Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ирышковой Т.В.
судей Птоховой З.Ю, Черлановой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 19 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 11 августа 2022 г. по гражданскому делу N 2-2867/2022 по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о возложении обязанности установить размер пенсии в соответствии со страховыми взносами.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции ФИО7, объяснения ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, представителя Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и "адрес" по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, возражавшей относительно доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее также-ОПФР по Санкт- Петербургу и Ленинградской области) о возложении обязанности установить размер пенсии в соответствии со страховыми взносами.
В обоснование требований указано, что истец является получателем страховой пенсии по старости на основании статьи 8 ФЗ "О страховых пенсиях". Ответчиком при исчислении размера пенсии не был учтен страховой стаж до 26 декабря 2013 г, учтенный при назначении военной пенсии, а также не учтены страховые взносы за указанный период, что противоречит ч. 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 19 апреля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 11 августа 2022 г, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
В кассационной жалобе ФИО1 содержится просьба об отмене вышеуказанных судебных постановлений, как незаконных.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также-ГПК РФ) в пределах доводов кассационной жалобы, заслушав объяснения участников процесса, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и в поданных возражениях на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких оснований при принятии обжалуемых судебных постановлений в оспариваемой заявителем жалобы части не усматривает.
Судами нижестоящих инстанций установлено и из материалов дела следует, что ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также-Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Истец также является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" с 26 декабря 2013 г.
При этом при определении истцу по делу размера пенсии за выслугу лет были учтены периоды с 1 августа 1974 г. по 25 декабря 2013 г, в том числе периоды с 19 января по 16 мая 2010 г, с 18 по 31 мая 2010 г, с 1 октября по 25 декабря 2013 г.
Ответчиком со ссылкой на ч. 4 ст. 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" при назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" не учтены периоды работы с 19 января по 16 мая 2010 г, с 18 по 31 мая 2010 г, с 1 октября по 25 декабря 2013 г.
8 октября 2021 г. ФИО1 обратился в ОПФР по Санкт-Петербургу и Ленинградской области с заявлением о перерасчете пенсии, решением ОПФР от 14 октября 2021 г. в перерасчете пенсии отказано.
Суд первой инстанции, разрешая спор, руководствовался Федеральным законом "О страховых пенсиях", оценив представленные в материалы дела доказательства, признал установленным, что ответчиком при назначении истцу страховой пенсии по старости учтены все периоды трудовой деятельности по документам, имеющимся в материалах пенсионного дела, оснований для перерасчета пенсии не имеется, так как периоды работы не включенные в подсчет стажа учтены при назначении пенсии за выслугу лет по линии Минобороны Российской Федерации.
С вышеприведенными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены постановленных по делу судебных актов по доводам жалобы заявителя.
В соответствии с пунктом 6 ст. 3 Закона N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" военнослужащие (за исключением граждан, проходивших службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), назначаемой на условиях и в порядке, установленных Федеральным законом "О страховых пенсиях").
Вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 21 июля 2014 г. за N 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии" часть 4 статьи 7 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. за N4468-1 изложена в новой редакции.
Согласно части 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ лица, указанные в статье 1 этого закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Часть 4 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 года, как и ранее действовавшая норма (абзац второй пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), содержит правило, исключающее возможность одновременного зачета совпадающих по времени периодов в выслугу лет и в страховой стаж.
Так, согласно части 4 статьи 13 "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
Таким образом, пенсионеры, получающие пенсию по Закону Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 и работающие по трудовому договору, приобрели возможность получать страховую часть страховой пенсии) с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, при наличии условий для назначения страховой пенсии, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Поскольку законодатель не предусмотрел возможность одновременного включения в выслугу лет и в страховой стаж совпадающих хронологически (по времени) периодов, является правомерным вывод судов нижестоящих инстанций, согласившихся с решением ответчика, которым при назначении истцу страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" не учтены периоды работы с 19 января по 16 мая 2010 г, с 18 по 31 мая 2010 г, с 1 октября по 25 декабря 2013 г, учтенные при назначении пенсии за выслугу лет и, соответственно, отказано в перерасчете размера пенсии истца с учетом перечисленных страховых взносов за эти периоды.
С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы заявителя, как основанные на неправильном применении положений пенсионного законодательства, незаконность оспариваемых судебных постановлений не подтверждают.
Каких -либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступивших в силу и правильных по существу судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах не имеется предусмотренных статьей 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 19 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 11 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.