Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Козловой Е.В.
судей Ирышковой Т.В, Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3751/2022 по иску Патъровой Светланы Геннадьевны к администрации Главы Республики Коми о признании решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет незаконным, назначении пенсии за выслугу лет по кассационной жалобе администрации Главы Республики Коми на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республике Коми от 16 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В, выслушав объяснения представителя администрации Главы Республики Коми Холоповой З.Г, действующей по доверенности от 18 марта 2022 г, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Патърова С.Г. обратилась в суд с иском к администрации Главы Республики Коми, просила признать решение от 2 ноября 2021 г. N 03-1-41/18651 об отказе в назначении пенсии за выслугу лет незаконным, назначить пенсию за выслугу лет с 10 сентября 2021 г.
Решением Сыктывкарского городского суда Республике Коми от 31 марта 2022 г. в удовлетворении исковых требований Патъровой С.Г. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 16 июня 2022 г. решение Сыктывкарского городского суда Республике Коми от 31 марта 2022 г. отменено, принято новое решение, которым исковые требования Патъровой С.Г. удовлетворены в полном объёме.
В кассационной жалобе администрации Главы Республики Коми ставит вопрос об отмене апелляционного определения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения апелляционного определения, предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс).
Судом при рассмотрении дела установлено, что Патърова С.Г. проходила государственную гражданскую службу Республики Коми с 14 января 1994 г. по 20 мая 1997 г. в должности специалиста 1 категории администрации Удорского района Республики Коми; с 1 апреля 1998 г. по 4 мая 1999 г. в должности начальника Управления по социальным вопросам администрации Удорского района Республики Коми; с 5 мая 1999 г. по 29 декабря 2005 г. в должности начальника Управления по социальным вопросам администрации муниципального образования "Удорский район" Республики Коми; с 30 декабря 2005 г. по 30 июня 2009 г. в должности начальника Управления социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по Удорскому району Республики Коми.
Патърова С.Г. освобождена от замещаемой должности начальника Управления социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по Удорскому району 30 июня 2009 г. и уволена в порядке перевода гражданского служащего по его просьбе в Управление социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по Корткеросскому району в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ), перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида.
1 июля 2009 г. Патърова С.Г. назначена на должность начальника Управления социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по Корткеросскому району, с которой освобождена 31 декабря 2009 г. согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ (соглашение сторон служебного контракта). На дату увольнения истца с государственной службы Республики Коми выслуга лет составила 15 лет 01 месяц и 07 дней.
Страховая пенсия по старости назначена истцу с 10 сентября 2021 г.
10 сентября 2021 г. Патърова С.Г. обратилась с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет. Решением от 2 ноября 2021 г. N 03-1-41 18651 истцу отказано в назначении пенсии за выслугу лет ввиду замещения гражданской службы непосредственно перед увольнением в течение шести месяцев, что менее 12 полных месяцев.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь частью 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ), статьёй 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, Законом Республики Коми от 4 мая 2008 г. N 48-РЗ "О пенсионном обеспечении лиц, замещавших должности государственной гражданской службы Республики Коми" (далее - Закон Республики Коми от 4 мая 2008 г. N 48-РЗ), исходил из буквального толкования требований регионального законодательства, согласно которому период замещения должности государственной гражданской службы Республики Коми 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с государственной гражданской службы исчисляется с даты начала действия трудовых отношений до их окончания на основании записей трудовой книжки и не суммируется при определении права на назначение пенсии за выслугу лет с лругими периодами замещения должностей государственной гражданской службы Республики Коми.
Установив, что истец с 1 июля 2009 г. приступила к исполнению новых трудовых обязанностей в должности начальника Управления социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по Корткеросскому району Республики Коми, отработав менее 12 месяцев непосредственно перед увольнением с государственной гражданской службы Республики Коми, суд первой инстанции признал законным отказ в назначении пенсии за выслугу лет.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми, руководствуясь пунктом 11 части 1 статьи 52, частью 3 статьи 54 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, статьёй 14 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", пунктом 1, подпунктом "а" пункта 2, пунктом 3 части 1, частью 4 статьи 1, частью 1 статьи 3 Закона Республики Коми от 4 мая 2008 г. N 48-РЗ, правовой позицией Конституционного Суда Республики Коми, изложенной в Постановлении от 30 июня 2011 г, исходил из толкования правовой природы пенсии за выслугу лет государственным служащим Республики Коми как пенсии, назначаемой при наличии у государственного служащего определённого стажа государственной службы (выслуги лет), являющейся дополнительным обеспечением бывших государственных служащих республики, предоставляемым им за счёт средств бюджета Республики Коми, а потому законодатель субъекта Российской Федерации вправе устанавливать особые правила предоставления такой пенсии государственным служащим, корректировать эти правила, устанавливать круг лиц, на которых правила распространяются, и определять основания прекращения выплаты пенсии.
Давая толкование пункту 3 части 1 статьи 1 Закона Республики Коми от 4 мая 2008 г. N 48-РЗ, суд апелляционной инстанции указал, что законодатель не указывает, что лицо, замещавшее должность государственной гражданской службы, должно замещать эту должность только у одного работодателя не менее 12 месяцев.
Следовательно, перевод истца с должности начальника Управления социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по Удорскому району на аналогичную должность в Корткеросском районе Республики Коми не может быть расценен как перерыв в государственной гражданской службе Республики Коми.
Принимая во внимание наличие совокупности условий, предусмотренных статьёй 1 Закона Республики Коми от 4 мая 2008 г. N 48-РЗ (стаж гражданской службы Республики Коми более 15 лет, основание увольнения со службы по соглашению сторон служебного контракта (пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ), замещение должности государственной гражданской службы Республики Коми 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с государственной гражданской службы Республики Коми), учитывая, что пенсия за выслугу лет назначается после установления гражданскому служащему страховой пенсии по старости со дня обращения за пенсией за выслугу лет, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о возложении на ответчика обязанности назначить Патъровой С.Г. пенсию за выслугу лет с 10 сентября 2021 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии со статьёй 39 Конституции Российской Федерации и статьёй 40 Конституции Республики Коми каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При реализации конституционных гарантий должен соблюдаться принцип равенства всех перед законом и неприемлемость издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (статьи 16, 17 и 18 Конституции Республики Коми).
Пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование. Законы и иные правовые акты Республики Коми не могут противоречить законам, принятым федеральными органами государственной власти в соответствии с полномочиями Российской Федерации (часть 1 статьи 65 Конституции Республики Коми). Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции Российской Федерации).
Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Она включает в себя федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации, государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении, и основана на единстве основных требований, предъявляемых к государственной службе (статьи 3 и 6 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Государственному служащему гарантируется пенсия за выслугу лет, которая назначается в соответствии с Федеральным законом (пункт 11 части первой статьи 52 того же Федерального закона). Такой закон до настоящего времени не принят.
Президент Российской Федерации, являясь гарантом Конституции Российской Федерации и обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, издает указы, восполняющие пробелы в правовом регулировании, по вопросам, требующим законодательного решения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 апреля 1996 г. N 11-П).
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих", лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих, высвобождаемым в связи с прекращением полномочий, увольнением с федеральной государственной службы в случае ликвидации или реорганизации федеральных органов исполнительной власти, а также в связи с выходом на государственную пенсию, установлена ежемесячная доплата к государственной пенсии.
Этим же Указом субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано установить соответствующие социальные гарантии с учётом положений Указа за счёт собственных средств. В дальнейшем эти рекомендации были закреплены законодательно в части 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ.
В Республике Коми вопросы назначения пенсии за выслугу лет государственным служащим впервые были урегулированы Законом Республики Коми от 25 марта 1996 г. N 12-РЗ "О государственной службе Республики Коми".
Согласно статье 19 и части 5 статьи 28 настоящего Закона (в редакции Закона Республики Коми от 9 декабря 1996 г. N 40-РЗ) лица, замещающие и замещавшие ранее государственные должности Республики Коми и должности государственных служащих, уволившиеся с государственной службы или достигшие пенсионного возраста после 1 февраля 1996 года, имели право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, в том числе и назначенной в соответствии с Законом РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР".
Право на указанную доплату имели и лица, которым на день вступления в силу упомянутого Закона была установлена пенсия за выслугу лет в соответствии с пунктом 19 Положения о государственной службе Республики Коми, утверждённого постановлением Президиума Верховного Совета Республики Коми и Совета Министров Республики Коми от 15 февраля 1994 г. N 63-13сп.
Последующая правовая регламентация вопросов назначения и выплаты пенсии за выслугу лет нашла свое отражение в Законе Республики Коми от 4 мая 2008 г. N 48-РЗ.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом "а" пункта 2, пунктом 3 части 1, частью 4 статьи 1 Закона Республики Коми от 4 мая 2008 г. N 48-РЗ, в редакции на момент спорных правоотношений, право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие должности государственной гражданской службы Республики Коми, предусмотренные Реестром должностей государственной гражданской службы Республики Коми, при одновременном наличии следующих условий: стаж государственной гражданской службы Республики Коми, определённый в соответствии с настоящим Законом, минимальная продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению 1 к настоящему Закону; увольнение с государственной гражданской службы Республики Коми, в том числе по соглашению сторон служебного контракта (пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ); замещение должности гражданской службы Республики Коми не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с гражданской службы Республики Коми.
Пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2 Порядка включения в стаж государственной гражданской службы Республики Коми периодов службы (работы) для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Коми, утверждённого Указом Главы Республики Коми от 9 сентября 2008 г. N 83 периоды службы (работы), включаемые в стаж государственной гражданской службы Республики Коми для назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы Республики Коми, суммируются. Стаж гражданской службы Республики Коми для назначения пенсии за выслугу лет исчисляется на день увольнения с гражданской службы.
Основным документом, подтверждающим стаж, является трудовая книжка и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке.
При разрешении исковых требований судом апелляционной инстанции установлена совокупность условий, с которыми законодатель обуславливает возникновение права на назначение пенсии за выслугу лет государственному гражданскому служащему Республики Коми, и сделан законный вывод о признании решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет незаконным.
Из системного толкования пункта 5 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, корреспондирующей к статьям 23, 28 того же Закона, следует, что основанием прекращения служебного контракта, освобождения от занимаемой должности и увольнения с гражданской службы является перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида. В случае такого рода перевода с ним прекращается только служебный контракт и он особождается от занимаемой в государственном органе должности, что не влечёт за собой прекращения гражданской службы. Служебный контракт по новому месту службы заключается с гражданским служащим, как с лицом, уже состоящим на гражданской службе.
При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции дано правильное толкование пункта 3 части 1статьи 1 Закона Республики Коми от 4 мая 2008 г. N 48-РЗ и сделан законный вывод, что перевод государственного служащего по его просьбе в другой государственный орган не может быть расцениваться как перерыв в государственной гражданской службе Республики Коми и, как следствие, соблюдение условия назначения пенсии за выслугу лет - замещение должности государственной гражданской службы Республики Коми 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с государственной гражданской службы Республики Коми.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для назначения пенсии за выслугу лет ввиду того, что истец переведена из одного учреждения в другое, в котором не проработала непосредственно перед увольнением менее 12 месяцев, невозможности составления расчётного периода за 12 месяцев из нескольких периодов в различных государственных органах основаны на неверном толковании регионального законодательства, подлежащего системному толкованию с учётом положений федерального законодательства, регламентирующего социальные гарантии лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступившего в законную силу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республике Коми от 16 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Главы Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.