Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Репиной Е.В, судей Смирновой Е.Д, Циркуновой О.М, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Тверской области на решение Центрального районного суда г. Твери от 7 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 16 марта 2022 г, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Правительству Тверской области об оспаривании распоряжения (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-1795/2021)
заслушав доклад судьи Репиной Е.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 является собственником земельных участков с кадастровыми номерами N площадью N кв.м, N, площадью N кв.м, N, площадью N кв.м, N, площадью N кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для ведения сельского хозяйства, расположенных в районе "адрес" сельского поселения "адрес".
25 июня 2018 г. ФИО1 обратился в Правительство Тверской области с ходатайством о переводе указанных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, обосновав его тем, что основным видом деятельности, предполагаемой к размещению на данных земельных участках, является строительство объектов придорожного сервиса в целях создания полноценного комплекса, включающего в себя автомастерскую на 2 поста, кафе на 35 посадочных мест, магазин, гостиницу на 30 мест, мойку автомобилей до двух постов, складские помещения.
Межведомственная комиссия при Правительстве Тверской области по земельным отношениям, рекомендовала Правительству Тверской области принять решение об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую.
Распоряжением Правительства Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ N-рп в переводе земельных участков из одной категории в другую отказано, ввиду того, что земельные участки входят в вид сельскохозяйственных угодий - пашня.
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения Правительства Тверской области от 12 декабря 2019 года N 911-рп "Об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую", мотивируя требование тем, что соответствующий отказ обоснован положениями пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель из одной категории в другую", то есть в связи с установлением в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод. Однако ограничений на перевод принадлежащих ему земельных участков из одной категории в другую действующим законодательством не предусмотрено.
Решением Центрального районного суда г. Твери от 22 июля 2020 г, оставленным в силе апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 16 декабря 2020 г, в удовлетворении иска ФИО1 отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 11 августа 2021 г. судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Твери.
Решением Центрального районного суда г. Твери от 7 декабря 2021 г, измененным апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 16 марта 2022 г, признано незаконным и отменено распоряжение Правительства Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ N-рп "Об отказе в переводе земельных участков из одной категории в другую"; на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть ходатайство ФИО1 о переводе земельных участков из одной категории в другую, поступившее в Правительство Тверской области 6 июля 2018 года.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22 июня 2022 г. судебные акты оставлены без изменения, кассационные жалобы представителя ФИО1 - Теряева Ю.А, представителя Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Кузьменко О.Ю. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 10 июня 2022 г, представитель Правительства Тверской области ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения, принятии нового решения об отказе в удовлетворении иска.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 КАС РФ, определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений из обжалуемых судебных актов не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Разрешая заявленные требования административного истца и удовлетворяя их, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав положения статей 7, пункта 4 части 1 статьи 8, статьи 42 Земельного кодекса РФ, пункта 4 статьи 3, статьи 4, статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель из одной категории в другую", а также Регламент по организации работы при рассмотрении ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, утвержденного распоряжением Правительства Тверской области от 16 ноября 2011 года N 262-рп, установив, что оспариваемое распоряжение принято без надлежащего исследования и оценки всех обстоятельств возможности использования земельных участков по целевому назначению, пришли к выводу о его незаконности и отмене.
Согласно ГОСТ Р 59055-2020. Национальный стандарт РФ. Охрана окружающей среды. Земли. Термины и определения (утв. и введен з действие Приказом Росстандарта от 30.09.2020 N 707-ст), пашня - сельскохозяйственное угодье, систематически обрабатываемое и используемое под посевы сельскохозяйственных культур, включая посевы многолетних трав, а также чистые пары. Согласно действовавшему на момента рассмотрения ходатайства ГОСТ 26640-85, пашня сельскохозяйственное угодье, систематически обрабатываемое и используемое под посевы сельскохозяйственных культур, включая посевы многолетних трав, а также чистые пары.
При этом принято во внимание, что согласно справочной информации, предоставленной директором ООО " ФИО9", земельные участки принадлежали на праве собственности ФИО10 вплоть до их отчуждения. С 2005 года данные земельные участки не рассматривались и не использовались как сельхозугодья в качестве пашен, пастбищ, сенокосов и т.п. и никакой сельскохозяйственной деятельности на них не велось.
Из ответа Россельхознадзора по Тверской области от 04 сентября 2018 г. следует, что в ходе проведения административного обследования объектов земельных отношений установлено: земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N не содержит в своем составе сельскохозяйственныхугодий; земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N не содержит в своем составе сельскохозяйственных угодий; земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N в состав которого входит вид сельскохозяйственных угодий - пашня, зарос древесно-кустарниковой и сорной растительностью; земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером N, в состав которого входит вид сельскохозяйственных угодий - пашня, зарос древесно-кустарниковой и сорной растительностью.
Министерство сельского хозяйства Тверской области в письме от 17 августа 2018 г. указало, что заинтересованность сельхозпроизводителей в использовании земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства отсутствует, указанные земельные участки не включены в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства не допускается.
По информации, предоставленной Тверским филиалом ФГБУ "Управление "Спецмелиоводхоз" от 07 августа 2018 г. N, на указанных земельных участках находится мелиоративная сеть объекта осушения " ФИО11", построенного в 1976 году на площади N га. Объект списан в 2002 году, земли переведены в разряд немелиорируемых; информация о возможности использования указанного земельного участка по целевому назначению отсутствует.
Указанные обстоятельства имеют правовое значение для принятия решения о переводе земельных участков из одной категории в другую.
Доводы кассационной жалобы Правительства Тверской области указанных выше выводов не опровергают, поскольку как правильно указано судами, основанием для признания незаконным оспариваемого распоряжения послужило то обстоятельство, что оно было принято без надлежащего исследования и оценки всех обстоятельств, имеющих значение для решения вопроса о переводе земельных участков из одной категории в другую.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не были предметом оценки при принятии оспариваемого распоряжения, в силу чего применительно к разъяснениям, содержащимся в пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения КАС РФ", не влекут отмену состоявшихся судебных актов.
Вопреки доводам кассационной жалобы обстоятельства дела судами исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка, выводы судов являются обоснованными. Собранных по делу доказательств было достаточно для рассмотрения дела по существу.
Нарушений норм процессуального права или их неправильного применения, которые в силу приведенных положений статьи 328 КАС РФ могли бы являться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, судами нижестоящих судебных инстанций по делу не допущено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, определила:
кассационную жалобу Правительства Тверской области оставить без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 16 августа 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.