г. Нижний Новгород
29 ноября 2022 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Батялова В.А, рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу Керимовой Р.А, Миннигул С.Н, Бондаренко Н.Н. на определение Самарского областного суда от 16 августа 2022 года о возвращении административного искового заявления Керимовой Р.А, Миннигул С.Н. Бондаренко Н.Н. к Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области о признании недостоверными результатов экспертного заключения для определения нормативов на квадратный метр общей площади жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Керимова Р.А, Миннигул С.Н, Бондаренко Н.Н. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, просили суд признать недостоверными результаты экспертного заключения для определения нормативов на квадратный метр общей площади жилого помещения.
Определением судьи Самарского областного суда от 16 августа 2022 года Керимовой Р.А, Миннигул С.Н, Бондаренко Н.Н. административное исковое заявление о признании недостоверными результатов экспертного заключения для определения нормативов на квадратный метр общей площади жилого помещения возвращено.
В частной жалобе Керимова Р.А, Миннигул С.Н, Бондаренко Н.Н. ставят вопрос об отмене определения Самарского областного суда от 16 августа 2022 года, ссылаясь на то, что результаты экспертного заключения Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области по определению нормативов на квадратный метр общей площади жилого помещения легли в основу нормативного акта, применяемого населением 10 городов Самарской области, применяются неоднократно в интересах неопределенного круга лиц. Данное экспертное заключение является частью нормативного акта в качестве установления количественных показателей нормативного акта и подлежит оспариванию как нормативный акт.
Изучив доводы жалобы, исследовав поступивший материал в полном объеме, в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.
Из административного материала усматривается, что истец Миннигул С.Н. является собственником индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" Истец Бондаренко Н.Н. является собственником индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: "адрес" Истец Керимова Р.А. является собственником индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: "адрес"
В силу положений ст.ст.153, 154, 157 Жилищного Кодекса Российской Федерации административные истцы, как собственники жилых помещений обязаны оплачивать коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, расчет которой производится, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.ст. 2, 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов", на основании которого утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов от 4 апреля 2016 года N 269, Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области является уполномоченным органом для установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов на основании замеров на единицу измерения "квадратный метр общей площади жилого помещения" для индивидуальных жилых домов в 10 городах Самарской области.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29 декабря 2018 года N 1023 "Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения" утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения, которые применяются для городских округов Самарской области, утвержден перечень городских округов, для которых применяются данные нормативы и установлено, что в муниципальных районах и в городских округах, не указанных в приложении 2 к настоящему приказу, действуют нормативы накопления твердых коммунальных отходов в домовладениях, установленные приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 19 декабря 2016 год N 804.
В целях защиты потребительских прав на услуги по вывозу твердых бытовых отходов, административные истцы просят отменить результаты экспертного заключения Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области по установлению норматива 0, 091 куб.м на 1 кв.м. общей площади жилого помещения, в виду отсутствия и недостоверности результатов замеров на единицу измерения 1 кв.м общей площади жилого помещения с даты их утверждения согласно Приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29 декабря 2018 года N 1023 в части норматива для индивидуальных жилых домов в 10 городских округах.
Возвращая административное исковое заявление, судья указал, что заявленные административные исковые требования о признании недостоверными результатов экспертного заключения для определения нормативов на квадратный метр общей площади жилого помещения не относятся к подсудности областного суда (пункт 2 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Четвёртый апелляционный суд общей юрисдикции с указанным выводом согласиться не может по следующим основаниям.
В соответствии с п. 6 приказа от 29 декабря 2018 года N 1023 "Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения" приказ вступает в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.
Приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29 декабря 2018 года N 1023 "Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения" опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 29 декабря 2018 года и в газете "Волжская коммуна", N 2 (30585), от 11 января 2019 года.
Краснов А.Г, Турков П.В, Матвеев М.Н, Шаронин А.А, Кудряшова Е.Ю, Степухина М.Н. обратились в Самарский областной суд с административными исковыми заявлениями о признании недействующим со дня принятия приказа министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29 декабря 2018 года N 1023.
Определениями Самарского областного суда от 13 мая 2019 года, от 21 мая 2019 года, от 30 июля 2019 года административные исковые заявления Краснова А.Г, Туркова П.В, Матвеева М.Н, Шаронина А.А, Кудряшовой Е.Ю, Степухиной М.Н. объединены в одно производство.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали на то, что оспариваемый нормативный правовой акт установилдля городских округов Самарской области порядок оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме, жилом доме, что лишает возможности потребителей, проживающих в названных городских округах, права требовать изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении указанной коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении, поскольку законодательством Российской Федерации не установлен порядок перерасчета платы коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из общей площади жилого помещения в многоквартирном доме, жилом доме.
Считали, что оспариваемым приказом нарушено единство прав и обязанностей граждан, провозглашенные в Конституции Российской Федерации и Уставе Самарской области, оспариваемый нормативный правовой акт дает преимущество собственникам жилья, в котором количество зарегистрированных и фактически проживающих граждан превышает среднюю учетную норму и норму предоставления жилой площади по Самарской области. В приказе отсутствует логика построения нормативного акта, поскольку причинно-следственная связь между квадратным метром и количеством твердых коммунальных отходов отсутствует.
Полагали, что отсутствует документ, подтверждающий проведение соответствующих замеров накопления твердых коммунальных отходов на территории Самарской области, у органов местного самоуправления отсутствовали полномочия по проведению таких замеров. При расчете норматива твердых коммунальных отходов были использованы собственные правила расчета, применение которых привело к экономически и фактически необоснованному росту норматива. В данном случае имеет место неподтвержденность экономической обоснованности норматива, не были соблюдены правила определения нормативов, не проведена дифференциация норматива по типам домовладений, использован некорректный числовой показатель суммарной площади домовладений в городской местности Самарской области и численности населения.
Решением Самарского областного суда от 6 ноября 2019 года по административному делу N 3а-1004/2019 в удовлетворении административных исков Краснова А.Г, Туркова П.В, Матвеева М.Н, Шаронина А.А, Степухиной М.Н, Кудряшовой Е.Ю. о признании недействующим приказа министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29 декабря 2018 года N 1023 "Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения" отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным на то органом, соответствует требованиям, предъявляемым к форме нормативного правового акта и к процедуре его принятия, правилам введения нормативного правового акта в действие, порядку его опубликования и вступления в законную силу.
Проверяя законность оспариваемого нормативного правового акта, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый административными истцами нормативный правовой акт не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, экономически обоснован, принят в соответствии с действующим законодательством, не нарушает права, свободы и законные интересы административных истцов.
Исследовав и оценив, представленную в материалы дела документацию о замерах отходов, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что замеры отходов, произведены муниципальными образованиями в соответствии с нормами Методических рекомендаций N 524/пр.
Кроме того, в материалы дела было представлено экспертное заключение по определению нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв.метр общей площади жилого помещения от 17.12.2018 года N б/н, составленного Департаментом регулирования тарифов Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области. Из указанного экспертного заключения следует, что по итогам проведенных замеров органами местного самоуправления, экспертной группой министерства принято решение включить в расчет нормативов накопления твердых коммунальных отходов весь массив предоставленных муниципальными образованиями Самарской области данных. Источники образования ТКО определены с учетом показателей Территориальной схемы обращения с отходами в Самарской области. С учетом данных о средних нормативах накопления твердых коммунальных отходов с 1 человека в городских округах Самарской области, с учетом данных о количестве жителей, проживающих в городских округах Самарской области, экспертной группой определены объемы образуемых ТКО в многоквартирных домах и в индивидуальных жилых домах, определен суммарный объем образования ТКО в городских округах Самарской области. На основании данных о суммарном объеме образования ТКО и данных об общей площади жилых помещений в городских округах Самарской области рассчитан норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв.метр общей площади жилого дома, который составил 0, 091 куб.м/кв.м.
С учетом того, что расчет определения норматива ТКО произведен в соответствии с формулами определения норматива, указанными в Правилах определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, Самарский областной суд признал указанный расчет верным и обоснованным.
Апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 февраля 2020 года решение Самарского областного суда от 6 ноября 2019 года по административному делу N 3а-1004/2019 оставлено без изменения, апелляционные жалобы Краснова А.Г, Степухиной М.Н.- без удовлетворения.
Кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 13 июля 2020 года N 88а-15378/2020 решение Самарского областного суда от 6 ноября 2019 года и апелляционное определение Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 18 февраля 2020 года оставлено без изменения, кассационная жалоба К.А, его представителя С.В. - без удовлетворения.
Анализ административных исковых заявлений по административному делу N 3а-1004/2019 по административному исковому заявлению Краснова А.Г, Туркова П.В, Матвеева М.Н, Шаронина А.А, Кудряшовой Е.Ю, Степухиной М.Н. о признании недействующим со дня принятия приказа министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29 декабря 2018 года N 1023 и административному материалу N 9а-80/2022 Керимовой Р.А, Миннигул С.Н, Бондаренко Н.Н. к Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области о признании недостоверными результатов экспертного заключения для определения нормативов на квадратный метр общей площади жилого помещения позволяет сделать вывод о том, что основанием административного иска по административному материалу N 9а-80/2022 являются обстоятельства производства по административному делу N 3а-1004/2019.
В случае, если суд достоверно установит тождественность предмета и основания административных исков, участвующих сторон, а также более раннюю дату возбуждения иного административного дела судом, ставится вопрос об оставлении административного иска без рассмотрения.
Вопреки доводам подателей жалобы, из представленного материала следует, что ранее был подан тождественный административный иск, который был принят к производству суда и рассмотрен. Таким образом, на момент обращения с настоящим административным иском ранее судом был рассмотрен тождественный спор.
Суд апелляционной инстанции указывает на недопустимость повторного рассмотрения и разрешения тождественного спора.
Пунктом 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае если имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по этому административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или определение суда об отказе в принятии административного искового заявления.
Отказ от настоящего административного иска в установленном порядке Керимовой Р.А, Миннигул С.Н, Бондаренко Н.Н. заявлен не был.
Пунктом 4 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Поскольку производство по делу оканчивается в момент вступления в законную силу окончательного судебного акта по делу, вышеуказанные процессуальные последствия суд применяет также в том случае, если по тождественному спору был принят, но не вступил в законную силу, итоговый судебный акт.
Пунктом 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 2020 года N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" при рассмотрении апелляционных жалобы, представления, частной жалобы, представления суду апелляционной инстанции во всяком случае следует проверять наличие предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ безусловных оснований для отмены судебного акта суда первой инстанции, а также оснований для прекращения производства по административному делу (глава 17 КАС РФ) или оставления административного искового заявления без рассмотрения (пункты 1 - 4 части 1, часть 2 статьи 196 КАС РФ).
Таким образом, судом первой инстанции принято неправильное процессуальное решение по делу, административный иск Керимова Р.А, Миннигул С.Н, Бондаренко Н.Н. к Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области о признании недостоверными результаты экспертного заключения для определения нормативов на квадратный метр общей площади жилого помещения подлежал оставлению без рассмотрения.
В указанной связи определение Самарского областного суда от 16 августа 2022 года подлежит отмене с разрешением вопроса по существу, где административное исковое заявления Керимова Р.А, Миннигул С.Н, Бондаренко Н.Н. к Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области о признании недостоверными результатов экспертного заключения для определения нормативов на квадратный метр общей площади жилого помещения, надлежит оставить без рассмотрения.
Руководствуясь статьями 309 - 311, 315 - 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции
определил:
определение судьи Самарского областного суда от 16 августа 2022 года отменить, разрешить вопрос по существу.
Административное исковое заявление Керимовой Р.А, Миннигул С.Н. Бондаренко Н.Н. к Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области о признании недостоверными результатов экспертного заключения для определения нормативов на квадратный метр общей площади жилого помещения оставить без рассмотрения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Самарский областной суд.
Судья В.А. Батялов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.