Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Склярука С.А, судей Репиной Е.В, Смирновой Е. Д, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу председателя Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение город Зубцов" ФИО12. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 26 января 2022 г. (дело N 33а-300/2022), вынесенное по административному делу по административному иску прокурора Зубцовского района Тверской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Совету депутатов муниципального образования "Городское поселение - город Зубцов Зубцовского района Тверской области" о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении вопроса о прекращении полномочий депутата, обязании устранить допущенные нарушения, заслушав доклад судьи Репиной Е.В, объяснения прокурора Гаврилова Д.А, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокуратурой Зубцовского района Тверской области проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в деятельности Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение - город Зубцов" по результатам которой установлено, что ФИО13. замещающий муниципальную должность депутата Совета депутатов МО "Городское поселение - город Зубцов", в нарушении положений действующего законодательства, за 2020 г. не предоставил сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей. Вопрос о прекращении полномочий депутата Совета депутатов МО "Городское поселение - город Зубцов" ФИО14. на повестку дня заседания Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение - город Зубцов" не вносился и не рассматривался.
Прокурор обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение - город Зубцов" Зубцовского района Тверской области, выразившееся в не рассмотрении вопроса о прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение - город Зубцов" Зубцовского района Тверской области ФИО15 и обязать Совет депутатов муниципального образования "Городское поселение - город Зубцов" Зубцовского района Тверской области включить в повестку дня ближайшего заседания Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение - город Зубцов" Зубцовского района Тверской области рассмотрение вопроса о прекращении полномочий депутата ФИО16.
По мнению административного истца, бездействие представительного органа Совета депутатов МО "Городское поселение - город Зубцов" по рассмотрению вопроса о прекращении полномочий депутата ФИО17. нарушает законные интересы неопределённого круга лиц, поскольку исполнение обязанности по предоставлению достоверных и полных сведений о доходах депутатами и членами их семей обусловлено целью противодействия коррупции, в том числе путём обеспечения к таким сведениям доступа неограниченного круга лиц посредством размещения их на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предполагающего возможность контроля за доходами, а также достоверностью и полнотой представленных сведений.
Решением Зубцовского районного суда Тверской области от 28 октября 2021 г. требования прокурора Зубцовского района Тверской области удовлетворены частично, признано незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение - город Зубцов" Зубцовского района Тверской области, выразившееся в не рассмотрении вопроса о прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение - город Зубцов" Зубцовского района Тверской области ФИО18. В остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 26 января 2022 г. решение Зубцовского районного суда Тверской области от 28 октября 2021 года отменено в части отказа в удовлетворении требований об обязании Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение - город Зубцов" Зубцовского района Тверской области включить в повестку дня ближайшего заседания Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение - город Зубцов" Зубцовского района Тверской области рассмотрение вопроса о прекращении полномочий депутата ФИО19. Принято по делу в указанной части новое решение, которым требования прокурора удовлетворены.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 15 июня 2022 г, председатель Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение город Зубцов" ФИО20, ставит вопрос об отмене апелляционного определения в части удовлетворения требований прокурора о возложении обязанности включить в повестку дня ближайшего заседания Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение - город Зубцов" Зубцовского района Тверской области рассмотрение вопроса о прекращении полномочий депутата ФИО21, указывая на неверное применение судом норм материального и процессуального права. Пропуск прокурором срока обращения в суд.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (статья 328 КАС РФ).
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено судом апелляционной инстанции.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями части 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N273-ФЗ "О противодействии коррупции", пришел к выводу, что непредставление сведений о своих доходах, об обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей является незаконным, служит основанием для досрочного прекращения ФИО22. полномочий депутата, и в нарушение п. 11 ст. 40 указанного Федерального закона N 131-ФЗ, Советом депутатов муниципального образования вопрос о прекращении полномочий депутата Петрова К.Л. не рассматривался.
Отказывая в удовлетворении требований о возложении на ответчика обязанности включить в повестку дня ближайшего заседания Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение - город Зубцов" Зубцовского района Тверской области рассмотрение вопроса о прекращении полномочий депутата Совета депутатов ФИО23, суд первой инстанции исходил из того, что данное требование является ограничением права представительного органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
С такой позицией не согласился суд апелляционной инстанции, указав, что законодателем прокурору предоставлено право по инициированию включения в повестку дня ближайшего заседания Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение - город Зубцов" Зубцовского района Тверской области рассмотрение вопроса о прекращении полномочий депутата ФИО24.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Выражая несогласие с данными выводами суда кассационной инстанции, председатель Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение город Зубцов" ФИО25 указывает, что принятие решения о возложении на ответчика обязанности по включению в повестку дня ближайшего заседания Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение - город Зубцов" Зубцовского района Тверской области рассмотрение вопроса о прекращении полномочий депутата ФИО26, является вмешательством в компетенцию Совета депутатов и противоречит установленному действующим законодательством порядку принятия решения о прекращении полномочий депутата.
С такой позицией судебная коллегия не усматривает оснований согласиться.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление и его самостоятельность в пределах предоставленных полномочий, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель, установив закрытый перечень полномочий органов власти по отношению к местному самоуправлению, указал, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления могут осуществлять исполнительно-распорядительные и контрольные полномочия только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом N 131-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 6 Федерального закона N 131-ФЗ).
Внесенные 3 апреля 2017 года в статью 40 Федерального закона N 131-ФЗ изменения направлены на повышение эффективности правового регулирования отношений в сфере противодействия коррупции, предоставления возможности высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, обязанного обеспечить координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе с органами местного самоуправления, ставить перед названными органами вопрос о досрочном прекращении полномочий депутатов, и не свидетельствуют, как правильно констатировал суд апелляционной инстанции, об ограничении полномочий прокурора по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Учитывая, что вопрос о досрочном прекращении ФИО27. полномочий депутата, на заседание Совета депутатов не выносился, является верным вывод суда апелляционной инстанции о наличии у прокурора права на оспаривание бездействия представительного органа местного самоуправления в связи с не рассмотрением вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО28, а также выводы о том, что постановка такого вопроса перед представительным органом местного самоуправления является прерогативой прокурора.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что прокурором пропущен срок обращения в суд, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм процессуального права, суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по переоценке исследованных по делу доказательств и сделанных на их основе выводов.
На основании изложенного, оспариваемый судебный акт апелляционной инстанции принят в соответствии с нормами процессуального и материального права, оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 327, 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 26 января 2022 г. - оставить без изменения, кассационную жалобу председателя Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение город Зубцов" ФИО29 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 23 августа 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.