Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М, судей: Морозковой Е.Е, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Дроздовой Г. И. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 22 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 21 июля 2022 года по административному делу N 2а - 2632/2021 по административному исковому заявлению Кузнецовой А. Л. к администрации Муниципального образования "Морозовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области о признании постановления незаконным.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения Дроздовой Г.И, ее представителя адвоката Тимофеева Д.Ю, поддержавших доводы кассационной жалобы, пояснения представителя администрации Муниципального образования "Морозовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области Моштакова В.В... пояснения представителя СНТ "Дунай" механического завода имени Карла Либкнехта Марковой Н.А, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Кузнецова А.Л. обратилась во Всеволожский городской суд Ленинградской области с административным иском к администрации муниципального образования "Морозовское городское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области, в котором просила признать незаконным постановление Администрации N 524 от 27.12.2019 г. о предоставлении гр. Смирновой З.Д. в собственность земельного участка "адрес" расположенного в СНТ "Дунай" по адресу: "адрес", "адрес"
Оспариваемое постановление Администрации N 524 от 27.12.2019 г. принято на основании решения общего собрания СНТ "Дунай" от 23.06.2019 г. о распределении земельного участка.
В обоснование требований административного искового заявления Кузнецова А.Л. указала, что является вдовой гр. Кузнецова И.М, которому данный земельный участок был предоставлен в 1982 году, на земельном участке был построен садовый дом. Кузнецов И.М. умер в 1999 году, не успев зарегистрировать право собственности на земельный участок и садовый дом.
Решением общего собрания членов СНТ "Дунай" от 23.06.2019 г. спорный земельный участок, как выморочный, был распределен садоводу Смирновой З.Д.
В административном иске Кузнецова А.Л. указывает, что Администрация обязана была выяснить вопрос о существовании наследников после смерти прежнего владельца земельного участка (Кузнецова И.М.) и не вправе была на основании решения общего собрания СНТ "Дунай" принимать оспариваемое постановление, поскольку решением общего собрания членов СНТ нарушаются наследственные права Кузнецовой А.Л.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 22 апреля 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 21 июля 2022 года, в удовлетворении настоящего административного иска отказано,.
До вступления решения суда по административному иску в законную силу, в суд поступило заявление от Дроздовой Г.И. о правопреемстве, в котором указано, что Кузнецова А.Л. - мать Дроздовой Г.И, умерла ДД.ММ.ГГГГ Дроздова Г.И. просила заменить сторону административного истца, привлечь ее к участию в деле в порядке процессуального правопреемства.
Определением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 29 апреля 2022 г. заявление Дроздовой Г.И. было удовлетворено, произведена замена стороны административного истца Кузнецовой А.Л. на ее правопреемника Дроздову Г.И.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 27 сентября 2022 года Дроздова Г.И. просит об отмене судебных актов и вынесении нового решения об удовлетворении заявленных требований, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
В возражениях на кассационную жалобу механического завода имени Карла Либкнехта просили оставить судебные акты без изменения, указав, что судами дана оценка всем обстоятельствам, на которые ссылается административный истец.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что постановлением администрации МО "Морозовское городское поселение" N 524 от 27.12.2019 Смирновой З.Д. предоставлен в собственность земельный участок площадью 612 кв.м. с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", "адрес"
Оспариваемое постановление вынесено на основании заявления Смирновой З.Д. от 07 ноября 2019 года, с заявлением были поданы документы, в том числе, выписки из протокола общего собрания N 1 СНТ "Дунай" о принятии Смирновой З.Д. в члены СНТ "Дунай", о распределении земельных участков между членами СНТ и предоставлении Смирновой З.Д. земельного участка N "адрес" справка о правах заявителя на участок, копия государственного акта на право пользование замелей, выкопировка на земельный участок "адрес"
По результатам рассмотрения заявления земельной комиссией МО "Морозовское городское поселение", полномочия которой установлены Положением о земельной комиссии, утвержденной Постановлением Совета депутатов МО "Морозовское городское поселение" от 30.03.2015 г. N 8, Администрацией было издано оспариваемое постановление.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что при обращении Смирновой З.Д. в Администрацию с заявлением о предоставлении участка условия, предусмотренные п. 2.7 ст. 3 Закона N 137-ФЗ были соблюдены:
СНТ "Дунай" было создано до 1 января 2019 года; за приобретением земельного участка, предназначенного для ведения садоводства, обратилось лицо, являющееся членом СНТ;
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства садоводческому объединению;
земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации по решению общего собрания членов СНТ "Дунай";
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Кроме того, решение общего собрания СНТ "Дунай" о распределении земельного участка в пользу Смирновой З.Д, которое явилось основанием для принятия оспариваемого постановления Администрации, в установленном законом порядке не оспорено, недействительным не признано.
Судебная коллегия по административным делам соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование.
Согласно положениям ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Положениями ст. 39.5 ЗК РФ определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка, образованного в соответствии с проектом межевания территории и являющегося земельным участком общего назначения, расположенным в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, в общую долевую собственность лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах такой территории, пропорционально площади этих участков.
Согласно положениям п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действующей на дату принятия оспариваемого постановления Администрации) (далее - Закон N 137-ФЗ), до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 2.8 ст. 3 Закона N 137 - ФЗ в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
В случае, если ранее ни один из членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:
сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный указанной некоммерческой организации, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);
сведения об указанной некоммерческой организации, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.
В силу положений ст. 22 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Распределение земельных участков между членами товарищества осуществляется на основании решения общего собрания членов товарищества согласно реестру членов товарищества. Условные номера таких участков указываются в реестре членов товарищества и проекте межевания территории.
Садовые земельные участки и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Судами установлено, что перечисленные в п. 2.8 ст. 3 Закона N137-ФЗ документы в Администрацию Смирновой З.Д. были представлены.
Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 7 Закона N 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами оставлены без внимания обстоятельства того, что в отношении спорного земельного участка, фактически Кузнецова А.Л. вступила в его владение после смерти супруга в 1999 году в порядке реализации своих прав наследника, внося целевые взносы до 2014 года, являются несостоятельными, указанные доводы были отклонены судом апелляционной инстанции, как не имеющие правового значения.
Кроме того установлено, что Кузнецовой А.Л, в порядке гражданского судопроизводства, к Смирновой З.Д, новому собственнику земельного участка Челышевой И.А, СНТ "Дунай", заявлены требования о признании недействительным решения общего собрания СНТ "Дунай" о перераспределении спорного земельного участка в пользу Смирновой З.Л, признании недействительным договора купли - продажи спорного земельного участка, заключенный между Смирновой З.Д. и Челышевой И.А, истребовании из владения Челышевой И.А. земельного участка в пользу Кузнецовой А.Л.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 22 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 21 июля 2022 года по административному делу N 2а - 2632/2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу Дроздовой Г. И. - без удовлетворения.
Решение Дроздовой Г. И. на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 22 апреля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 21 июля 2022 года по административному делу N 2а - 2632/2021, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.