Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зеленского А.М, судей Бельмас Н.А. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N3а-53/2022) по кассационному представлению прокурора г.Санкт-Петербурга на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 9 августа 2022г. (N66а-786/2022) по административному иску Рыжова В.В. о признании недействующим в части постановления правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016г. N524 "О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга".
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, объяснения начальника отдела управления прокуратуры г.Санкт-Петербурга Федоровой Ю.О, представителей правительства Санкт-Петербурга Попова Р.А. и Долгушеву А.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016г. N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" (далее также - постановление от 21 июня 2016г. N524) утверждены Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга, включающие, в том числе, градостроительные регламенты в границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт- Петербурга согласно приложению N 8, в разделе 1 которого установлены общие требования к видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункты 1.2.1 - 1.2.11).
23 июля 2019г. постановлением правительства Санкт-Петербурга N 464 "О внесении изменений в постановление правительства Санкт- Петербурга от 21.06.2016 N 524" (далее также - постановление от 23 июля 2019г. N464) в постановление от 21 июня 2016г. N524 внесены изменения.
Приложение N 8 изложено в редакции, согласно приложению к указанному постановлению.
Пунктом 1.2.9 раздела 1 Приложения N 8 в этой редакции установлено:
"Жилые дома размещаются на земельных участках с видами разрешенного использования "малоэтажная многоквартирная жилая застройка" (код 2.1.1), "среднеэтажная жилая застройка" (код 2.5), "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" (код 2.6) при возможности их обеспечения объектами обслуживания жилой застройки с кодами 3.4.1 (поликлиники) и 3.5.1 (детские сады, школы).
Гостиницы, в которых более 10% номеров/апартаментов имеют зоны, предназначенные для приготовления пищи, соответствующие СП 54.13330.2011 "Здания жилые многоквартирные", размещаются на земельных участках в границах соответствующих территориальных зон, градостроительными регламентами которых предусмотрен вид разрешенного использования "гостиничное обслуживание" (код 4.7), при возможности их обеспечения объектами обслуживания жилой застройки с кодами 3.4.1 (поликлиники) и 3.5.1 (детские сады, школы) в соответствии с требованиями, установленными Правилами к размещению объектов, относящихся соответственно к видам разрешенного использования "малоэтажная многоквартирная жилая застройка" (код 2.1.1), "среднеэтажная жилая застройка" (код 2.5), "многоэтажная жилая застройка (высотная застройка)" (код 2.6), а также иными требованиями к размещению объектов жилой застройки в соответствии с действующим законодательством.
Возможность обеспечения объектами обслуживания жилой застройки, подтверждается наличием одного из следующих документов:
утвержденной документации по планировке территории, в составе которой предусмотрено размещение объектов обслуживания жилой застройки, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта при условии, что данные объекты включены в Адресную инвестиционную программу либо создание указанных объектов подтверждается документом, из которого следуют обязательства физических или юридических лиц по созданию таких объектов;
утвержденной Адресной инвестиционной программы, предусматривающей размещение объектов обслуживания жилой застройки, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта;
документа, подтверждающего обязательства физического или юридического лица по созданию объектов обслуживания жилой застройки, указанных в абзацах первом и втором настоящего пункта".
Пунктом 1.2.10 раздела 1 Приложения N8 к постановлению от 21 июня 2016г. N524 в этой редакции предусмотрено, что выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства в сфере жилищного строительства осуществляется при наличии решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта, предоставленного в порядке, установленном законом Санкт-Петербурга.
Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 26 февраля 2021г. N85 "О внесении изменений в постановление правительства Санкт- Петербурга от 21.06.2016 N 524" (далее также - постановление от 26 февраля 2021 года N 85), опубликованным на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http;//www/gov.spb.ru 26 февраля 2021 года и вступившим в силу на следующий день после его официального опубликования, Приложение N 8 к постановлению от 21 июня 2016г. N 524 изложено в редакции, согласно приложению к этому постановлению, при этом содержание пункта 1.2.10 раздела 1 по сравнению с предыдущей редакцией по существу не изменилось, в абзаце 2 пункта 1.2.9 раздела 1 вместо СП 54.13330.2011 "Здания жилые многоквартирные" указано СП 54.13330.2016 "СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные".
Рыжов В.В. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать не действующими пункт 1.2.9 раздела 1 Приложения N 8 к постановлению от 21 июня 2016г. N524, изложенный в редакции как постановления от 23 июля 2019г. N464, так и в редакции постановления от 26 февраля 2021г. N85, а также пункт 1.2.10 раздела 1 Приложения N 8 к постановлению от 21 июня 2016г. N524 в редакции постановления от 23 июля 2019г. N464.
В обоснование административный истец ссылался на нарушение его прав и законных интересов, как собственника земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", которому службой строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга отказано в выдаче разрешения на строительство комплекса жилых домов с надземной автостоянкой в границах этого земельного участка со ссылкой на оспариваемые положения, которые противоречат статье 5.2, части 6 статьи 30, части 4 статьи 37, частям 7 и 10 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ.
Определением Санкт-Петербургского городского суда от 12 апреля 2022г. производство по делу в части требований о признании недействующими абзаца 2 пункта 1.2.9 раздела 1 Приложения N 8 к постановлению от 21 июня 2016г. N524, в редакциях постановления от 23 июля 2019г. N464 и постановления от 26 февраля 2021г. N85, а также пункта 1.2.10 раздела 1 Приложения N8 к постановлению от 21 июня 2016г. N524, в редакции постановления от 23 июля 2019г. N464, прекращено.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 12 апреля 2022г, с учетом определения от 3 июня 2022г. об исправлении описки, в удовлетворении административного иска Рыжова В.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 9 августа 2022г. решение Санкт-Петербургского городского суда от 12 апреля 2022г. отменено в части отказа в удовлетворении требований административного иска Рыжова В. В. о признании недействующим абзаца 6 пункта 1.2.9 раздела 1 ПриложенияN 8 к постановлению правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 года N524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга".
Признан недействующим со дня вынесения апелляционного определения абзац 6 пункта 1.2.9 раздела 1 Приложения N 8 к постановлению правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016г. N524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга".
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Рыжова В. В. - без удовлетворения.
В кассационном представлении прокурор г.Санкт-Петербурга просит апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 9 августа 2022г. в части признания недействующим абзаца 6 п.1.2.9 раздела 1 Приложения N8 к постановлению правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016г. N524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права судом апелляционной инстанции.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Такие нарушения допущены судом апелляционной инстанции.
Согласно ч.2 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
В ч.3 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения:
1) о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления;
2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами;
3) о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления;
4) о проведении общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)
5) о внесении изменений в правила землепользования и застройки;
6) о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.
Под градостроительным регламентом в силу пункта 9 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (часть 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.
Частью 2 статьи 63 названного Кодекса предусмотрено, что в случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения полномочия в области градостроительной деятельности не отнесены к перечню вопросов местного значения, определенному законами указанных субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", полномочия, установленные частью 3 статьи 8 настоящего Кодекса (в том числе утверждение правил землепользования и застройки), осуществляются органом государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения.
В силу положений части 4.1 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга - утверждаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Санкт-Петербурга.
Правительство Санкт-Петербурга является высшим исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляет правовое регулирование по вопросам, отнесенным к его компетенции, посредством издания, в том числе, постановлений (часть 1 статьи 16, части 1 статьи 43, часть 2 статьи 46 Устава Санкт-Петербурга, пункт 1 статьи 1, подпункт 10 пункта 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 6 июля 2009г. N335-66 "О правительстве Санкт-Петербурга", пункт 3.2 Регламента правительства Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением правительства Санкт- Петербурга от 16 декабря 2003 г. N 100).
Законом Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009г. N508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", устанавливающим разграничение полномочий органов государственной власти Санкт- Петербурга в сфере регулирования градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге, к полномочиям правительства Санкт-Петербурга в соответствии с положениями статьи 3 указанного Закона, отнесено принятие решения о подготовке проекта Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга и внесении изменений в Правила землепользования и застройки Санкт-Петербурга.
Процедура подготовки и принятия нормативного правового акта о внесении изменений в правила землепользования и застройки регламентирована статьями 31 и 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных статьей 33 указанного кодекса, статьей 12 Закона Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009г. N508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", разделом 6 приложения N 1 к постановлению правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016г. N524, и предусматривает, в том числе, проведение публичных слушаний или общественных обсуждений по проекту, порядок организации и проведения которых в Санкт-Петербурге урегулирован Законом Санкт-Петербурга от 20 июля 2006г. N400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт- Петербурге".
Постановление правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016г. N524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" в первоначальной редакции, постановление правительства Санкт-Петербурга от 23 июля 2019г. N464 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N524" приняты уполномоченным органом государственной власти - правительством Санкт-Петербурга в соответствии с установленной процедурой, по форме и виду соответствуют акту, который вправе принять Правительство Санкт-Петербурга, опубликованы в соответствии с установленным порядком, что установлено вступившими в законную силу решениями Санкт-Петербургского городского суда от 14 января 2019г. по административному делу N За-11/2019, от 9 июня 2020г. по административному делу NЗа-79/2020, имеющим преюдициальное значение для настоящего дела в силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Процедура принятия постановления правительства Санкт-Петербурга от 26 февраля 2021г. N85 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2016 N 524" проверена Санкт- Петербургским городским судом в рамках рассмотрения административного дела N 3а-144/2021.
Решение о подготовке проекта нормативного правового акта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Санкт- Петербурга принято постановлением правительства Санкт-Петербурга от 17 февраля 2020г. N84, сообщение о чем и установленном сроке, в течение которого исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, органы местного самоуправления Санкт-Петербурга, заинтересованные лица могут представлять предложения по подготовке проекта, опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт- Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (gov.spb.ru) 19 февраля 2020г. в соответствии с частью 3 статьи 12 Закона Санкт-Петербурга от 24 ноября 2009г. N508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге".
На основании постановления Губернатора Санкт-Петербурга от 5 ноября 2020г. N 94-пг в период с 14 ноября 2020г. по 31 декабря 2020г. проведено общественное обсуждение проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки; оповещение о начале общественных обсуждений опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга 6 ноября 2020г.; экспозиция документации осуществлена на официальном сайте Комитета по градостроительству и архитектуре hhttp://kgainfo.spb.ru с 14 ноября 2020г. по 18 декабря 2020г, в помещении указанного Комитета, на территориях районов Санкт-Петербурга, в том числе, Пушкинского района Санкт-Петербурга, в границах которого находится рассматриваемая территория, - в Доме молодежи Царскосельский; Заключения о результатах общественных обсуждений опубликованы в установленном порядке в соответствии с пунктом 12 статьи 7-2 Закона Санкт-Петербурга от 20 июля 2006г. N400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и общественных обсуждений при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" (т.2 л.д.178-188, 232- 236)
В соответствии с пунктом 5 статьи 60 Федерального закона от 25 июня 2002г. N73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" проекты правил землепользования и застройки, подготовленные применительно к территориям исторических поселений федерального значения, подлежат согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке. Аналогичное требование содержит часть 8.1 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Санкт-Петербург включен в Перечень исторических поселений федерального значения, утвержденный совместным приказом Министерства культуры Российской Федерации и Министерства регионального развития Российской Федерации от 29 июля 2010г. N418/339 "Об утверждении перечня исторических поселений".
Во исполнение указанных требований Министерство культуры России письмом от 2 февраля 2021г. согласовало проект постановления о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Санкт- Петербурга.
Оспариваемый акт принят по согласованию с членами правительства Санкт-Петербурга на совещании 25 февраля 2021г, подписан Губернатором Санкт-Петербурга 26 февраля 2021г. и опубликован на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (gov.spb.ru) 26 февраля 2021г, то есть в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 16 июля 2010г. N 445-112 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга".
С учетом изложенного как суд первой инстанции, так и суд апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что оспариваемые нормы Правил землепользования и застройки Санкт-Петербурга приняты уполномоченным органом в рамках предоставленных полномочий с соблюдением установленной процедуры и порядка опубликования.
Как следует из материалов дела, Рыжов В.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования среднеэтажная жилая застройка.
9 ноября 2016г. административному истцу выдан градостроительный план земельного участка, в котором указана территориальная зона участка в соответствии с постановлением от 21 июня 2016 года N 524 - ТЗЖ1 (зона среднеэтажных и многоэтажных (до 9 этажей включительно) многоквартирных жилых домов, расположенных вне исторически сложившихся районов центральной части Санкт-Петербурга, с включением объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, связанных с проживанием граждан, а также объектов инженерной инфраструктуры).
Уведомлением от 30 июня 2020г. N 07-05-17010/20-0-1 служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга отказала Рыжову В.В. в выдаче разрешения на строительство объекта "Комплекс жилых домов с надземной автостоянкой" в границах вышеназванного земельного участка с указанием на то, что представленная проектная документация не соответствует требованиям градостроительного регламента территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок, в части общих требований к видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных постановлением от 21 июня 2016г. N 524 (в редакции постановления от 23 июля 2019г. N 464), а именно в части допустимости размещения жилых домов при возможности их обеспечения объектами социальной инфраструктуры в соответствии с пунктом 1.2.9 раздела 1 Приложения N8 к Постановлению (размещение указанного объекта не обеспечено объектами социальной инфраструктуры), отсутствия решения о согласовании архитектурно-градостроительного облика объекта, предоставленного в соответствии с пунктом 1.2.10 раздела 1 приложения N 8 к Постановлению.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции сделал вывод о том, что федеральный законодатель не конкретизирует круг иных вопросов землепользования и застройки, регулирование которых может быть включено в соответствии с пунктом 6 части 3 статьи 30 Градостроительного кодекса в правила землепользования и застройки.
Следовательно, в состав правил землепользования и застройки могут быть включены положения о регулировании вопросов землепользования и застройки, прямо не перечисленных в статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, но необходимых в целях регулирования вопросов землепользования и застройки конкретной территории с учетом целей разработки правил землепользования и застройки и исходя из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
Суд первой инстанции признал, что оспариваемые нормы устанавливают правила использования земельных участков с определенными видами разрешенного использования, соблюдение которых подтверждается одним из документов, указанных в абзаце 4-6 пункта 1.2.9 раздела 1 Приложения N 8 к Постановлению N 542, то есть регулируют общие вопросы землепользования территории; необходимость получения застройщиком каких-либо согласований и разрешений при этом не устанавливается, также как и обязанность по предоставлению указанных в оспариваемой норме документов непосредственно таким лицом при обращении за получением разрешения на строительство,.
В связи с чем, суд не согласился с тем, что оспариваемые положения возлагают на лицо, обратившееся за выдачей разрешения на строительство, не предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации обязанности, и противоречат ст.5.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающей перечень мероприятий, осуществляемых при реализации проектов по строительству объектов капитального строительства, чч.7, 10 ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующим вопросы предоставления документов при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство.
Суд первой инстанции признал, что доводы административного истца о том, что перечисленные в части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации составляющие правил землепользования и застройки выделены в Постановлении N 524 в отдельных главах, при этом оспариваемые положения включены в Приложение N 8 "Градостроительные регламенты в границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга", не опровергают вывод о предмете регулирования оспариваемой нормы, поскольку законодательством не установлена недопустимость указания отдельных положений, регулирующих вопросы землепользования и застройки, в различных частях правил землепользования и застройки, при условии, что использование такой юридической техники не влечет за собой неопределенность правового регулирования.
Утверждение административного истца, о том, что рассматриваемая норма не отвечает признаку определенности, судом первой инстанции признано ошибочным, поскольку указанная норма содержит однозначно толкуемое требование об обеспечении территории конкретными объектами социальной инфраструктуры, подтверждаемое перечисленными в пункте 1.2.9 документами. Регулирование административных процедур подготовки необходимых документов, подтверждающих соблюдение закрепленного в пункте 1.2.9 правила, находится за пределами правового регулирования, устанавливаемого правилами землепользования и застройки.
Доводы административного истца о невозможности определения достаточности имеющейся социальной инфраструктуры для размещения жилого объекта, понимания каким образом, за чей счет и в какие сроки должны быть достигнута обеспеченность планируемого к размещению жилого дома признаны судом первой инстанции необоснованными, так как в соответствии с постановлением правительства Санкт-Петербурга от 24 мая 2021г. N 314 "О создании Градостроительной комиссии Санкт-Петербурга" в целях реализации единой государственной политики в сфере обеспечения объектами обслуживания жилой застройки при осуществлении градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга создана Градостроительная комиссия Санкт-Петербурга, к задачам которой отнесено определение условий реализации проектов жилищного строительства в части обеспеченности объектами обслуживания жилой застройки, в том числе в части соблюдения требований пунктов 1.2.9 приложений N 7 и 8 к Правилам землепользования и застройки Санкт- Петербурга от 21.06.2016 N524(пункт 2.2.3 Положения о Градостроительной комиссии Санкт-Петербурга).
Суд отметил, что согласно пояснениям представителя административного ответчика до создания Градостроительной комиссии Санкт-Петербурга обеспечение предоставления такой информации лицам, планирующим застройку, обеспечивалось администрациями районов и Комитетом по строительству Санкт-Петербурга, что административным истцом не опровергнуто.
Суд первой инстанции сделал вывод о том, оспариваемые положения не свидетельствуют об ограничении правомочий собственника земельного участка, закрепляемых статьей 40 Земельного кодекса Российской Федерации, и не вступают в противоречие с предписанием, содержащимся в части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку не предполагают необходимости получения правообладателем земельного участка, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, дополнительных разрешений и согласования при выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Не согласившись с позицией суда первой инстанции в части, суд апелляционной инстанции признал ошибочным ссылку суда первой инстанции на п.6 ч.3 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отметив, что данная норма относится к положениям, связанным с порядком применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений, и направлена на регулирование иных вопросов землепользования и застройки, непосредственно не поименованных в статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в то время как оспариваемые положения содержат требования к определенным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, то есть регламентируют вопросы градостроительных регламентов.
При этом суд апелляционной инстанции не усмотрел наличие оснований для вывода о противоречии оспариваемой нормы части 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции полагал, что оспариваемые положения абзаца 6 пункта 1.2.9 раздела 1 Приложения N 8 постановления от 21 июня 2016г. N524 не отвечают требованиям определенности, в связи с чем признал недействующим абзац 6 пункта 1.2.9 раздела 1 Приложения N 8 постановления от 21 июня 2016г. N524.
Обосновывая данный вывод, суд апелляционной инстанции указал, что выделяя документ, подтверждающий обязательства физического или юридического лица по созданию объектов обслуживания жилой застройки, в качестве самостоятельного способа, подтверждающего возможность обеспечения планируемых к размещению многоквартирных жилых домов объектами образования и здравоохранения (в отсутствии документации по планировке территории и Адресной инвестиционной программы), данная норма не раскрывает его существо, не содержит объективных критериев определения данным документом возможности обеспечения объектами обслуживания жилой застройки и допускает возможность его произвольного применения.
Как следует из пояснений представителей административного ответчика в заседании суда апелляционной инстанции и письменных возражений на апелляционную жалобу, фактически возможность обеспечения объектами обслуживания жилой застройки определяется администрациями районов, на территории которых планируется размещение объектов жилой застройки, которые представляют в службу государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга соответствующую информацию о нуждаемости района в том или ином объекте социальной инфраструктуры (поликлинике, школе или детском саде) или об отсутствии такой нуждаемости.
Подобный подход в отсутствие объективных критериев ставит субъектов рассматриваемых правоотношений в различное положение, обусловленное позицией администрации района по вопросу обеспеченности района объектами социальной инфраструктуры, тем самым свидетельствует о нарушении принципа равенства.
Таким образом, оспариваемое нормативное положение в системе действующего правового регулирования не отвечает общеправовому критерию формальной определенности, так как его содержание не обеспечивает однозначное понимание и толкование, приводит к возможности его произвольного применения.
С указанным выводом суда апелляционной инстанции судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции согласиться не может по следующим основаниям.
В пункте 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018г. N50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Вместе с тем нормативный правовой акт не может быть признан недействующим, если суд придет к выводу, что по своему содержанию оспариваемый акт или его часть не допускают придаваемое им при правоприменении толкование. Этот вывод должен быть обоснован в решении суда. При этом в решении суда указывается на надлежащее толкование.
Согласно абзацу 6 пункта 1.2.9 раздела 1 Приложения N8 постановления от 21 июня 2016г. N524 возможность обеспечения объектами обслуживания жилой застройки подтверждается наличием "документа, подтверждающего обязательства физического или юридического лица по созданию объектов обслуживания жилой застройки, указанных в абзацах первой и втором настоящего пункта".
Таким образом, содержание приведенной оспариваемой нормы является ясным и определенным; оспариваемая норма не вызывает неоднозначного толкования.
При этом, как правильно указал и суд первой инстанции, и прокурор в кассационном представлении, регулирование административных процедур подготовки необходимых документов, перечисленных в п.1.2.9 раздела 1 Приложения N8 постановления от 21 июня 2016г. N524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" выходит за рамки регулирования, устанавливаемого правилами землепользования и застройки.
Кроме этого, в данной части суд первой инстанции обоснованно сослался на постановление правительства Санкт-Петербурга от 24 мая 2021г. N314 "О создании Градостроительной комиссии Санкт-Петербурга", которым к задачам Градостроительной комиссии Санкт-Петербурга отнесено определение условий реализации проектов жилищного строительства в части обеспеченности объектами обслуживания жилой застройки, в том числе в части соблюдения требований пункта 1.2.9 Приложения N8 к Правилам землепользования и застройки Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016г.
С учетом изложенного, выводы суда апелляционной инстанции о наличии правовых оснований для признания недействующим абзаца 6 пункта 1.2.9 раздела 1 Приложения N8 к постановлению правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016г. N524 "О Правилах землепользования и застройки" вследствие правовой неопределенности нормы являются необоснованными.
В тоже время, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении Санкт-Петербургского городского суда от 12 апреля 2022г, об отсутствии оснований для признания недействующим абзаца 6 пункта 1.2.9 раздела 1 Приложения N8 к постановлению правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016г. N524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" основаны на материалах дела и согласуются с приведенным правовым регулированием. Доводам административного истца в указанной части дана надлежащая оценка судом первой инстанции, не согласиться с которой оснований не имеется. Выводы суда первой инстанции в указанной части мотивированы и обоснованы.
По изложенным выше основаниям в их совокупности, и в соответствии с ч.2 ст.328, ст.329 КАС РФ, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 9 августа 2022г. в части признания недействующим со дня вынесения апелляционного определения абзаца 6 пункта 1.2.9 раздела 1 Приложения N8 к постановлению правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016г. N524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" подлежит отмене с оставлением в силе в указанной части решения Санкт-Петербургского городского суда от 12 апреля 2022г.
В иной части решение Санкт-Петербургского городского суда от 12 апреля 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 9 августа 2022г. лицами, участвующими в деле, не обжалованы и предметом проверки в рамках настоящего рассмотрения дела в суде кассационной инстанции в соответствии с ч.2 ст.328 КАС РФ не являлись.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 9 августа 2022г. в части признания недействующим со дня вынесения апелляционного определения абзаца 6 пункта 1.2.9 раздела 1 Приложения N8 к постановлению правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016г. N524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга" отменить, оставив в указанной части в силе решение Санкт-Петербургского городского суда от 12 апреля 2022г.
Настоящее кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 9 ноября 2022г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.