО1 указала, что в силу п. 6 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также разъяснений, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2016 N 10-П, администрация г. Тамбова обязана была до принятия оспариваемого постановления в части спорного дома провести собрание собственников помещений для определения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта дома. Между тем, такого собрания администрация г.Тамбова не инициировала, соответственно постановление от 05 мая 2014 г. N 3453 является незаконным.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 7 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 14 марта 2022 г, в удовлетворении иска ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 6 мая 2022 г, ФИО1, ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения, указывая на неверное применение судами норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела допущено не было.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судами двух инстанций установлено, что собственники жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес" своевременно не приняли мер и не реализовали право на выбор способа формирования фонда капитального ремонта после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, в связи с чем в соответствии с требованиями ч. 7 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации администрацией г.Тамбова принято постановление о включении дома, расположенного по адресу: "адрес" перечень многоквартирных домов, расположенных на территории г.Тамбова, собственники помещений в которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован.
Мотивы, по которым суды пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах, и оснований считать, что оспариваемое постановление администрации г. Тамбова является незаконным и нарушает права и законные интересы истца, у судебной коллегии не имеется.
В данном случае нарушение своих прав и законных интересов оспариваемым постановлением администрации, административный истец ФИО1 связывает с нарушением требований части 6 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая возлагает на орган местного самоуправления до принятия решения о включении многоквартирного дома в названный перечень, организовать и провести общее собрание собственников помещений дома, принятием администрацией постановления без учета правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 года N 10-и части, согласно которой принятие органом местного самоуправления решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, допустимо лишь после того, как им были предприняты все необходимые меры, направленные на проведение общего собрания собственников помещений в доме.
Однако данные доводы нельзя признать влекущими отмену оспариваемого постановления.
Исходя из анализа собранных по делу доказательств, норм действующего законодательства суды пришли к правильному выводу о наличии у администрации г. Тамбова законных оснований для включения дома расположенного по адресу: "адрес" перечень домов, собственники помещений в которых в установленный срок не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован.
Так, в соответствии со статьей 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта (часть 1).
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора) (часть 3).
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены: 1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта; 3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта; 4) владелец специального счета; 5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора (часть 4).
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение (часть 5).
Не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частью 5 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее (часть 6).
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 7).
Учитывая, что в многоквартирном доме не был выбран и не реализован ни один из возможных способов создания фонда, администрация города Тамбова обоснованно руководствуясь положениями ч. 7 ст. 170 ЖК РФ, приняла решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Установленная законом процедура принятия акта органом местного самоуправления была соблюдена, оспариваемый нормативный правовой акт федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.
Доводам административного истца, приведенным, в том числе, в кассационной жалобе, о неисполнении органом местного самоуправления обязанности, предусмотренной ч. 6 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, дана правильная правовая оценка, в данном случае информация о возможности и сроках принятия собственниками помещений в многоквартирном доме указанного решения вытекает из содержания нормативных правовых актов области, доводилась администрацией г. Тамбова до жителей муниципального образования, в том числе и размещением постановления от 28 июля 2016 N 4697 на официальном интернет - портале администрации города и главы города.
При этом, ФИО10 в случае несогласия с указанным постановлением не была лишена возможности инициировать принятие решения в соответствии части 1 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и о его формировании на специальном счете.
Кроме того как верно отмечено судами, само по себе аккумулирование средств на счете регионального оператора не привело к нарушению прав административного истца, поскольку многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Программой предусмотрены виды и сроки выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес".
Разрешая спор, суды нижестоящих инстанций правильно определили характер правоотношений, лиц, участвующих в деле, и нормы закона, которые их регулируют, определили обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, постановили решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с изложенными выводами судов и судебной оценкой доказательств при вышеизложенных обстоятельствах несостоятельны, направлены на неправильное толкование норм действующего законодательства и переоценку установленных нижестоящими судами обстоятельств по делу, в связи с чем не могут служить основаниями к отмене судебных постановлений, предусмотренными ст. 328 КАС РФ.
Выводы судебных инстанций в решении суда и апелляционном определении являются верными и мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции-
определила:
решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 7 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 14 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 июля 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.