Апелляционное определение 1-го Западного окружного военного суда от 10 ноября 2022 г. по делу N 33а-316/2022
1-й Западный окружной военный суд в составе председательствующего Лазарева Е.В., судей Постникова В.Н. и Кислова Д.Н. при секретаре судебного заседания Багаеве Д.Р. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 5 июля 2022 года по административному иску "данные изъяты" Загрутдинова Юрия Александровича об оспаривании решения "данные изъяты" об отказе в принятии члена семьи на жилищный учёт.
Заслушав доклад судьи Кислова Д.Н, объяснения представителя административного истца Шерстняковой Е.В, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, окружной военный суд
УСТАНОВИЛ:
"данные изъяты" рассмотрев заявление Загрутдинова о принятии его на учет нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания с составом семьи из 4-х человек, уведомлением от 28 января 2022 года направил ему решение от 14 января 2022 года о принятии его на учет с составом семьи из 3-х человек, включая двоих несовершеннолетних детей, одному из которых принадлежит 1/5 доли квартиры общей площадью 60, 6 кв.м по "адрес", и с уменьшением в связи с этим на 12, 12 кв.м общей площади предоставляемого жилого помещения.
В уведомлении "данные изъяты" сообщил Загрутдинову об отсутствии права состоять на учете у его супруги, поскольку по 8 декабря 2020 года она была постоянно зарегистрирована по тому же адресу, где на нее приходилось 12, 12 кв.м общей площади жилого помещения и не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ пятилетний срок после намеренного ухудшения ею жилищных условий.
В административном иске Загрутдинов просил суд признать незаконным решение жилищного органа об отказе включить супругу в состав его семьи для обеспечения жилым помещением, и обязать принять супругу на требуемый учет.
Решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 5 июля 2022 года в удовлетворении административного иска было отказано.
В апелляционной жалобе Загрутдинов просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что в 2009 году супруга подарила своей матери 1/5 доли в праве собственности на жилое помещение по "адрес" и между ними было заключено соглашение о том, что право пользования жилым помещением за супругой не сохраняется, а регистрация по адресу жилого помещения носит формальный характер.
Супруга утратила право пользования жилым помещением с момента распоряжения своей долей в праве собственности на него в 2009 году. После добровольного выезда из квартиры и заключения соглашения с собственником жилья по смыслу статьи 31 ЖК РФ она тогда же прекратила являться членом семьи собственника жилого помещения и ухудшила свои жилищные условия. С 2009 года супруга проживает вместе с административным истцом и их детьми, в том числе с 2013 года в предоставленной ему на состав семьи служебной квартире. Следовательно, применение жилищным органом к супруге предусмотренного статьей 53 ЖК РФ пятилетнего срока неправомерно.
Рассмотрев дело по правилам статьи 308 КАС РФ, в соответствии с частью 1 которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
По делу установлено, что Загрутдинов проходит военную службу с августа 1996 года и относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
В его личное дело внесены сведения о членах семьи: супруге - "данные изъяты", и их сыновьях "данные изъяты" и "данные изъяты" годов рождения.
25 сентября 2009 года "данные изъяты" подарила матери принадлежавшую ей 1/5 долю в праве общей долевой собственности на квартиру по "адрес", сохранив в квартире постоянную регистрацию. Согласно письменному соглашению между ними, мать дала согласие на сохранение дочерью регистрации в квартире без права проживания в ней.
Вступившим в законную силу решением "данные изъяты" от 10 августа 2020 года "данные изъяты" по иску матери была признана утратившей право пользования этим жилым помещением с прекращением регистрации по данному месту жительства.
8 декабря 2020 года "данные изъяты" снялась с регистрационного учета в указанной квартире и с 28 октября 2021 года зарегистрировалась по месту пребывания в служебной квартире в "данные изъяты", предоставленной административному истцу от военного ведомства на весь состав его семьи.
В декабре 2021 года Загрутдинов обратился в жилищный орган с заявлением о постановке с составом семьи из 4 человек на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма в "данные изъяты"
Решением "данные изъяты" от 14 января 2022 года, направленным административному истцу уведомлением от 28 января 2022 года, супруге в принятии на учет отказано по мотиву ухудшения ею в декабре 2020 года своих жилищных условий и неистечения установленного статьей 53 ЖК РФ пятилетнего срока.
Соглашаясь с решением жилищного органа, суд пришел к выводу о соответствии его закону. Однако этот вывод сделан судом вопреки нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и без учёта всех существенных обстоятельств дела.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что гарантированное статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и СК РФ.
Из данных разъяснений по применению статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что государство принимает на себя обязательство по обеспечению жильём тех членов семьи военнослужащего, которые проживают совместно с военнослужащим. При этом отношения, связанные с реализацией права военнослужащих и членов их семей на жилище, регламентируются как нормами законодательства, определяющего их правовой статус, так и нормами жилищного и семейного законодательства.
Согласно абзацу 13 пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 2 декабря 2019 года N 416-ФЗ, действующей на день принятия судом решения) военнослужащие-граждане признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации, и обеспечиваются жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В абзаце 14 пункта 1 статьи 15 того же Федерального закона указано, что признание военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставление им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений осуществляется с учетом положений статьи 53 и части 8 статьи 57 ЖК РФ.
Аналогичные по своему содержанию предписания приведены и в новой редакции статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", введенной в действие с 9 июля 2022 года на основании Федерального закона от 28 июня 2022 года N 199-ФЗ.
Исходя из предписаний части 1 статьи 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
В соответствии с частью 2 статьи 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Изложенное указывает на то, что жилищный орган при определении уровня обеспеченности семьи гражданина, претендующего быть признанным нуждающимся в жилом помещении, общей площадью жилого помещения должен исходить из наличия у каждого из её членов прав пользования и собственности всеми имеющимися в их распоряжении жилыми помещениями.
Иное толкование приведённых норм может повлечь сверхнормативное обеспечение граждан жильем за счет государства, так как предоставление военнослужащим и членам их семей жилых помещений предполагает, прежде всего, наличие обязательного условия - нуждаемости в жилом помещении.
Из заявления, с которым Загрутдинов 1 декабря 2021 года обращался в "данные изъяты", следовало, что он просил принять его на жилищный учёт с составом семьи, включая супругу, претендующую на получение жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, в качестве члена семьи военнослужащего.
Приложенными к заявлению документами (свидетельством о заключении брака, договором найма служебного жилого помещения от 20 октября 2021 года, справкой о регистрации формы 9 от 17 ноября 2021 года) подтверждалось, что "данные изъяты" состоит с административным истцом в официальном браке, проживает с ним и детьми в служебной квартире по "данные изъяты", и там же зарегистрирована.
С учётом таких данных, разрешая вопрос о принятии семьи Загрутдинова на учёт, жилищный орган должен был в соответствии с приведёнными выше требованиями закона проверить и учесть жилищные условия всех без исключения лиц, входящих в состав семьи данного военнослужащего, которые с ним совместно проживают.
В соответствии с пунктом 12 Правил признания военнослужащих-граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 октября 2020 года N 1768, военнослужащие и члены их семей, которые с намерением приобретения права состоять на учете совершили действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений, утрате права пользования жилыми помещениями или к их отчуждению, в результате которых военнослужащие и члены их семей могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из этого следует, что правовые последствия ухудшения жилищных условий в виде пятилетнего запрета на принятие на учет применяются не только к военнослужащему, но и к совместно проживающим с ним членам его семьи.
Вместе с тем, согласно статье 3 Закона "данные изъяты" от 19 июля 2005 года N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в "данные изъяты"", учетная норма площади жилого помещения на одного человека в "данные изъяты" составляет 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах.
Жилищная обеспеченность Загрутдинова с членами семьи, претендующими на получение жилья по линии военного ведомства в качестве членов семьи военнослужащего, даже с учётом долей общей площади жилого помещения, принадлежащей сыну (12, 12 кв.м), а также ранее принадлежавшей супруге, составляла менее учётной нормы для "данные изъяты", где военнослужащий Загрутдинов намеревался быть обеспеченным жильём, так как на каждого из них в этом случае приходилось бы по 6, 06 кв.м (24, 24 / 4) общей площади жилого помещения.
Поскольку действия супруги по распоряжению принадлежащей ей долей жилого помещения не привели к нуждаемости всей семьи в жилье, эти действия не могут быть препятствием для принятия на жилищный учет в соответствии с правилами статьи 53 и пункта 3 части 1 статьи 54 ЖК РФ, а в силу части 8 статьи 57 ЖК РФ подлежат учету при обеспечении жильем.
На основании изложенного решение "данные изъяты" об отказе супруге административного истца в принятии на жилищный учёт в качестве члена семьи военнослужащего для обеспечения жилым помещением в "данные изъяты" являлось необоснованным и требованиям закона не отвечало.
Ошибочные выводы гарнизонного военного суда об отсутствии у супруги Загрутдинова права на обеспечение жилым помещением от Министерства обороны РФ противоречат приведённым выше нормам материального права, в связи с чем решение гарнизонного военного суда подлежит отмене, а административный иск - удовлетворению.
Поскольку принятие граждан на жилищный учет законом отнесено к полномочию жилищного органа, в целях восстановления нарушенного права административного истца окружной военный суд считает необходимым и достаточным обязать административного ответчика отменить в оспариваемой части направленное уведомлением от 28 января 2022 года решение от 14 января 2022 года и повторно рассмотреть вопрос признания "данные изъяты" нуждающейся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма в "данные изъяты" в качестве члена семьи Загрутдинова Ю.А. с учетом выводов суда апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении данного вопроса следует учитывать, что право пользования квартирой по "адрес" утрачено "данные изъяты" на основании вступившего в законную силу решения "данные изъяты" от 10 августа 2020 года, а снятие с регистрационного учета по указанному адресу произведено ею 8 декабря 2020 года. С этой же даты, то есть с 8 декабря 2020 года, должен исчисляться и предусмотренный частью 8 статьи 57 ЖК РФ пятилетний срок со дня совершения действий, учитываемых при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма.
Руководствуясь ст. 309, 310 и 311 КАС РФ, окружной военный суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 5 июля 2022 года по административному иску Загрутдинова Юрия Александровича отменить и принять по делу новое решение.
Административный иск Загрутдинова Юрия Александровича удовлетворить.
Решение "данные изъяты" от 14 января 2022 года об отказе в принятии "данные изъяты" на учёт нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма в "данные изъяты" признать незаконным.
Обязать "данные изъяты" данное решение отменить и повторно рассмотреть вопрос о признании "данные изъяты" нуждающейся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма в "данные изъяты" в качестве члена семьи Загрутдинова Ю.А.
Кассационная жалоба может быть подана в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ
СУДЬИ:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.