Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зеленского А.М, судей Бельмас Н.А. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-1832/2022) по кассационной жалобе администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 28 июля 2022г. (N33а-3257/2022) по административному иску главы крестьянского (фермерского) хозяйства Алексеева Д.Ю. к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании решения администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 14 октября 2021г. N5332 незаконным, об обязании провести мероприятия в соответствии с пп.1 п.1 ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации по заявлению вх.N5392 от 29 сентября 2021г.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, объяснения представителя администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области Березовской Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Алексеев Д.Ю. обратился в суд с административным иском к администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области о признании решения администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 14 октября 2021г. N5332 незаконным, обязании провести мероприятия в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации по заявлению вх.N5392 от 29 сентября 2021г.
В обоснование указал, что оспариваемым решением администрации Гатчинского муниципального района N 5332 от 14 октября 2021г. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в согласовании схемы расположения земельного участка в связи с нарушениями п.п.4, 6 Приложения N1 Приказа Министерства экономического развития РФ от 27 ноября 2014г. N762. С данным решением не согласен, считает его незаконным и необоснованным, поскольку при подготовке схемы расположения земельного участка были учтены материалы и сведения о зонах с особыми условиями использования территории. Кроме того, согласно "Правилам землепользования и застройки МО "Веревское сельское поселение" Гатчинского муниципального района Ленинградской области", а также "Карте зон с особыми условиями использования территорий по экологическим условиям и нормативному режиму хозяйственной деятельности", испрашиваемый земельный участок не входит в зоны с особыми условиями использования территорий.
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 22 марта 2022г. в удовлетворении административного иска главы крестьянского (фермерского) хозяйства Алексеева Д.Ю. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 28 июля 2022г.
решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 22 марта 2022г. отменено с вынесением нового об удовлетворении административных исковых требований частично.
Признано незаконным решение администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области N 5332 от 14 октября 2021г.
Администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области обязана повторно рассмотреть заявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Заря" Алексеева Д.Ю. N5392 от 29 сентября 202г1.
В кассационной жалобе администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области просит апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградской области от 28 июля 2022г. отменить, оставив без изменения решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 22 марта 2022г. В обоснование ссылается на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемого судебного постановления не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь его отмену в кассационном порядке.
Согласно статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 указанного Кодекса.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду без проведения торгов, регламентирован статьями 39.14-39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Предварительное согласование предоставления земельного участка согласно статье 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляется на основании заявления заинтересованного лица, к которому, среди прочего, должна быть приложена схема участка. Уполномоченный орган рассматривает данное заявление в срок не более чем тридцать дней со дня поступления и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. По результатам рассмотрения и проверки уполномоченный орган принимает одно из следующих решений: о предварительном согласовании или об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. При этом в ситуации, когда для предоставления земельного участка требуется его образовать, а к рассмотренному заявлению прилагалась схема участка, названные решения должны также содержать соответственно указание на утверждение схемы участка или на отказ в утверждении схемы участка.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. Такое решение может быть принято при наличии хотя бы одного из следующих оснований, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 данного Кодекса.
В силу подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи такая подготовка схемы расположения участка на кадастровом плане территории осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014г. N 762 утверждены: Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа (далее-Требования) и форма схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в формате документа на бумажном носителе.
Как следует из материалов дела, 29 сентября 2021г. в администрацию Гатчинского муниципального района Ленинградской области поступило заявление от главы крестьянского (фермерского) хозяйства "Заря" Алексеева Д.Ю. о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, площадью 27450 кв.м, расположенного по адресу: Ленинградская область, Гатчинский район, Веревское сельское поселение, согласно схеме расположения земельного участка для сельскохозяйственного производства; заявление зарегистрировано под вх. N5392.
К указанному заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Алексеева Д.Ю. приложены: схема расположения земельного участка, соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (далее-КФХ), выписка из ЕГРИП, копия паспорта.
Письмом администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 14 октября 2021г. N5332 главе крестьянского(фермерского) хозяйства "Заря" Алексееву Д.Ю. отказано в в утверждении схемы расположения на основании подпункта 1 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ и в предварительном согласовании предоставления испрошенного земельного участка на основании подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, так как в соответствии с п.4, п.6 приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014г. N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" при подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории учитываются сведения о зонах с особыми условиями использования территории. Испрашиваемый земельный участок попадает в зону санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения 3 пояса, информация о которой в графических материалах отсутствует.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение принято уполномоченным органом местного самоуправления в пределах его компетенции, с соблюдением установленной процедуры, соответствует положениям законодательства. Суд первой инстанции отметил, что отсутствие отображения в схемах испрашиваемого земельного участка зон с особыми условиями использования территорий повлечет невозможность соблюдения определенных условий (ограничений) при их использовании.Не согласившись с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда отменила решение суда первой инстанции, указав следующее.
Решением совета депутатов муниципального образования "Веревское сельское поселение" Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 17 декабря 2012г. N49 (199) утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Веревское сельское поселение" Гатчинского муниципального района Ленинградской области".
Согласно карте зон с особыми условиями использования территории Правил землепользования и застройки Веревского сельского поселения Гатчинского муниципального района Ленинградской области в границах сельского поселения установлены зоны с особыми условиями использования территории, в том числе, н-5 водоохранная зона, н-7 зона санитарной охраны источников водоснабжения и н-8 зона санитарной охраны источников водоснабжения, с указанием границ указанных зон.
Во исполнение запроса суда апелляционной инстанции, администрацией Гатчинского муниципального района Ленинградской области представлены копия распоряжения комитета по природным ресурсам Ленинградской области N272 от 25 апреля 2021г. "Об утверждении проекта зон санитарной охраны 1-111 поясов подземного водозабора "Орловские ключи" (Таицкий водозабор) ОАО "Ленинградские областные коммунальные системы" с Приложением 1 и 2 к Распоряжению, а также выкопировка из проекта зон охраны "ЗСО") водозабора "Орловские ключи".
Исследовав представленные документы, суд апелляционной инстанции установил, что запрашиваемый административным истцом земельный участок расположен в 111 поясе ЗСО.
Согласно пункту 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
В соответствии с пунктом 2, подпунктом 3 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности объектами в составе водного фонда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (подпункт 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу части 10 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018г. N 342-Ф3 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", действовавшего в редакции на дату принятия оспариваемого решения, зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до 1 января 2022 года нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8, 9 указанной статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции цитируемого Федерального закона). Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции указанного Федерального закона) не требуется, за исключением случая, предусмотренного частью 11 указанной статьи.
Из приведенных положений Земельного кодекса Российской Федерации следует, что ограничиваются в обороте и в силу прямого указания закона в частную собственность не предоставляются только земельные участки, находящиеся в первом и во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов.
В данном случае земельный участок расположен в 3 поясе ЗСО, что не препятствует его предоставлению в собственность в связи с перераспределением, то есть данное обстоятельство не является основанием для отказа.
В силу части 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что указанные выше обстоятельства не были приняты во внимание судом первой инстанции при рассмотрении и разрешении заявленных административным истцом требований.
Суд апелляционной инстанции указал, что в соответствии с ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 КАС РФ именно администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области была обязана доказать наличие достаточных оснований для принятия данного решения, однако, достоверных и допустимых доказательств наличия фактических обстоятельств, на которых основано принятое оспариваемое решение, что административным ответчиком не выполнено.
Изложенное же в силу пп."в" п.3 ч.9 ст.226, п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ является основанием для признания оспариваемого решения незаконным.
Суд апелляционной инстанции признал, что допущенное судом первой инстанции нарушение является существенным, без устранения которого невозможно восстановление законности, а также защита прав и законных интересов участников избирательного процесса.
В связи с чем, судебной коллегией по административным делам Ленинградского областного суда решение суда первой инстанции отменено с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований частично и признанием незаконным решения администрации, выраженного в письме N5332 от 14 октября 2021г, с установлением порядка восстановления нарушенного права административного истца в виде возложения на администрацию Гатчинского муниципального района Ленинградской области обязанности повторно рассмотреть заявление главы КФХ "Заря" Алексеева Д.Ю. N5392 от 29 сентября 2021г.
Выводы суда апелляционной инстанции являются верными, в апелляционном определении суда апелляционной инстанции мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании.
Соглашаясь с обоснованностью выводов суда апелляционной инстанции по существу, судебная коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает также необходимым отметить следующее.
Как указано выше, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка главе КФХ Алексееву Д.Ю. явилось неотражение в графических материалах схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории данных о том, что испрашиваемый земельный участок попадает в зону санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения 3 пояса.
В обоснование данного вывода администрация Гатчинского муниципального района Ленинградской области сослалась на п.п.4, 6 приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014г. N762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" (далее-Приказ).
Между тем, ни в п.п.4, 6 Требований, утвержденных Приказом (действовавшего в период спорных правоотношений, утратил силу с 1 сентября 2022г. в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 21 апреля 2022г. N216), ни в иных положениях данного Приказа не указано об обязанности заявителя представлять графические материалы в составе схемы расположения земельного участка с нанесенными границами зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого значения 3 пояса.
Исходя из пункта 4 Требований при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
А в пункте 6 Требований отражено, что в схеме расположения земельного участка приводится: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; проектная площадь каждого земельного участка; список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка; сведения об утверждении схемы расположения земельного участка.
При этом, в пункте 6 Требований не указано, что в схеме расположения земельного участка надлежит указывать о наличии санитарных или иных зон или наносить границы санитарных зон.
Изложенное свидетельствует об ошибочном толковании судом апелляционной инстанции положений приказа Минэкономразвития России от 27 ноября 2014г. N762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе" при рассмотрении дела, но не влияет на правильность вывода судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда о незаконности ответа администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 14 октября 2021г. по существу, и не свидетельствует о неправомерности обжалуемого апелляционного определения.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции, названным доводам дана надлежащая оценка судом апелляционной инстанции, не согласиться с которой оснований не имеется.
Несогласие с выводами суда не является правовым основанием для отмены обжалуемого акта.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений апелляционным судом не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 28 июля 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Гатчинского муниципального района Ленинградской области-без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградской области от 28 июля 2022г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 9 ноября 2022г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.