Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Батялова В.А, Красновой Н.П, при секретаре Защитниковой А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО "Газпромнефть - Оренбург" к Совету депутатов муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области, администрации муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области о признании недействующими в части: решения Совета депутатов муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области от 23 ноября 2021 года N12/5 р.С "О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области, утвержденный решением Совета депутатов от 29 сентября 2011 года N14/1 р.С"; решения Совета депутатов муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области от 23 ноября 2021 года N12/6 р.С "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области, утвержденные решением Совета депутатов от 26 апреля 2012 года N21/6 р.С", по апелляционной жалобе Совета депутатов муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области на решение Оренбургского областного суда от 9 августа 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Батялова В.А, объяснения представителя административного истца - Комлева К.А, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Совета депутатов МО Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области от 23 ноября 2021 года N12/5 р.С внесены изменения в Генеральный план МО Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области, утвержденный решением Совета депутатов от 29 сентября 2011 года N14/1 р.С".
Решением Совета депутатов МО Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области от 23 ноября 2021 года N12/6 внесены изменения в Правила землепользования и застройки МО Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области, утвержденные решением Совета депутатов от 26 апреля 2012 года N21/6 р.С".
Названные решения Совета депутатов МО Новосергиевский поссовет опубликованы на официальном сайте администрации МО Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области 23 ноября 2021 года.
ООО "Газпромнефть-Оренбург" обратилось в суд с административным иском о признании недействующими указанных нормативных правовых актов, указав в обоснование заявленных требований, что общество является держателем лицензии на пользование недрами серии N N N от ДД.ММ.ГГГГ года с целевым назначением и видами работ - для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых в Новосергиевском и Переволоцком районах Оренбургской области. Лицензионный участок ООО "Газпромнефть-Оренбург" частично расположен на земельном участке, находящемся на территории "адрес" и данный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, поэтому для осуществления разработки недр целям общества отвечает внесение изменений в документы территориального планирования Новосергиевского поссовета, в соответствии с которыми стало бы возможным изменение разрешенного использования земельного участка, предполагающее разработку недр. 22 июня 2021 года на сайте ФГИС ТП для согласования был опубликован проект Генерального плана МО Новосергиевский поссовет. 12 июля 2021 года ООО "Газпромнефть-Оренбург" направило в администрацию МО Новосергиевский поссовет замечания по проекту генерального плана в связи с отсутствием в документе границ лицензионного участка. В письме от 19 июля 2021 года администрация МО Новосергиевский поссовет сообщила, что вопрос о внесении в документы территориального планирования границ лицензионного участка будет озвучен при проведении публичных слушаний по обсуждению проекта вносимых изменений в Генеральный план и Правила землепользования МО Новосергиевский поссовет. По результатам публичных слушаний было принято решение передать на утверждение Совета депутатов МО Новосергиевский поссовет изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки с учетом поступивших от ООО "Газпромнефть-Оренбург" замечаний.
Однако Совет депутатов МО Новосергиевский поссовет принял оспариваемые нормативные правовые акты без учета замечаний ООО "Газпромнефть-Оренбург, что, по мнению административного истца, нарушает права общества, лишенного возможности осуществить перевод земельного участка, входящего в состав лицензионного участка, в другую категорию земель, допускающую осуществление недропользования.
С учетом изменений административных исковых требований ООО "Газпромнефть-Оренбург" просит суд признать недействующими Генеральный план МО Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области, Правила землепользования и застройки МО Новосергиевский поссовет Новосергиевского района в редакции решений Совета депутатов МО Новосергиевский поссовет от 23 ноября 2021 года в части границ лицензионного участка в соответствии с лицензией на пользование недрами N N от ДД.ММ.ГГГГ года под объектами ООО "Газпромнефть-Оренбург".
Решением Оренбургского областного суда от 9 августа 2022 года административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Газпромнефть - Оренбург" к Совету депутатов МО Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области - удовлетворены.
Признан недействующими со дня вступления решения в законную силу решение Совета депутатов МО Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области от 23 ноября 2021 года N12/5 р.С "О внесении изменений в Генеральный план МО Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области, утвержденный решением Совета депутатов от 29 сентября 2011 года N14/1 р.С" в части установления функциональной зоны "Зона сельскохозяйственного использования" в районе земельного участка с кадастровым номером N.
Признан недействующим со дня вступления решения в законную силу решение Совета депутатов МО Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области от 23 ноября 2021 года N12/6 р.С "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области, утвержденные решением Совета депутатов от 26 апреля 2012 года N21/6 р.С" в части градостроительного зонирования в районе земельного участка с кадастровым номером N.
В апелляционной жалобе Совет депутатов муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области просит решение суда первой инстанции отменить как необоснованное, принятое при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела.
В суде апелляционной инстанции представитель административного истца доводы апелляционной жалобы считал не обоснованными.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав представителя административного истца, оценив имеющиеся в деле доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не усматривает предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований к отмене или изменению приятого по делу решения суда первой инстанции.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генерального плана городского округа относится к вопросам местного значения городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты. При этом в соответствии с частью 4 статьи 7 названного закона муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному выше федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа (пункт 1 части 3 статьи 8, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также ГрК РФ).
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован и по этим основаниям не оспаривается.
В соответствии со статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории, сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, для гармоничного развития территорий задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся подготовка и утверждение документов территориального планирования территорий, а также утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются, в том числе, генеральные планы поселений (часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу части 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Генеральный план содержит, в том числе, карту функциональных зон поселения или городского округа (пункт 4 части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Пунктами 1, 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом: возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков; функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно - деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Правовой режим земель и земельных участков определяется в соответствии с федеральными законами исходя из их принадлежности к той или иной категории земель и разрешенного использования. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
С учетом приведенного правового регулирования установление территориальных зон в правилах землепользования и застройки конкретизирует положения документов территориального планирования (генерального плана) в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Частью 3 статьи 9, частями 9, 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.
Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию развития и условия формирования среды жизнедеятельности.
Содержание генерального плана поселения, порядок его подготовки, принятия, утверждения и опубликования, а также особенности согласования проекта генерального плана поселения регулируются положениями статей 23 - 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В части 2 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Судом установлено, что МО Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области является сельским поселением, образованным в соответствии с Законом Оренбургской области от 9 марта 2005 года N1906/314-Ш-ОЗ "О муниципальных образованиях в составе муниципального образования Новосергиевский район Оренбургской области". Новосергиевский поссовет объединяет территории 6 сельских населенных пунктов: п. Новосергиевка, с.Землянка, п. Попов Ключ, с. Лебяжка, с.Черепаново, х. Казарма 1404 км.
Согласно пункту 22 Устава МО Новосергиевский поссовет к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана. При подготовке генерального плана в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 28 настоящего Кодекса (части 8, 10, 11 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации процедура проведения публичных слушаний состоит из следующих этапов: оповещение о начале публичных слушаний; размещение проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях, и информационных материалов к нему на официальном сайте и открытие экспозиции или экспозиций такого проекта; проведение экспозиции или экспозиций проекта, подлежащего рассмотрению на публичных слушаниях; проведение собрания или собраний участников публичных слушаний; подготовка и оформление протокола публичных слушаний; подготовка и опубликование заключения о результатах публичных слушаний.
В соответствии с частью 3 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15 июля 2010 года N931-О-О, публичные слушания являются процедурой выявления коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих коллективный, а не индивидуальный характер; публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее, они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
Из материалов дела усматривается, что согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО "Газпромнефть-Оренбург" является добыча нефти.
ООО "Газпромнефть-Оренбург" выдана лицензия на пользование недрами серии ОРБ N N от ДД.ММ.ГГГГ года с целевым назначением и видами работ - для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки и добычи полезных ископаемых в Новосергиевском и Переволоцком районах Оренбургской области. Срок действия лицензии до 15 декабря 2039 года.
Между ООО "Газпромнефть-Оренбург" (арендатор) и ИП ФИО12 ИП ФИО13 (арендодатели) заключен договор аренды земельного участка N N от 01 октября 2021 года, по условиям которого арендодатели передали обществу в аренду принадлежащий им на праве общей долевой собственности земельный участок с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенный по адресу: "адрес", для целей размещения "данные изъяты" в том числе, для размещения скважины N62 Землянского месторождения.
Согласно выписке из ЕГРН указанный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, имеет разрешенное использование: земли с/х использования.
Данный земельный участок входит в границы лицензионного участка.
В целях использования земельного участка в соответствии с выданной лицензией ООО "Газпромнефть-Оренбург" обратилось в администрацию Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области с предложением о внесении изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки МО Новосергиевский поссовет.
05 июня 2017 года администрацией Новосергиевский поссовет было вынесено постановление N184-п о подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки МО Новосергиевский поссовет.
Постановлением администрации МО Новосергиевский поссовет от 18 сентября 2017 года N292-п назначены публичные слушания по проекту внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки.
22 сентября 2017 года и 22 ноября 2017 года состоялись публичные слушания по рассмотрению названных проектов, о чем составлен протокол публичных слушаний.
По результатам публичных слушаний 04 декабря 2017 года главой администрации Новосергиевский поссовет дано заключение, согласно которому имеются основания для согласования проекта "О внесении изменений в Генеральный план МО Новосергиевский поссовет и Правила землепользования и застройки МО Новосергиевский поссовет" и вынесения вопроса об утверждении проекта на рассмотрение Совета депутатов МО Новосергиевский поссовет.
Решением Совета депутатов МО Носовергиевский поссовет N27/2 р.С. от 08 декабря 2017 года в утверждении проекта "О внесении изменений в Генеральный план МО Новосергиевский поссовет и Правила землепользования и застройки МО Новосергиевский поссовет" отказано.
В 2019 году на публичных слушаниях обсуждался вопрос об утверждении проекта планировки и межевания территории под строительство объекта ООО "Газпромнефть-Оренбург" "Землянское месторождение. Разведочная скважина N62".
Согласно протоколу публичных слушаний от 28 ноября 2019 года на территории Покровского сельсовета обществом пробурена скважина, которая была законсервирована. Для ее обустройства необходимо проложить трубопровод по территории МО Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области. Участники публичных слушаний, которые были обеспокоены экологической обстановкой, проголосовали против утверждения обсуждаемого проекта.
18 марта 2021 года в целях актуализации Генерального плана и Правил землепользования и застройки МО Новосергиевский поссовет администрацией МО Новосергиевский поссовет вынесено постановление N55-п "О подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки МО Новосергиевский поссовет".
Публичные слушания проведены 20 октября 2021 года.
В ходе проведения публичных слушаний от ООО "Газпромнефть-Оренбург" поступило письмо с предложением внести изменения в проект Генерального плана и Правил землепользования и застройки МО Новосергиевский поссовет, которые ранее 22 ноября 2017 года выносились на обсуждение Совета депутатов МО Новосергиевский поссовет, но не были им утверждены. Предложенные обществом изменения заключались в нанесении на карту территориальных зон производственной зоны в части расположения земельного участка, на котором находится действующий объект нефтедобычи ООО "Газпромнефть-Оренбург".
По результатам публичных слушаний дано заключение о вынесении вопроса о нанесении на карту территориальных зон производственной зоны под действующим объектом нефтедобычи, принадлежащим ООО "Газпромнефть-Оренбург"; о вынесении данного вопроса на обсуждение Совета депутатов МО Новосергиевский поссовет.
Как следует из выписки из протокола N12 заседания Совета депутатов МО Новосергиевский поссовет, на повестке дня 23 ноября 2021 года обсуждались вопросы: о внесении изменений в Генеральный план МО Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области, утвержденный решением Совета депутатов от 29 сентября 2011 года N14/1 р. С (вопрос N5); о внесении изменений в Правила землепользования и застройки МО Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области, утвержденные решением Совета депутатов от 26 апреля 2012 года N21/6 р. С (вопрос N6).
Решениями Совета депутатов МО Новосергиевский поссовет N12/5 р.С и N12/6 от 23 ноября 2021 года изменения в Генеральный план и Правила землепользования и застройки МО Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области утверждены без нанесения на карту территориальных зон производственной зоны под действующим объектом нефтедобычи, принадлежащим ООО "Газпромнефть-Оренбург".
Судом первой инстанции верно установлено что, при принятии Советом депутатов МО Новосергиевский поссовет оспариваемых решений N12/5 р.С и N12/6 от 23 ноября 2021 года не учтено следующее.
Согласно статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации принципами функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.
Таким образом, документы территориального планирования призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников.
В своей прецедентной практике Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 15 июня 2006 года N6-П, от 15 октября 2012 года N21-П, любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (части 1 и 2 статьи 19), в силу которых различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для этих целей правовые средства соразмерны им.
С учетом изложенного приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования.
При этом реализация этой цели осуществляется в рамках закрепленных в законодательстве гарантий и механизмов защиты прав собственников, к которым, в частности, относится механизм компенсации причиненного ущерба.
Материалами дела подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу: "адрес", относится к категории земель "данные изъяты"
В отношении данного земельного участка ООО "Газпромнефть-Оренбург" на дату подготовки и принятия изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки МО Новосергиевский поссовет имелась лицензия на пользование недрами серии ОРБ N N от 09 июня 2016 года, в связи с чем, ООО "Газпромнефть - Оренбург" вынесло на обсуждение в ходе публичных слушаний обоснованные предложения о внесении изменений в документы территориального планирования в части указания производственной зоны в районе расположения земельного участка с кадастровым номером N
Однако данные предложения не были учтены при рассмотрении Советом депутатов проекта внесения изменений в названные документы и в соответствии с внесенными оспариваемыми нормативными правовыми актами изменениями в Генеральном плане МО Новосергиевский поссовет в районе земельного участка с кадастровым номером N установлена функциональная зона "Зона сельскохозяйственного использования", в Правилах землепользования и застройки МО Новосергиевский поссовет градостроительное зонирование произведено в районе расположения земельного участка с кадастровым номером N аналогичным образом.
Анализ приведенных положений в их системной взаимосвязи с положениями статей 1, 9 - 29, статей 30 - 40, статей 41 - 46, статей 46.1 - 46.11 Градостроительного кодекса Российской Федерации дает основу для вывода о том, что федеральный законодатель подходит к зонированию не только как к внешней форме пространственного планирования территории, но и как к правовому инструменту по установлению режима использования земель и земельных участков с учетом природных, социальных, экономических и иных факторов; территориальное зонирование должно иметь своей целью способствовать улучшению состояния окружающей среды в городах и качества жизни населения, интегрируя различные сферы деятельности с тем, чтобы они были полезны и окружающей среде, и населению.
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы местного самоуправления при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно и должны, учитывая соответствующие финансово-экономические возможности, соблюдать баланс частных интересов граждан и публичных интересов муниципального образования, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
В данном случае невозможно сделать вывод о сбалансированности публичных интересов и интересов правообладателей земельных участков при освоении данной территории.
При таком положении, установление функциональной зоны и отнесение к ней вышеупомянутого земельного участка противоречит вышеприведенным положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что отнесение упомянутого земельного участка к названной функциональной зоне произведено без учета фактического использования территории, противоречит градостроительному и земельному законодательству, нарушает права административного истца на использование принадлежащего ему земельного участка.
Генеральный план городского округа, утверждаемый муниципальным правовым актом, не должен противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации, в том числе основным принципам законодательства о градостроительной деятельности (часть 4 статьи 3 и часть 13 статьи 24 ГрК РФ).
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим, полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Таким образом, установив, указанные обстоятельства, суд первой инстанции, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения административного иска.
Выводы суда первой инстанции основаны на нормах материального и процессуального права, всем доводам сторон, имеющим правовое значение для разрешения настоящего дела, дана верная оценка, нарушений процессуального законодательства, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке, не допущено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, не опровергают выводы суда первой инстанции и не содержат оснований для отмены обжалуемого судебного акта судебного, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Оренбургского областного суда от 9 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Совета депутатов муниципального образования Новосергиевский поссовет Новосергиевского района Оренбургской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Оренбургский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 22 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.