Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Жидковой О.В, Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Овдиенко А.В. на решение Кировского городского суда Ленинградской области от 17 января 2022 года (N 2а-222/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 7 июля 2022 года (N 33a-3585/2022) по административному исковому заявлению Овдиенко А.В. к призывной комиссии Кировского муниципального района Ленинградской области, военному комиссариату Ленинградской области об оспаривании решения от 6 июля 2021 года, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, объяснения представителя Овдиенко А.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Овдиенко А.В. обратился в Кировский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным заключение призывной комиссии от 6 июля 2021 года о признании его не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, возложить обязанность устранить допущенные нарушения.
В обоснование заявленных требований Овдиенко А.В. ссылался на то, что родился в России ДД.ММ.ГГГГ. Имеет регистрацию в "адрес" Уехал из России в 1995 году в "адрес" к бабушке с дедушкой, к 2004 году получил гражданство Украины. В 2005 году он окончил школу, в 2009 году получил диплом бакалавра, в 2011 году получил диплом специалиста и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в Украине.
ДД.ММ.ГГГГ он въехал на территорию России, ДД.ММ.ГГГГ ему исполнилось 27 лет. ДД.ММ.ГГГГ получил паспорт гражданина Российской Федерации. Таким образом, на призывные мероприятия он не являлся, так как проживал на Украине, а оспариваемое заключение нарушает его право на поступление на государственную гражданскую службу.
Судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен ФКУ "Военный комиссариат по Ленинградской области", в качестве заинтересованного лица Военный комиссариат г. Кировска и Кировского района Ленинградской области.
Решением Кировского городского суда Ленинградской области от 17 января 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 7 июля 2022 года, в удовлетворении исковых требований Овдиенко А.В. отказано.
В кассационной жалобе на решение Кировского городского суда Ленинградской области от 17 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 7 июля 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 12 сентября 2022 года, Овдиенко А.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их незаконными и необоснованными, настаивая на доводах административного иска и наличии оснований для его удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что Овдиенко А.В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец "данные изъяты", гражданин России, имеет регистрацию с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес" что подтверждается справкой формы 9 и паспортом гражданина Российской Федерации от 3 июля 2015 года.
Из пояснений административного истца следует, что в 1995 году уехал из России в Украину в "адрес" к бабушке и дедушке, где постоянно проживал, учился и работал до января 2015 года. В подтверждение представил следующие документы: паспорт гражданина Украины, выданный ДД.ММ.ГГГГ, с отметкой о регистрации о проживании в Украине с ДД.ММ.ГГГГ, дипломы об образовании в Украине; трудовая книжка в подтверждение трудовой деятельности в период с 2009 года до ДД.ММ.ГГГГ в Украине.
3 марта 2021 года Овдиенко А.В. обратился с заявлением о получении военного билета.
Согласно выписке из протокола заседания призывной комиссии Кировского муниципального района Ленинградской области N/А от ДД.ММ.ГГГГ Овдиенко А.В. признан годным к несению военной службы без ограничений (А-1) и зачислен в запас как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Отказывая Овдиенко А.В. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Овдиенко А.В. получил паспорт гражданина Российской Федерации в 2004 году, следовательно, не мог не находиться в России, при этом не исполнил лежащую на нем обязанность по постановке на воинский учет, не исполнил возложенную на него обязанность по сообщению военному комиссариату своего нового адреса места жительства, места работы или учебы при выезде из Российской Федерации на срок свыше шести месяцев, а также не получил разрешение на снятие призывника с воинского учета от военного комиссара.
С указанными выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
В соответствии с частью 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон о воинской обязанности) порядок призыва граждан на военную службу определяется указанным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На призывную комиссию в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона о воинской обязанности при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 22 Закона о воинской обязанности призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Как установлено пунктом 1.1 статьи 28 Закона о воинской обязанности, при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.В соответствии с абзацем 7 пункта 1 статьи 52 указанного Федерального закона запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается, в том числе, из числа граждан, не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет.
Согласно пункту 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 указанного Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года (Закон о воинской обязанности, согласно которому гражданина могут признать не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, вступили в силу с 1 января 2014 года (Федеральный закон от 2 июля 2013 года N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву"), при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Таким образом, при зачислении гражданина в запас по достижении им возраста 27 лет, по указанному в пункте 1.1 статьи 28 Закона о воинской обязанности, основанию должна быть установлена совокупность обстоятельств: гражданин состоял (обязан был состоять) на воинском учете; он подлежал призыву на военную службу; гражданин фактически не прошел военную службу, не имея на то законных оснований. Такие факты должны иметь место, начиная с 1 января 2014 года.
Доводы Овдиенко А.В. о том, что в связи с постоянным проживанием в период с 17 до 27 лет за переделами Российской Федерации он не подлежал воинскому учету и призыву, получили надлежащую судебную оценку.
Из материалов дела следует, что Овдиенко А.В. обратился с заявлением о замене паспорта 2 августа 2004 года в УВМ МВД по Республике Карелия, по достижении 16 лет, является гражданином Российской Федерации и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время постоянно зарегистрирован по адресу: "адрес".
Сведений о снятии с учета по места регистрации в связи с переменой места проживания материалы дела не содержат, административным истцом суду не представлены.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 10 Закона о воинской обязанности в целях обеспечения воинского учета граждане обязаны состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате.
Согласно абзацу 4 пункта 1 статьи 10 Закона о воинской обязанности, подпункту "г" пункта 50 раздела IX Постановления Правительства Российской Федерации N 719 от 27 ноября 2006 года "Об утверждении Положения о воинском учете" граждане, подлежащие воинскому учету обязаны сообщать в двухнедельный срок в военный комиссариат или иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении сведений о семейном положении, образовании, состоянии здоровья (получении инвалидности), месте работы или должности, месте жительства в пределах муниципального образования.
Таким образом, на граждан, подлежащих призыву на военную службу, в случае переезда на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, возложена обязанность сообщать в военный комиссариат об изменении своего места жительства.
Такая обязанность Овдиенко А.В. исполнена не была.
При этом из материалов дела следует, что Овдиенко А.В. в период с 2004 года по 2015 год приезжал на территорию Российской Федерации, в частности для получения паспорта гражданина Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона о воинской обязанности граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
Согласно подпункту "д" пункта 15 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 719, не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях граждане, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.
Из изложенных положений действующего законодательства следует, что граждане, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации, не подлежат воинскому учету.
В силу подпункта "д" пункта 50 того же Положения граждане, подлежащие воинскому учету, обязаны сняться с воинского учета при переезде на новое место жительства или место пребывания (на срок более 3 месяцев), а также при выезде из Российской Федерации на срок более 6 месяцев и встать на воинский учет в 2-недельный срок по прибытии на новое место жительства, место пребывания или возвращении в Российскую Федерацию.
Согласно миграционной карте Овдиенко А.В. прибыл на территорию Российской Федерации 10 января 2015 года.
Сведений об обращении с заявлением о постановке на военный учет по возвращении в Российскую Федерацию в установленный двухнедельный срок ни по месту постоянной регистрации ни по месту пребывания материалы дела не содержат.
С заявлением о постановке на воинский учет Овдиенко А.В. обратился только 3 марта 2021 года.
С учетом изложенного, суды пришли к верному выводу о том, что административный ответчик в связи с действиями Овдиенко А.В, направленными на уклонение от постановки на воинский учет, был лишен возможности проведения по отношению к нему призывных мероприятий.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В рассматриваемом случае совокупности обязательных вышеприведенных условий по административному делу не установлено, что повлекло отказ в удовлетворении административного иска.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационных жалобах по существу не опровергнутыми.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского городского суда Ленинградской области от 17 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 7 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Овдиенко А.В. - без удовлетворения.
Решение Кировского городского суда Ленинградской области от 17 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 7 июля 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 23 ноября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.