Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бибеевой С.Е, судей Байбакова М.А. и Курчевской С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-15/2021 по иску Литвинова Андрея Вадимовича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве об оспаривании приказов, обязании включить периоды службы в выслугу лет в льготном исчислении, произвести перерасчет пенсии
по кассационной жалобе Литвинова А.В. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 28 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 21 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Бибеевой С.Е, выслушав объяснения истца Литвинова А.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения по жалобе представителя ГУ МВД России по г. Москве Марусич Е.А, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Литвинов А.В. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве (далее также - ГУ МВД России по г. Москве), в котором, уточнив требования, просил признать незаконными приказ Управления ФСНП России по г. Москве от 26 июня 2003 г, приказ Управления ФСКН России по г. Москве от 31 мая 2016 г, приказ ГУ МВД России по г. Москве от 31 июля 2019 г. в части исчисления льготной выслуги для назначения пенсии, признать право на включение в выслугу лет в льготном исчислении периода прохождения службы в должности сотрудника подразделения физической защиты в органах налоговой полиции 1 год 2 месяца 19 дней, периода исполнения должностных обязанностей сотрудника службы специального назначения органов по контролю за оборотом наркотиков 6 лет 5 месяцев 15 дней, обязать ответчика включить в выслугу для надбавки к должностному окладу и для назначения пенсии данные периоды службы в льготном исчислении, произвести перерасчет пенсии.
Исковые требования мотивированы тем, что приказом ГУ МВД России по г. Москве от 31 июля 2019 г. N2064 л/с он был уволен со службы в органах внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по выслуге лет, дающей право на получение пенсии с 1 августа 2019 г. В данном приказе указано, что выслуга лет для назначения пенсии составляет 20 лет 01 месяц 16 дней, тогда как, по его мнению, должна составлять 20 лет 04 месяца 9 дней в календарном исчислении. Также ответчиком не учтен подлежащий зачету в выслугу лет для назначения пенсии при увольнении из органов внутренних дел период исполнения обязанностей сотрудников Службы специального назначения УФСКН России по г. Москве в соответствии с п. 6 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2004 N 254 в льготном исчислении 06 лет 05 месяцев 15 дней. Таким образом, ответчиком необоснованно не включен в расчет льготного стажа период прохождения службы в ФСКН, полагает отказ в перерасчете выслуги лет является незаконным.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 28 апреля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 21 июня 2022 г, в удовлетворении исковых требований Литвинова А.В. отказано.
В кассационной жалобе истец Литвинов А.В. просит принятые по делу судебные постановления отменить, как незаконные. В обоснование несогласия с судебными постановлениями указывает на допущенные нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда установленным по делу обстоятельствам, неверную оценку доказательств.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Согласно ч.ч. 2 и 3 ст.18 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 утвержден Порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации.
В соответствии с положениями данного постановления (в редакции на дату назначения пенсии) в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитываются, в том числе служба в органах налоговой полиции Российской Федерации в качестве сотрудников, имеющих специальные звания (азб. 5 п. 1).
В выслугу лет для назначения пенсии после увольнения со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации помимо периодов, указанных в пунктах 1 и 1(1) настоящего постановления, засчитываются служба, время работы и иные периоды, включенные в выслугу лет для назначения пенсии сотрудникам федеральных органов налоговой полиции, исчисленные в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-1 "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", в указанных органах на момент их увольнения в связи с принятием на службу в органы внутренних дел в порядке перевода (п. 1 (2)).
В выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитывать на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в должностях оперативного состава и других должностях при участии в оперативно-розыскной деятельности, в следственных подразделениях и подразделениях физической защиты органов налоговой полиции - сотрудникам этих органов, имеющим специальные звания, по перечню подразделений и должностей, утверждаемому директором Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации (абз. 34 пп. "г" п. 3).
В соответствии со ст. 51 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного Постановлением ВС РФ от 20.05.1993 N 4991-1, время прохождения службы в оперативных подразделениях и подразделениях физической защиты органов налоговой полиции засчитывается в выслугу лет сотрудников указанных подразделений из расчета один месяц службы за полтора месяца.
Перечень должностей, на которые распространяется льготное исчисление выслуги лет, устанавливается директором Департамента налоговой полиции.
Приказом ФСНП РФ от 06.11.2001 N 508, действовавшим до 1 июля 2003 г, была утверждена Инструкции о порядке выплаты процентной надбавки за выслугу лет сотрудникам федеральных органов налоговой полиции.
Пунктами 10, 12 Инструкции предусматривалось, что в соответствии с частью 11 статьи 51 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации перечень должностей, на которые распространяется льготное исчисление выслуги лет для выплаты процентной надбавки, определяется директором ФСНП России.
Начало и прекращение льготного исчисления выслуги лет для выплаты процентной надбавки сотруднику налоговой полиции оформляется приказом по личному составу. Периоды льготного исчисления выслуги лет для выплаты процентной надбавки заносятся в послужной список личного дела сотрудника налоговой полиции.
Согласно п.п. 7, 12 Положения об исчислении выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания сотрудникам федеральных органов налоговой полиции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 N 43, сотрудникам налоговой полиции, проходящим службу на должностях оперативного состава, в следственных подразделениях или подразделениях физической защиты, а также участвующим в оперативно - розыскной деятельности, в выслугу лет для назначения надбавки включается время службы из расчета один месяц службы за полтора месяца.
Перечень должностей, на которые распространяется порядок исчисления на льготных условиях выслуги лет (из расчета один месяц службы за полтора месяца), определяется директором Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.
Порядок организации работы по исчислению выслуги лет для назначения надбавки определяется директором Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.
Судом установлено и из материалов дела слелует, что в период с 21 марта 2001 г. по 30 июня 2003 г. Литвинов А.В. проходил службу в должности контролера 2 отделения 2 отдела комендантской службы Управления физической защиты УФСНП России по г. Москве.
Приказом УФСНП России по г. Москве N 297-лс от 26 июля 2003 г. Литвинов А.В. уволен со службы в органах налоговой полиции по п. "е" ч. 1 ст. 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-1 (по сокращению штатов), выслуга лет исчислена в календарном исчислении.
В период с 1 июля 2003 г. по 31 мая 2016 г. Литвинов А.В. проходил службу в Управление Госнаркоконтроля России по г. Москве, Управлении ФСКН России по г. Москве.
Приказом Управления ФСКН России по г. Москве N 373-лс от 31 мая 2016 г. Литвинов А.В. уволен со службы в органах наркоконтроля по пп. 7 п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05.06.2003 N 613, (в связи с переводом в другой государственный орган), выслуга лет исчислена в календарном исчислении.
С 1 июня 2016 г. по 1 августа 2019 г. Литвинов А.В. проходил службу в органах внутренних дел.Приказом ГУ МВД России по г. Москве N 2064-лс от 31 июля 2019 г. Литвинов А.В. уволен со службы в органах внутренних дел 1 августа 2019 года по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии), выслуга лет исчислена в календарном исчислении.
С 2 августа 2019 г. Литвинову А.В. назначена пенсия за выслугу лет (20 полных лет в календарном исчислении) в соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь вышеприведенными нормами закона, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о том, что нарушений прав истца на пенсию за выслугу лет ответчиком допущено не было.
Разрешая требования истца о признании незаконным приказа Управления ФСНП России по г. Москве от 26 июня 2003 года в части исчисления выслуги лет, признании права на включение в выслугу лет в льготном исчислении периода прохождения службы в должности сотрудника подразделения физической защиты в органах налоговой полиции, обязании ответчика включить данный период в выслугу для назначения пенсии и надбавки к должностному окладу в льготном исчислении, произвести перерасчет пенсии, суд первой инстанции исходил из того, что из органов налоговой полиции Литвинов А.В. был уволен по п. "е" ч. 1 ст. 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 года N 4991-1 (по сокращению штатов), а не в порядке перевода, как предусматривает п. 1 (2) постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941; данных, подтверждающих, что занимаемая Литвиновым А.В. должность в органах налоговой полиции в установленном порядке была включена в перечень должностей, на которые распространяется льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии, процентной надбавки, не имеется, наличие соответствующих приказов о льготном исчислении выслуги лет, сведений в послужном списке также не имеется.
Разрешая требования истца об оспаривании приказа Управления ФСКН России по г. Москве 31 мая 2016 года, приказа ГУ МВД России по г. Москве от 31 июля 2019 года, признании права на включение в выслугу лет в льготном исчислении периода службы в органах наркоконтроля, обязании включить данный период службы в выслугу лет для назначения пенсии и надбавки к должностному в льготном исчислении, произвести перерасчет пенсии, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.
При этом исходил из того, что Литвинов А.В. в период с 1 июля 2003 года до 11 марта 2005 года занимал должность младшего специалиста Дежурной части Службы по Восточному административному округу Управления Госнаркоконтроля России по г. Москве, с 11 марта 2005 года до 24 июля 2010 года занимал должность старшего инспектора Дежурной части Службы по Восточному административному округу Управления ФСКН России по г. Москве, с 24 июня 2010 года по 31 мая 2016 года занимал должность старшего инспектора Дежурной части Службы по Восточному административному округу межрайонного, городского (районного) органа наркоконтроля Управления ФСКН России по г. Москве.
Отклоняя доводы истца о том, что в указанный выше период помимо основных должностных обязанностей сотрудника дежурной части на него было возложено исполнение должностных обязанностей сотрудников службы специального назначения Управления ФСКН России по г. Москве и данный период службы подлежал исчислению в льготном порядке один месяц службы за полтора суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с абз. 20 п. 1 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации засчитывается служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в качестве лиц рядового и начальствующего состава (в том числе в должностях стажеров).
Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 1).
Согласно ч. 10 ст. 33 Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" стаж службы (выслуга лет) сотрудников органов наркоконтроля, принятых на службу в органы внутренних дел в порядке перевода, исчисленный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в указанных органах на момент их увольнения в связи с переводом в другой государственный орган засчитывается в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел и в стаж государственной службы в полном объеме и пересчету не подлежит.
Постановлением Правительства РФ от 28.05.2004 N 254 утверждены Правила исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В соответствии с пп. "б" п. 3 Правил в выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы сотрудникам включаются на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца время службы в подразделениях специального назначения органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в соответствии с перечнем должностей, утверждаемым директором Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, в том числе срок испытания на этих должностях в качестве стажеров.
Согласно п. 6 Правил сотруднику, временно исполняющему обязанности по должности, указанной в пункте 3 настоящих Правил, а также по должности в органе по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, расположенном в районе или местности, служба в которых включается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, время исполнения этих обязанностей включается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях.
Постановлением Правительства РФ от 31.05.2004 N 258 утвержден Порядок исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
Согласно пп. "б" п. 6 и абз. 12 п. 6 Порядка в стаж службы (выслугу лет) включаются на следующих льготных условиях один месяц службы за полтора месяца время службы сотрудников (стажеров) в подразделениях специального назначения органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в соответствии с перечнем должностей, утверждаемым директором Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.
Сотруднику, временно исполняющему обязанности по должности, указанной в настоящем пункте, а также по должности в органе по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, расположенном в районе или местности, служба в которых включается в стаж службы (выслугу лет) на льготных условиях, время исполнения этих обязанностей включается в стаж службы (выслугу лет) на льготных условиях.
Учитывая, что должности, которые занимал истец при прохождении службы в органах наркоконтроля, не отнесены к перечню подразделений и должностей, время службы в которых включается в выслугу лет для назначения пенсии и в выслугу лет для выплаты ежемесячной надбавки к окладу, исполнение обязанности в подразделениях специального назначения органов по контролю за оборотом наркотических средств на Литвинова А.В. не возлагалось, приказы органом по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, устанавливающих Литвинову А.В. периоды службы в льготном исчислении, не издавались, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о признании незаконными приказа Управления ФСКН России по г. Москве 31 мая 2016 года, приказа ГУ МВД России по г. Москве от 31 июля 2019 года, признании права на включение в выслугу лет в льготном исчислении периода службы в органах наркоконтроля. Соответственно, требования об обязании включить спорный период службы в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, перерасчете пенсии удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым судебными инстанциями дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы, приведенные в обоснование несогласия с выводами судов, повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку, по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не может служить основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений, поскольку кассационный суд общей юрисдикции при проверке законности судебных постановлений имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, а также предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (статья 379.6, часть 3 статьи 390 ГПК РФ).
Исследование и оценка доказательств, а также установление и оценка фактических обстоятельств дела относятся к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с этим доводы заявителя не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке. Нарушений норм процессуального законодательства при оценке судами доказательств не установлено.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой доказательств судами первой и апелляционной инстанций и с их выводами об установленных на основе оценки доказательств обстоятельствах дела само по себе основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по этому делу, не является.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 28 апреля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 21 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Литвинова Андрея Вадимовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.