Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Козловой Е.В, судей Лепской К.И, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Лепской К.И. гражданское дело N 2-63/2022 по исковому заявлению Е.Т, М. к Управлению Федеральной налоговой службы по Новгородской области о взыскании невыплаченных сумм компенсации четырехмесячного денежного содержания в связи с расторжением служебного контракта, денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области на решение Старорусского районного суда Новгородской области от 24 февраля 2022 года (с учетом определения Старорусского районного суда Новгородской области от 11 апреля 2022 года и определения Старорусского районного суда Новгородской области от 24 августа 2022 года), апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 15 июня 2022 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Е.Т, М. с февраля 2019 года по август 2021 года проходила гражданскую службу в Межрайонной инспекции ФНС N2 по Новгородской области в должности государственной гражданской службы специалистом 1 разряда Отдела камеральных проверок N 1.
Приказом Межрайонной инспекции ФНС N2 по Новгородской области от 19 августа 2021г. N1-3-02/090 Е.Т, М. уволена с 29 августа 2021 г. с федеральной государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее также Федеральный закон от 27 июля 2004г. N79-ФЗ) в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
Этим же приказом Межрайонной инспекции ФНС N2 по Новгородской области принято решение о выплате Е.Т, М. компенсации за неиспользованный отпуск из расчета 0, 83 календарных дня, а также компенсации в размере, установленном частью 9 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", то есть в размере четырехмесячного денежного содержания.
В обоснование иска Е.Т, М. ссылалась на то, что при получении выплат, связанных с увольнением по сокращению, ей стало известно о неверном расчете компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении, а именно ответчиком в расчет денежного содержания не были включены суммы выплаченных ей средств материального стимулирования, материальная помощь, разовые премии из фонда ФНС. Такие же нарушения выявились при получении сведений о расчете отпускных при предоставлении отпусков в 2020, 2021 годах.
После неоднократных изменений (уточнений) исковых требований истец Е.Т, М. просила взыскать с УФНС России по Новгородской области невыплаченные суммы компенсации четырехмесячного денежного содержания в связи с расторжением служебного контракта в размере 53739 руб. 67 коп, невыплаченные суммы компенсации за неиспользованный отпуск в размере 420 руб. 02 коп, невыплаченные суммы денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках в 2021 году в размере 15530 руб. 58 коп, денежную компенсацию в размере 1/150 действующей на дату вынесения решения ключевой ставки Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм компенсации четырехмесячного денежного содержания в связи с расторжением служебного контракта, компенсации за неиспользованный отпуск, сумм денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, компенсацию морального вреда в размере 10000 руб. Также заявила ходатайство о взыскании судебных расходов в размере 9931 руб, в тол числе почтовых расходов на отправление искового заявления ответчику в размере 59 руб. и на отправку искового заявления в суд - 99 руб, расходов на оплату услуг представителя в размере 9773 руб.
Решением Старорусского районного суда Новгородской области от 24 февраля 2022 года (с учетом исправлений, внесенных определением Старорусского районного суда Новгородской области от 11 апреля 2022 года и 24 августа), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 15 июня 2022 года, исковые требования Е.Т, М. к Управлению Федеральной налоговой службы по Новгородской области удовлетворены.
Взысканы с Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области в пользу Е.Т, М. недоплаченная сумма компенсации четырехмесячного денежного содержания в связи с расторжением служебного контракта в размере 53739 руб. 67 коп, недоплаченная сумма компенсации за неиспользованный отпуск - 420 руб. 02 коп, недоплаченная сумма денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках - 15503 руб. 58 коп, денежная компенсация за задержку выплаты четырехмесячного денежного содержания в связи с расторжением служебного контракта, компенсация за неиспользованный отпуск, а также суммы денежного содержания за период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках - 7267 руб. 48 коп, компенсацию морального вреда - 10000 руб, а всего 86930 руб. 75 коп.
Взысканы с Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области в пользу Е.Т, М. денежная компенсация за задержку выплаты четырехмесячного денежного содержания в связи с расторжением служебного контракта в размере одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации исходя из задолженности в размере 53739 руб. 67 коп, начиная с 25 февраля 2022г. по дату фактической выплаты; денежная компенсация за задержку выплаты компенсации за неиспользованный отпуск в размере одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации исходя из задолженности в размере 420 руб. 02 коп, начиная с 25 февраля 2022г. по дату фактической выплаты; денежная компенсация за задержку выплаты денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске в размере одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации исходя из задолженности в размере 15 530 руб. 58 коп, начиная с 25 февраля 2022 года по дату фактической выплаты; судебные расходы по оплате почтовых расходов в размере 158 руб, по оплате услуг представителя в размере 9 773 руб, а всего 9 931 руб.
В кассационной жалобе Управление Федеральной налоговой службы по Новгородской области просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушения нижестоящими судами норм процессуального и материального права, правил оценки доказательств. Указывает на неверное установление судами юридически значимых обстоятельств по делу. Полагает, что отсутствуют основания для удовлетворения иска.
В обоснование доводов кассационной жалобы, ссылается на доводы, приводимые в апелляционной жалобе.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции явился представитель УФНС России по Новгородской области - Мананников С.А, действующий по доверенности от 06.09.2022 г. N 145, диплом ДВС 0009147.
Остальные участники процесса, извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились.
С учетом части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в отсутствии не явившихся участников процесса (их представителей).
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя УФНС России по Новгородской области - Мананникова С.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы в полном объеме, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как усматривается из материалов дела, приказом N 1-3- 02/022 от 12 февраля 2020 года Е.Т, М. была принята на должность государственной гражданской службы специалистом 1 разряда в Отдел камеральных проверок N 1 МИ ФНС России N2 по Новгородской области на период отсутствия основного работника. Приказом N 1-3-02/116 от 04 сентября 2020 года Е.Т, М. переведена постоянно специалистом 1 разряда Отдела камеральных проверок N 1 с 04 сентября 2020 года. 04 сентября 2020 года с Е.Т, М. был заключен последний служебный контракт о прохождении гражданской службы N 675. 19 февраля 2021 года заключено дополнительное соглашение к служебному контракту N 675 от 04 сентября 2020 года.
В соответствии с п. 9, 10 служебного контракта N 675 от 04 сентября 2020 года денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклада за классный чин), ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации, ежемесячного денежного поощрения, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом установлено, что приказом МИ ИФС России N 2 по Новгородской области от 02 февраля 2021 года N 1-3-03/008 Е.Т, М. предоставлены ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет с 15 февраля 2021 года по 04 марта 2021 года, дополнительный отпуск за ненормированный служебный день в период с 05 марта 2021 года по 07 марта 2021 года. Приказом МИФНС России N 2 по Новгородской области от 05 мая 2021 года N 1-3-03/045 Е.Т, М. предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск с 31 мая 2021 года по 19 июня 2021 года.
Приказом Федеральной налоговой службы от 11 мая 2021 года МИ ФНС России N2 по Новгородской области реорганизована с 30 августа 2021 года путем присоединения к УФНС по Новгородской области.
Приказом начальника МИФНС России N 2 по Новгородской области от 19 августа 2021 года N 1-3-02/090 Е.Т, М. уволена с федеральной государственной гражданской службы по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.
При увольнении инспекцией Е.Т, М. выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 60 308 руб. 08 коп. из расчета размера ежемесячного денежного содержания - 15 077 руб. 02 коп, компенсация за неиспользованный отпуск за период работы с 12 февраля 2021 года по 29 августа 2021 года из расчета 0, 83 календарных дня в размере 387 руб. 65 коп.
Судом также установлено, что приказами УФНС России по Новгородской области от 26 июня 2020 года N 1-04/14дсп, 22 сентября 2020 года N 1-04/24дсп, 07 декабря 2020 года N 1-04/ЗЗдсп@, 15 апреля 2021 года N 1-04/09дсп, 12 июля 2021 года N 1-04/21дсп@ утверждено распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих МИ ФНС по Новгородской области сверх установленного фонда оплаты труда за 1 квартал 2020 года, 2 квартал 2020 года, 3 квартал 2020 года, 4 квартал 2020 год, 1 квартал 2021 года.
Письмами УФНС России по Новгородской области от 19 марта 2020 года N 3-02/0524дсп@, 11 августа 2020 года N3-02/1433дсп@, 20 ноября 2020 года N3-02/2159дсп@, 21 апреля 2021 года N3-02/0798дсп@ выделены дополнительные бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России по Новгородской области сверх установленного фонда оплаты труда в 1 полугодии 2020 года, 2 полугодии 2020 года, в 2021 году в связи с принятием Правительством РФ решений о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов сверх установленных фондов оплаты труда.
Приказами МИ ФНС России N 2 по Новгородской области от 25 марта 2020 года N 1-1-12/001 дсп, 20 мая 2020 года N 1-1-12/004 дсп, 20 августа 2020 года N 1-1-12/008 дсп, 21 октября 2020 года N 1-1-12/011 дсп, 24 ноября 2020 года N 1-1-12/012 дсп, 30 апреля 2021 года N 1-1-12/003 дсп, 18 июня 2021 года N 1-1-12/004 дсп, 16 августа 2021 года N 1-1-12/007 дсп "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих МИ ФНС России N 2 по Новгородской области" за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на МИ ФНС России N 2 по Новгородской области, повышение эффективности налогового администрирования установлены размеры материального стимулирования федеральным государственным служащим Межрайонной ИФНС N2 по Новгородской области сверх фонда оплаты труда.
Приказами МИ ФНС России N 2 по Новгородской области от 29 июня года N 1-1-12/007 дсп, 24 сентября 2020 года N 1-1-12/009 дсп, 24 сентября 2020 года N 1-1-12/010 дсп, 09 декабря 2020 года N 1-1-12/014 дсп, 09 декабря 2020 года N 1-1-12/015 дсп, 16 апреля 2021 года N 1-1-12/002 дсп, 16 июля 2021 года N1-1-12/006 дсп установлены размеры материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих МИ ФНС России N 2 по Новгородской области за 1 квартал 2020 года, 2 квартал 2020 года, 3 квартал 2020 года, 4 квартал 2020 года, 1 квартал 2020 года соответственно.
На основании приказов МИ ФНС России N 2 по Новгородской области от 25 марта 2020 года N 1-1-12/001 дсп, 20 мая 2020 года N 1-1-12/004 дсп, 20 августа 2020 года N 1-1-12/008 дсп, 21 октября 2020 года N 1-1-12/011 дсп, 24 ноября 2020 года N 1-1-12/012 дсп, 30 апреля 2021 года N 1-1-12/003 дсп, 18 июня 2021 года N 1-1-12/004 дсп, 16 августа 2021 года N 1-1-12/007 дсп Е.Т, М. выплачены средства материального стимулирования в размере 6 600 руб, 12 400 руб, 8 000 руб, 10 100 руб, 13 000 руб, 17 800 руб, 20 300 руб, 4 600 руб. соответственно.
Согласно приказам МИ ФНС России N 2 по Новгородской области от 29 июня 2020 года N 1-1-12/007 дсп, 24 сентября 2020 года N 1-1-12/009 дсп, 24 сентября 2020 года N 1-1-12/010 дсп, 09 декабря 2020 года N 1-1-12/014 дсп, 09 декабря 2020 года N 1-1-12/015 дсп, 16 апреля 2021 года N 1-1- 12/002 дсп, 16 июля 2021 года N 1-1-12/006 дсп Е.Т, М. выплачены средства материального в размере 20 874 руб, 2 300 руб, 22 716 руб, 1 800 руб, 24 468 руб, 18 055 руб, 22 680 руб. соответственно.
Как следует из материалов дела, данные выплаты материального стимулирования за счет дополнительных бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда не были учтены при расчете размера денежного содержания истца в целях определения вышеназванных компенсаций, денежного содержания на период нахождения в ежегодных оплачиваемых отпусках.
Исследовав и оценив в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства по делу и имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь нормами Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562, установив, что вышеуказанные выплаты, полученные Е.Т, М. в виде материального стимулирования, относятся к категории иных дополнительных выплат, предусмотренных частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и нормативно-правовыми актами Президента Российской Федерации, за счет средств которых формируется фонд оплаты труда гражданских служащих, и подлежат учету при определении сумм компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении, отпускных и компенсации за отпуск, пришли к выводу о правомерности заявленных Е.Т, М. исковых требований и удовлетворили в указанной выше части.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, так как они мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям материального и процессуального закона, оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется.
Так, правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 указанного Федерального закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную "данные изъяты"; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562. Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных подпунктами "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил). Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную "данные изъяты", - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта р) пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 01 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2017 и в 2018 году, Правительством Российской Федерации принимались постановления, которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Из приведенных нормативных положений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Таким образом, поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали, что выплаченное Е.Т, М. в соответствии с приказами УФНС России по Новгородской области материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относятся к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, и подлежит учету при расчете его среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсаций при увольнении в связи с сокращением штатной численности и за неиспользованный отпуск.
Приведенные в кассационной жалобе доводы о том, что средства материального стимулирования в качестве самостоятельной выплаты не предусмотрены, необходимости учитывать при исчислении денежного содержания гражданскому служащему выплаты, прямо предусмотренные в составе денежного содержания в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ сводятся к несогласию с выводами суда, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, основаны на неправильном толковании норм материального права. В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
С доводом кассационной жалобы о том, что размер взысканной компенсации морального вреда является неразумным ввиду недоказанности перенесенных нравственных страданий истцом согласиться нельзя, поскольку само по себе несогласие с размером взысканной судом компенсации морального вреда не свидетельствует о незаконности его решения.
Решение суда о присуждении истцу компенсации морального вреда в размере 10 000 руб. не противоречит основным принципам Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также общей практики Европейского Суда по правам человека, поскольку с учетом установленных обстоятельств дела данный размер компенсации является достаточным, соразмерным и отвечающим признакам разумности и справедливости, способствует восстановлению нарушенных прав истца, отвечает признакам справедливого вознаграждения за перенесенные нравственные страдания.
С доводом кассационной жалобы о завышенном размере судебных расходов согласиться нельзя, поскольку само по себе несогласие с размером взысканных расходов не может рассматриваться судом кассационной инстанции как несоблюдение норм процессуального права, с которыми законодатель связывает отмену судебных постановлений вышестоящим судом.
Разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов. Вместе с тем, в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная ко взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Истцом доказано несение расходов, судом в целях установления баланса процессуальных прав и обязанностей сторон мотивированно решение о взыскании расходов в присужденном размере.
Вместе с тем, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов нижестоящих инстанций о наличии у истца права на компенсацию за задержку выплат в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права к спорным отношениям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.
В абзаце третьем пункта 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" разъяснено, что под интересами законности с учетом положений статьи 2 Гражданского процессуального кодекса следует понимать необходимость проверки правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов участников гражданских, трудовых (служебных) и иных правоотношений, а также в целях защиты семьи, материнства, отцовства, детства; социальной защиты; обеспечения права на жилище; охраны здоровья; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; защиты права на образование и других прав и свобод человека и гражданина; в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц и публичных интересов и в иных случаях необходимости охраны правопорядка.
Из приведенных правовых норм и их толкования следует, что в случае выявления допущенных судами нарушений закона, не указанных в доводах кассационных жалобы или представления, суд кассационной инстанции в интересах законности вправе выйти за пределы доводов жалобы (представления) и обратить внимание на допущенные судами нарушения закона, учесть их при принятии своего решения по результатам рассмотрения кассационной жалобы (представления прокурора).
С учетом изложенного и в интересах законности судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает возможным при рассмотрении кассационной жалобы ответчика выйти за пределы содержащихся в ней доводов в части взыскания компенсации за несвоевременную выплату в полном объеме требуемых денежных средств, в связи с нарушением норм материального права, допущенного судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной стопятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Из приведенных положений статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору, то есть начисленных, но не выплаченных работнику работодателем денежных сумм.
Поскольку доплаты денежных компенсаций истцу не начислялись, положения статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям не подлежат применению.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с положениями пункта 5 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса считает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, принять в указанной части новое решение об отказе Е.Т, М. в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации за задержку выплат.
В остальной части решение суда первой инстанции и апелляционное определение подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Старорусского районного суда Новгородской области от 24 февраля 2022 года (с учетом определения Старорусского районного суда Новгородской области от 11 апреля 2022 года и определения Старорусского районного суда Новгородской области от 24 августа 2022 года об исправлении описки), апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 15 июня 2022 года в части взыскания компенсации за задержку выплат отменить.
В отмененной части принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований Е.Т, М. к Управлению Федеральной налоговой службы по Новгородской области о взыскании компенсации за задержку выплат отказать.
В остальной части решение Старорусского районного суда Новгородской области от 24 февраля 2022 года (с учетом определения Старорусского районного суда Новгородской области от 11 апреля 2022 года и определения Старорусского районного суда Новгородской области от 24 августа 2022 года об исправлении описки), апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новгородского областного суда от 15 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.