Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Волынчук Н.В., рассмотрев жалобу Аристархова Михаила Павловича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 29 Октябрьского судебного района г. Самары от 6 мая 2022 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Самары от 13 июля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального бюджетного учреждения городского округа Самара "Спортивная школа олимпийского резерва N17" Аристархова Михаила Павловича,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 29 Октябрьского судебного района г. Самары от 6 мая 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Самары от 13 июля 2022 года, директор МБУ г.о. Самара "Спортивная школа олимпийского резерва N17" (далее также учреждение) Аристархов М.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Аристархов М.П. просит отменить состоявшиеся по делу акты.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Согласно части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В соответствии с частью 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: 1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; 2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Из положений абзаца 2, 3 пункта 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования, по результатам которых объектам контроля направляются акты, заключения, представления и (или) предписания.
В соответствии со статьей 9(2) Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для целей настоящего Федерального закона под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации. Виды такого имущества могут определяться, в том числе в порядке, установленном местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 538 определен Порядок отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества, согласно которому перечни особо ценного движимого имущества бюджетных учреждений определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя (пункт 3); ведение перечня особо ценного движимого имущества осуществляется бюджетным учреждением на основании сведений бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений о полном наименовании объекта, отнесенного в установленном порядке к особо ценному движимому имуществу, его балансовой стоимости и об инвентарном (учетном) номере (при его наличии) (пункт 5).
Постановлением Администрации г.о. Самара от 29 декабря 2010 года N 1853 утвержден Порядок определения видов и перечней особо ценного движимого имущества муниципальных автономных или бюджетных учреждений г.о. Самара.
Пунктом 2 Порядка определены виды имущества, подлежащие включению в перечень особо ценного движимого имущества.
Согласно пункту 3 Порядка определения видов и перечней особо ценного движимого имущества муниципальных автономных или бюджетных учреждений г.о. Самара перечень особо ценного движимого имущества бюджетного учреждения, а также изменения и дополнения к нему утверждаются органом местного самоуправления г.о. Самара, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, на основании видов особо ценного движимого имущества, определенного в соответствии с пунктом 2 настоящего Порядка.
Из материалов дела следует, что Департаментом финансов Администрации г.о. Самара в соответствии с приказом заместителя главы г.о. Самара - руководителя Департамента финансов Администрации г.о. Самара от 28 июня 2021 года N о назначении выездной ревизии в период с 29 июня по 13 августа 2021 года в отношении МБУ г.о. Самара "Спортивная школа олимпийского резерва N17", расположенного по адресу: г. Самара, ул. Циолковского, д. N, проведено контрольное мероприятие на тему: "Ревизия финансово-хозяйственной деятельности", в ходе которой были выявлены нарушения финансово-бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих финансово-бюджетные правоотношения.
По результатам контрольного мероприятия в адрес МБУ г.о. Самара "Спортивная школа олимпийского резерва N17" выдано представление от 6 сентября 2021 года N об устранении выявленных нарушений, срок исполнения представления - 30 дней с момента его получения. Представление органа государственного (муниципального) финансового контроля от 6 сентября 2021 года N получено учреждением 15 сентября 2021 года.
Вместе с тем, в установленный срок (до 15 октября 2021 года) названное представление не исполнено в части, а именно: не приняты меры по устранению нарушения требований постановления Администрации г.о. Самара от 29 декабря 2010 года N 1853 "О порядке определения видов и перечней особо ценного движимого имущества муниципальных автономных или бюджетных учреждений г.о. Самара", не представлен утвержденный учредителем перечень особо ценного движимого имущества, закрепленного за МБУ г.о. Самара "Спортивная школа олимпийского резерва N17" (пункт 5 представления).
Перечень имущества, закрепленного за МБУ г.о. Самара "Спортивная школа олимпийского резерва N17", отвечающего признакам особо ценного движимого имущества, во исполнение представления от 6 сентября 2021 года N (пункт 5) представлен для утверждения директором МБУ г.о. Самара "Спортивная школа олимпийского резерва N17" Аристарховым М.П. в Департамент физической культуры и спорта Администрации г.о. Самара 22 декабря 2021 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении директора МБУ г.о. Самара "Спортивная школа олимпийского резерва N17" Аристархова М.П. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 17 февраля 2022 года N; копией распоряжения о приеме работника на работу от 24 июня 2015 года; представлением органа государственного (муниципального) финансового контроля от 6 сентября 2021 года N; планом мероприятий по устранению недостатков; сопроводительным письмом от 21 декабря 2021 года с приложением перечня имущества; копией почтового уведомления; выпиской почтовых отправлений; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц; копией договора о порядке использования муниципального имущества, закрепленного за образовательным учреждением на праве оперативного управления от 4 ноября 2004 года; уставом МБУ г.о. Самара "Спортивная школа олимпийского резерва N17" и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены. На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Из материалов дела усматривается, что представление от 6 сентября 2021 года N выдано уполномоченным лицом органа государственного (муниципального) финансового контроля в соответствии со статьями 269.2, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, содержит обязательное для исполнения в указанный в представлении срок требование (в частности пункт 5) об устранении бюджетного нарушения и принятии мер по устранению его причин и условий, оно является доступным для понимания и исполнимым.
Вопреки утверждениям заявителя, выводы судебных инстанций о том, что полномочия по ведению перечня особо ценного движимого имущества, а именно по формированию списка имущества, относящегося к данной категории, внесению изменений и дополнений в данный список, возложены на бюджетное учреждение, соответствуют требованиям действующего законодательства, в том числе положениям Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 538.
Кроме того, согласно пункта 4.1 Устава МБУ г.о. Самара "Спортивная школа олимпийского резерва N17" имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в порядке, установленном законодательством; собственником имущества учреждения является МО г.о. Самара. Недвижимое имущество, закрепленное за учреждением или приобретенное учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у учреждения особо ценное недвижимое имущество, подлежит обособленному учету в установленном порядке (пункт 4.7 Устава). МБУ г.о. Самара "Спортивная школа олимпийского резерва N17" обязано вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством (пункт 3.3.3 Устава).
4 ноября 2004 года между ФИО1 и МБУ г.о. Самара "Спортивная школа олимпийского резерва N17" заключен договор о порядке использования муниципального имущества, закрепленного за образовательным учреждением на праве оперативного управления, согласно которому имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью г. Самары и отражается на самостоятельном балансе учреждения (пункт 1.2 договора).
Таким образом, обязанность вести обособленный учет (формировать перечень и вносить в него изменения) ценного недвижимого имущества, закрепленного за МБУ г.о. Самара "Спортивная школа олимпийского резерва N17", зафиксирована в уставе учреждения, в то время, как порядок ведения данного учета регламентирован на законодательном уровне, в том числе положениями Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2010 года N 538, постановления Администрации г.о. Самара от 29 декабря 2010 года N 1853.
Ссылки заявителя в той части, что перечень особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением, подлежит утверждению учредителем данного бюджетного учреждения, в данном случае Администрацией г.о. Самара, не свидетельствует об отсутствии вины заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения, поскольку, как следует и представленных материалов, проект вышеуказанного перечня на утверждение представлен МБУ г.о. Самара "Спортивная школа олимпийского резерва N17" в Администрацию г.о. Самара после истечения срока исполнения представления (после 15 октября 2021 года).
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из материалов дела следует, что Аристархов М.П. является директором МБУ г.о. Самара "Спортивная школа олимпийского резерва N17", единоличным исполнительным органом учреждения, что подтверждается распоряжением руководителя Департамента физической культуры и спорта Администрации г.о. Самара от 24 июня 2015 года N 77, выпиской из ЕГРЮЛ, уставом учреждения (пункт 7.3).
Учитывая вышеизложенное, вопреки доводам жалобы, вывод судебных инстанций о наличии в деянии директора учреждения Аристархова М.П. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Протокол об административном правонарушении от 17 февраля 2022 года N составлен с соблюдением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Необходимые сведения, в том числе относительно обстоятельств административного правонарушения, в протоколе отражены, событие административного правонарушения описано надлежащим образом с учетом диспозиции части 20 статьи 19.5 названного Кодекса, в протоколе указана статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно - часть 20 статьи 19.5, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. Аристархов М.П. присутствовал при составлении протокола об административном правонарушении и не был лишен возможности знать, совершение какого деяния ему вменено, право на защиту не нарушено. Копия протокола об административном правонарушении Аристархову М.П. вручена, права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Аристархову М.П. разъяснялись должностным лицом при составлении протокола.
Ссылки жалобы на то, что по факту неисполнения представления от 6 сентября 2021 года N был составлен протокол об административном правонарушении от 29 декабря 2021 года N по части 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который был возвращен мировым судьей в орган для устранения недостатков, не свидетельствует о незаконности обжалуемых судебных актов.
Как следует из представленных материалов, протокол об административном правонарушении от 29 декабря 2021 года N возвращен определением мирового судьи судебного участка N 29 Октябрьского судебного района г. Самары Самарской области от 8 февраля 2022 года со стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении в связи с наличием в протоколе и иных представленных с ним материалах существенных нарушений, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела. Внесение изменений в протокол об административном правонарушении либо составление нового протокола об административном правонарушении с целью устранения допущенных ранее недостатков не является процессуальным нарушением при условии соблюдения прав лица, в отношении которого составляются процессуальные документы.
Оснований для признания протокола об административном правонарушении от 17 февраля 2022 года N ненадлежащим доказательством не имеется.
Несогласие заявителя с изложенными выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием судами норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в данном деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не является.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 29 Октябрьского судебного района г. Самары от 6 мая 2022 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Самары от 13 июля 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора муниципального бюджетного учреждения городского округа Самара "Спортивная школа олимпийского резерва N17" Аристархова Михаила Павловича, оставить без изменения, а жалобу Аристархова Михаила Павловича - без удовлетворения.
Судья Н.В. Волынчук
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.