Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ляпина Н.А, судей Белова В.И. и Умбетовой Э.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 22 сентября 2022 года кассационную жалобу Администрации МО город Медногорск Оренбургской области на решение Медногорского городского суда Оренбургской области от 17 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 23 июня 2022 года по административному делу N 2а-126/2022 по административному исковому заявлению прокурора г. Медногорска к администрации муниципального образования "город Медногорск" о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства о пожарной безопасности, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Заслушав доклад судьи Умбетовой Э.Ж, изложившей содержание обжалуемых судебных актов, доводы кассационной жалобы, объяснения прокурора четвертого отдела (с дислокацией в г. Самаре, г. Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трофимова А.А, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор г. Медногорска, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлена необеспеченность центральной части г. Медногорска (ул. Безымянная, ул. Ветровая, ул. Безводная), ул. Чкалова, ул. Гоголя, ул. Крылова, поселка Блявтамак г. Медногорска, за исключением ул. Совхозная N ул. Блявтамакская N пер. 2-ый Лагерный, ул. Лагерная N поселка Заречный г. Медногорска, за исключением ул. Сквозной и ул. Профсоюзной, источниками наружного противопожарного водоснабжения, выполненными в соответствии с требованиями нормативных документов в области пожарной безопасности.
По фактам выявленных нарушений заместителем начальника ОНД и ПР по Кувандыкскому городского округу и г. Медногорску УНД и ПР МЧС России по Оренбургской области в адрес администрации г. Медногорска вынесено предписание от 26 ноября 2021 года N N со сроком устранения нарушений до 1 мая 2022 года.
Полагая, что не устранение указанных нарушений столь длительное время может привести к человеческим жертвам среди населения в случае возникновения пожарной ситуации, нанести вред имуществу жителей города, прокурор г. Медногорска, уточнив административные исковые требования, просил возложить на администрацию г. Медногорска Оренбургской области обязанность в срок до 1 мая 2022 года устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения, выполненными в соответствии с требованиями нормативных документов в области пожарной безопасности: район центральной части г. Медногорска, а именно ул. Безымянная, ул. Ветровая, ул. Безводная; район г. Медногорска, а именно: ул. Чкалова, ул. Гоголя, ул. Крылова; поселок Блявтамак г. Медногорска, за исключением ул. Совхозная, N ул. Блявтамакская N пер. 2-й Лагерный, ул. Лагерная N; поселок Заречный г. Медногорска, за исключением ул. Сквозной и ул. Профсоюзной.
Решением Медногорского городского суда Оренбургской области от 17 марта 2022 года заявленные требования удовлетворены. Суд возложил на администрацию муниципального образования г. Медногорск Оренбургской области обязанность в срок до 1 мая 2022 года устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а именно обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения, выполненными в соответствии с требованиями нормативных документов в области пожарной безопасности, указанные в административном иске районы г. Медногорска.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 23 июня 2022 года решение суда первой инстанции изменено в части срока устранения указанных судом нарушений, который установлен до 1 августа 2022 года.
В кассационной жалобе, поступившей в Шестой кассационный суд общей юрисдикции 30 сентября 2022 года, административный ответчик Администрация МО г. Медногорск ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как незаконных. В обоснование доводов указывает, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что прокуратурой нарушен порядок проведения проверки в части уведомления административного ответчика о ее проведении, в связи с чем результаты такой проверки являются недействительными и не могут быть использованы в качестве доказательства по административному делу. Кроме того, указывает, что срок, установленный для выполнения решения суда, является заведомо неисполнимым.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, что согласно части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) не препятствует ее рассмотрению. Данная информация в соответствии с частью 7 статьи 96 КАС РФ размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 4 октября 2022 года.
Проверив материалы административного дела, заслушав объяснения прокурора Трофимова А.А, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судебными инстанциями при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности), Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности") и придя к выводу, что обеспечение требований пожарной безопасности является обязанностью администрации муниципального образования, удовлетворил требования прокурора г. Медногорска о возложении на административного ответчика обязанности устранить нарушения в установленный срок, поскольку необеспечение выполнения требований пожарной безопасности в спорных районах города может повлечь негативные последствия и недопустимый риск для жизни и здоровья людей, их имущества.
Судебная коллегия по административным делам Оренбургского областного суда с выводами суда об удовлетворении заявленных требований согласилась, однако, приняв во внимание довод апелляционной жалобы о недостаточности установленного судом срока для выполнения возложенной обязанности, решение суда изменила, установив новый срок - до 1 августа 2022 года.
С указанными выводами следует согласиться.
Согласно статье 1 Федерального закона "О пожарной безопасности", нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности. Первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
В силу пункта 10 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа.
Первичные меры пожарной безопасности предусмотрены статьей 63 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
Согласно частям 1 - 3 статьи 68 вышеназванного закона, на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: 1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; 2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации; 3) противопожарные резервуары. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом.
Судами установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой г. Медногорска Оренбургской области проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, исполнение профилактических мероприятий и работ по противопожарному обустройству территорий, примыкающих к населенным пунктам и лесам в зоне деятельности администрации муниципального образования г. Медногорск Оренбургской области.
По фактам выявленных нарушений заместителем начальника ОНД и ПР по Кувандыкскому городского округу и г. Медногорску УНД и ПР МЧС России по Оренбургской области в адрес администрации г. Медногорска вынесено предписание от 26 ноября 2021 года N N с установлением срока устранения нарушений до 1 мая 2022 года.
Суды нижестоящих инстанций, давая оценку действиям администрации г. Медногорска по необеспечению безводных участков улиц наружным противопожарным водоснабжением для целей пожаротушения и установив, что обязанность по выполнению названных мероприятий возложена на административного ответчика, пришли к правильному выводу об удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований.
Доводы кассационной жалобы о ненадлежащем уведомлении прокурором г. Медногорска о предстоящей проверке административного ответчика основанием к отмене обжалуемых судебных актов не являются, поскольку выводов суда о наличии нарушений законодательства о пожарной безопасности, выразившихся в необеспечении источниками наружного противопожарного водоснабжения безводных районов города, не опровергают.
Администрация г. Медногорска, являясь административным ответчиком по административному делу, в полной мере обладала правами, предусмотренными статьей 45 КАС РФ, в том числе имела возможность давать объяснения в устной и письменной форме, представлять доказательства, заявлять ходатайства об истребовании доказательств, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле, то есть ей была предоставлена возможность опровергнуть доводы, указанные прокурором г. Медногорска в административном исковом заявлении, основывающиеся на материалах проведенной проверки.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что определенный судом срок недостаточен для исполнения решения суда, требующего организации и соблюдения необходимых процедур, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также с учетом большого объема согласований и строительных работ, не может являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку в случае наличия обстоятельств, объективно затрудняющих исполнение судебного акта в установленный срок, администрация г. Медногорска вправе обратиться в суд первой инстанции с заявлением в порядке статьи 358 КАС РФ по вопросу отсрочки его исполнения с представлением соответствующих доказательств.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения (в той части, в которой оно оставлено без изменения судом апелляционной инстанции) и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов, по делу не установлены.
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Медногорского городского суда Оренбургской области от 17 марта 2022 года, в неизмененной части, и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 23 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного ответчика Администрации МО г. Медногорск Оренбургской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 16 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.