ПОСТАНОВЛЕНИЕ
N 16-6934/2022
Санкт-Петербург 25 ноября 2022 года
Заместитель председателя Третьего кассационного суда общей юрисдикции Городков А.В, рассмотрев жалобу временно исполняющего обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия Горид Е.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 7 июля 2022 года и решение судьи Верховного Суда Республики Карелия от 15 сентября 2022 года в отношении акционерного общества "Тандер" (далее - АО "Тандер", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 7 июля 2022 года (с учетом изменений, внесенных определением об исправлении описки от 23 сентября 2022 года), оставленным по существу без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Карелия от 15 сентября 2022 года, АО "Тандер" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
АО "Тандер" признано виновным в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Правонарушение совершено обществом в г. Петрозаводске Республики Карелия в период и при обстоятельствах, подробно изложенных в постановлении судьи городского суда.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, временно исполняющая обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия Горид Е.А. выражает несогласие с приведенными выше судебными актами, полагая, что при вынесении решения судами были существенно нарушены процессуальные требования КоАП РФ, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Считает вывод судов об отсутствии в материалах дела доказательств, указывающих на наличие в противоправных действиях АО "Тандер" угрозы распространения опасного заболевания (COVID-19), в связи с чем действия общества подлежат квалификации по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, а не по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, субъективным и ничем необоснованным. Просит судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.
АО "Тандер", уведомленное в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче должностным лицом надзорного органа жалобы на судебные постановления, в установленный срок возражений на нее не представило.
Изучив доводы жалобы, приложенные к ней документы и судебные решения, оснований для ее удовлетворения не усматриваю.
Положениями ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством РФ исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года N 715.
Постановлением Правительства РФ от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в числе прочего посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу ст. 11 Закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
На территории РФ действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством РФ. Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст. 39 Закона N 52-ФЗ).
СП 2.3.633668-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности торговых объектов и рынков, реализующих пищевую продукцию", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20 ноября 2020 года N 36, направлены на охрану жизни и здоровья населения, предотвращение возникновения и распространения инфекционных, неинфекционных заболеваний и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям деятельности юридических и физических лиц, связанной с реализацией пищевой продукции, в том числе на рынках и ярмарках, и к используемым при осуществлении такой деятельности зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, территориям, оборудованию и транспортным средствам.
Санитарные правила и нормы СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 28 января 2021 года, разработаны с целью предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения РФ, и устанавливают обязательные требования, в том числе для юридических лиц.
В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" запрещается обращение пищевых продуктов, материалов и изделий, которые являются опасными и (или) некачественными по органолептическим показателям.
В связи с угрозой распространения на территории Республики Карелия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на основании распоряжения Главы Республики Карелия от 12 марта 2020 года N 127-р с 12 мая 2020 года на территории Республики Карелия введен режим повышенной готовности.
Из содержания судебных актов следует, что в период с 4 по 10 марта 2022 года на основании решения врио руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия от 2 марта 2022 года N 121 в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора), с целью оценки соблюдения юридическим лицом обязательных требований законодательства РФ в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения была проведена плановая выездная проверка деятельности АО "Тандер" на торговых объектах г. Петрозаводска (магазинах розничной продажи пищевой продукции "Магнит"), в ходе которой выявлены факты несоблюдения обществом требований ст. ст. 11, 39 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 3 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов, СП 2.3.3.3668-20, СанПиН 3.3686-21, Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), выявленных в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
По данному факту 26 мая 2022 года должностным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в отношении АО "Тандер" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, который с иными материалами дела был передан на рассмотрение в Петрозаводской городской суд Республики Карелия.
Постановлением судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 7 июля 2022 года действия АО "Тандер" переквалифицированы на ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.
Проверяя 15 сентября 2022 года законность и обоснованность данного судебного акта, судья Верховного Суда Республики Карелия с выводами судьи городского суда, изложенными в постановлении от 7 июля 2022 года, согласился. С указанием в мотивировочной части решения на исключение из объема предъявленного обвинения выявленных 10 марта 2022 года должностными лицами надзорного органа в ходе осмотра одного из проверяемых объектов нарушений, что с учетом других установленных по делу обстоятельств не повлекло освобождение общества от административной ответственности, оставил постановления по существу без изменения.
Принимая обжалуемые решения, нижестоящие судебные инстанции, оценив и проанализировав фактические обстоятельства дела вместе с подлежащими применению нормами КоАП РФ и законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом правовой позиции и разъяснений Верховного Суда РФ, пришли к обоснованному выводу о том, что выявленное правонарушение охватывается диспозицией, предусмотренной ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, поскольку, несмотря на то, что нарушения соответствующих требований выявлены в период режима повышенной готовности, обстоятельства совершения правонарушителем противоправных действий (бездействия), влекущих угрозу распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих (COVID-19), не установлено.
Оснований ставить под сомнение указанные выводы судов, исходя из содержания судебных актов, не усматривается.
Вопреки доводам жалобы в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены событие административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа и объективной оценки собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Поскольку составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 6.3 и ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ имеют единый родовой объект посягательства, в результате переквалификации положение лица, в отношении которого возбуждено дело, не ухудшалось, судья городского суда с учетом разъяснений, содержащихся в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ", с выводами которого обоснованно согласился судья верховного суда республики, пришел к верному выводу о возможности переквалификации действий АО "Тандер" с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ на ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ.
Таким образом, нижестоящие судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о совершении АО "Тандер" административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, что соответствует фактическим обстоятельствам дела и подтверждается собранными по делу доказательствами, перечисленными в обжалуемых судебных актах, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам ст. 26.11 указанного Кодекса.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом исследования нижестоящих судебных инстанций, не опровергают установленных обстоятельств и не влияют на законность принятых по делу судебных актов. Аналогичные доводы были предметом проверки и оценки судьи верховного суда республики при пересмотре постановления, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в решении от 15 сентября 2022 года, не ставят под сомнение наличие в действиях АО "Тендер" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, и законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм КоАП РФ и положений законодательства, относящихся к рассматриваемой правовой ситуации, не свидетельствует о том, что судьями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные КоАП РФ процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено АО "Тандер" в пределах санкции ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, с соблюдением требований ст. ст. 3.1, 4.1 данного Кодекса и является обоснованным.
При рассмотрении жалобы на постановление судьи городского суда, с доводами, аналогичными приведенным в рассматриваемой жалобе, судьей верховного суда республики дело проверено в полном объеме в соответствии со ст. 26.1, ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, в решении дана объективная правовая оценка всем доводам заявителя и приведены мотивы, по которым суд пришел к выводу о законности и обоснованности привлечения общества к административной ответственности и справедливости назначенного наказания.
Исходя из содержания судебных актов, оснований ставить под сомнение выводы судов о наличии в действиях АО "Тандер" состава административного правонарушения, правильность его юридической оценки, характер и размер назначенного наказания - не имеется.
Обстоятельств, которые в силу п.п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых судебных актов, не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ, ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 7 июля 2022 года и решение судьи Верховного Суда Республики Карелия от 15 сентября 2022 года в отношении АО "Тандер" по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу временно исполняющего обязанности заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия Горид Е.А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Третьего кассационного суда
общей юрисдикции (подпись) А.В. Городков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.