Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Циркуновой О.М. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 2 сентября 2022 года (направленную почтовой корреспонденцией 29 августа 2022 года) в суд первой инстанции кассационную жалобу генерального директора АО МПБК "Очаково" Антонова Ю.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 7 апреля 2022 года, вынесенное по административному делу по административному исковому заявлению Акционерного общества "Московский пиво-безалкогольный комбинат "Очаково" к Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы об оспаривании предписания (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-983/2021).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителей административного истца АО "МПБК "Очаково" Трофимовой Н.В, Левачевой Е.К, административного ответчика Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы Чернышевой Ю.Б, судебная коллегия
установила:
АО "МПБК "Очаково" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене предписания Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы от 17 сентября 2021 года N 01-22-8400/21 с требованием обеспечить выполнение квот для приема на работу инвалидов и молодежи в срок до 31 января 2022 года, мотивируя требование тем, что на предприятии созданы рабочие места для инвалидов, открытые вакансии постоянно заполняются. Для трудоустройства молодежи предприятие более 15 лет тесно сотрудничает с Мичуринским государственным аграрным университетом, ежеквартально в Центр занятости представляет сведения о выполнении установленной квоты для приема на работу инвалидов и молодежи.
Решением Никулинского районного г. Москвы от 30 ноября 2021 года признано незаконным и отменено предписание Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы от 17 сентября 2021 года N 01-22-8400/21.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 7 апреля 2022 года решение Никулинского районного суда г. Москвы от 30 ноября 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении требований АО "МПБК "Очаково" отказано.
В кассационной жалобе генерального директора АО "МПБК "Очаково" ставится вопрос об отмене апелляционного определения по мотивам незаконности и необоснованности и оставлении в силе решения районного суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, по результатам плановой документарной проверки, проведенной Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы, вынесено предписание от 17 сентября 2021 года N 01-22-8400/21 об устранении выявленных нарушений в части выполнения квот для приема на работу инвалидов и молодежи в соответствии с требованиями Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 года "О квотировании рабочих мест". Срок исполнения предписания установлен до 31 января 2022 года.
Вынесению данного предписания предшествовал установленный в ходе плановой документарной проверки факт нарушения статей 2-4 Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 года N 90 "О квотировании рабочих мест", пунктов 2.6 - 2.8 Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 4 августа 2009 года N 742-ПП, а именно невыполнение обязанности по созданию (выделению) рабочих мест для приема на работу инвалидов и молодежи, что составило за период с 1 сентября 2018 года по 31 августа 2021 года в суммарном исчислении 767 невыполненных квот (293 квоты для приема на работу инвалидов и 474 квоты для приема на работу молодежи). Общее количество установленных квот в АО "МПБК "Очаково" в последнем проверяемом периоде (август 2021 года) составило 30 квот (14 квот для приема на работу инвалидов и 16 квот для приема на работу молодежи), из них не выполнено 26 квот (12 квот для приема на работу инвалидов и 14 квот для приема на работу молодежи).
Разрешая предъявленное требование и удовлетворяя его, суд первой инстанции исходил из того, что незаполнение организацией рабочих мест в рамках выделенной квоты для трудоустройства инвалидов по причине необращения лиц соответствующей категории по вопросу трудоустройства не свидетельствует о наличии вины организации, не может быть квалифицировано как невыполнение обязанностей по выполнению квоты для приема на работу инвалидов.
При этом указал, что в соответствии с приказами АО "МПБК "Очаково" установлены ежемесячные квоты для трудоустройства инвалидов - в количестве 2% от среднесписочной численности сотрудников и для трудоустройства молодежи - в количестве 2% от среднесписочной численности сотрудников. В период с 1 сентября 2018 года по 31 августа 2021 года на АО "МПБК "Очаково" было выделено и создано 525 рабочих мест для молодежи и 470 рабочих мест для инвалидов. Предприятие в адрес ГКУ ЦЗН неоднократно направляло запросы о содействии в подборе необходимых работников, принимало участие в межрегиональной ярмарке вакансий для студентов-выпускников. Сведений, указывающих на наличие случаев отказа лицам указанной категории в трудоустройстве, не содержится.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, установив обстоятельства настоящего дела, оценив их применительно к положениям Закона г. Москвы от 22 декабря 2004 года N 90 "О квотировании рабочих мест", согласно которым обязанность по обеспечению трудовой занятости инвалидов на созданных (выделенных) рабочих местах в счет установленной квоты возложена на работодателей, пришла к выводу об ошибочности вывода суда первой инстанции, указав, что вопрос о наличии вины в неисполнении Обществом предписания к юридически значимым обстоятельствам по рассматриваемому делу не относится.
В кассационной жалобе представителя административного истца приводятся доводы о выполнении квоты по трудоустройству молодежи и инвалидов за период с 1 сентября 2018 года по 1 сентября 2021 года в соответствии с действующим законодательством, принятии всех возможных мер для выполнения обязанности по созданию квотируемых рабочих мест для инвалидов и молодежи, размещении объявлений, обращений в службу занятости и ассоциацию инвалидов Москвы, трудоустройстве всех желающих, отсутствии отказов в трудоустройстве.
Указывается, что незаполнение организацией мест в рамках выделенной квоты для трудоустройства инвалидов по причине необращения лиц такой категории по вопросу трудоустройства свидетельствует об отсутствии вины организации и не может быть квалифицировано как невыполнение обязанностей по выполнению квоты для приема на работу инвалидов.
Приведенные доводы судебная коллегия находит заслуживающими внимания.
Согласно подпункту 4 пункту 1 статьи 7.1 Закона РФ от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" к полномочиям Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, отнесены разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона города Москвы от 22 декабря 2004 года N 90 "О квотировании рабочих мест" квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, и для молодежи следующих категорий: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.
Часть 2 названной нормы Закона устанавливает, что работодатели независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организаций, за исключением общественных объединений инвалидов и образованных ими организаций, в том числе хозяйственных товариществ и обществ, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, организуют в городе Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 3 данного Закона работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, устанавливается квота в размере 4 процентов от среднесписочной численности работников: 2 процента - для трудоустройства инвалидов и 2 процента - для трудоустройства категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона.
Работодатель самостоятельно рассчитывает размер квоты исходя из среднесписочной численности работников, занятых на территории города Москвы. Среднесписочная численность работников в текущем месяце исчисляется в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики. При расчете количества работников, трудоустроенных в счет квоты, округление их числа производится в сторону уменьшения до целого значения (часть 2 названной выше статьи).
Согласно части 2 статьи 4 Закона города Москвы "О квотировании рабочих мест" и пункта 2.6 Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 04 августа 2009 года N 742-ПП, работодатели в соответствии с установленной квотой обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 настоящего Закона. Рабочие места считаются созданными (выделенными), если на них трудоустроены граждане указанных категорий.
В соответствии с частью 3 указанной статьи, пунктом 2.7 Положения о квотировании рабочих мест в городе Москве трудоустройство инвалидов и молодежи в счет установленной квоты производится работодателями самостоятельно с учетом предложений уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы в области занятости населения и социальной защиты населения, а также общественных организаций инвалидов.
Часть 3 статьи 2 названного Закона предусматривает, что выполнением квоты для приема на работу считается:
1) в отношении инвалидов - трудоустройство работодателем инвалидов, имеющих рекомендации к труду, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней;
2) в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 настоящей статьи, - трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет города Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в городе Москве на день ее уплаты в порядке, установленном нормативными правовыми актами города Москвы.
Из приведенных нормативных положений следует, что законодатель, предоставляя для инвалидов дополнительные гарантии занятости, в целях обеспечения для них равных с другими гражданами возможностей трудоустройства, возложил на работодателей обязанность по установлению квоты, созданию (выделению) квотируемых рабочих мест и выполнению установленной квоты путем трудоустройства инвалидов.
При этом невыполнением квоты можно считать такие действия работодателя, при которых он необоснованно отказал в трудоустройстве инвалиду либо молодежи на квотируемое рабочее место или уклонился от заключения трудового договора.
Доказательств, подтверждающих отказы или уклонение АО "МПБК "Очаково" от трудоустройства инвалидов или молодежи, в настоящем деле отсутствуют.
Административным истцом в адрес ГКУ ЦЗН неоднократно направлялись запросы о содействии в подборе необходимых работников. АО МПБК "Очаково" принимало участие в межрегиональной ярмарке вакансий для студентов-выпускников.
К материалам настоящего дела административным истцом представлены списки работающей молодежи поквартально за период с 1 сентября 2019 года по 31 августа 2021 года.
Эти обстоятельства подтверждают выполнение административным истцом возложенных законом обязанностей, касающихся установления квоты, а также создания (выделения) квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов и молодежи в соответствии с установленной квотой, при том, что в законодательстве, регламентирующем порядок и условия создания квотируемых рабочих мест для трудоустройства инвалидов и молодежи, а также выполнения такой квоты, не предусмотрена обязанность работодателя по самостоятельному поиску и подбору кадров на квотируемые рабочие места для инвалидов и молодежи при отсутствии соответствующих обращений граждан или направления их службой занятости для трудоустройства.
Изложенное позволяет прийти к выводу о том, что судом апелляционной инстанции нормы материального права были применены неправильно, в связи с чем обжалуемый судебный акт не может быть признан законным, он подлежит отмене с оставлением в силе решения Никулинского районного г. Москвы от 30 ноября 2021 года по основаниям, приведенным в настоящем определении.
Руководствуясь статьями 328, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 7 апреля 2022 года отменить, оставив в силе решение Никулинского районного г. Москвы от 30 ноября 2021 года.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
О.М. Циркунова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 ноября 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.