Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 20 сентября 2022 года кассационную жалобу Комарова Андрея Викторовича на решение Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 25 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 17 августа 2022 года по административному делу N 2а-801/2022 по административному исковому заявлению Комарова А.В. к Пермской таможне Федеральной таможенной службы России о признании незаконным решения о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Фахрутдинова И.И, изложившего обстоятельства административного дела и содержание кассационной жалобы, выслушав против ее удовлетворения возражения представителя Федеральной таможенной службы Приволжского таможенного управления Самарской таможни по доверенности Кругляковой А.А, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Комаров А.В. (далее - административный истец), являющийся пенсионером таможенных органов, 19 сентября 2014 года решением N 6 комиссии по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения Пермской таможни Федеральной таможенной службы России, был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Решением комиссии Пермской таможни Федеральной таможенной службы России по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения от 3 сентября 2021 года (протокол N 9) Комаров А.В. с составом семьи 1 человек снят с учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании подпункта "б" пункта 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369.
Не согласившись с указанным решением жилищной комиссии, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать его незаконным, поскольку условия, послужившие для постановки его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, на момент принятия оспариваемого решения не изменились.
Решением Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 25 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 17 августа 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления Комарова А.В. отказано.
В кассационной жалобе Комаров А.В. ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных с нарушением норм материального права, просит принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения норм материального права допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 указанного Кодекса по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Разрешая административный спор и принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что жилищные условия Комарова А.В. после принятия на учет для предоставления единовременной социальной выплаты были улучшены, поскольку он и член его семьи - супруга ФИО6 стали обеспечены общей жилой площадью помещения более 15 кв.м. в связи со снятием с учета по месту их жительства иных лиц.
Судебная коллегия не может согласиться с обоснованностью выводов судебных инстанций по следующим причинам.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 часть 3).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и таможенных органов Российской Федерации" (вместе с "Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации" (далее - Правила).
Согласно пункту 15 Правил сотрудник снимается с учета для получения единовременной социальной выплаты:
а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме в комиссию;
б) в случае улучшения жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты, либо совершения действий, указанных в части 8 статьи 4 Закона, с намерением получения единовременной социальной выплаты в большем размере;
в) при предоставлении единовременной социальной выплаты в порядке, установленном настоящими Правилами;
г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на такой учет);
д) в случае увольнения со службы в учреждениях и органах (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 14 данных Правил);
е) в случае смерти (гибели) сотрудника или признания его судом безвестно отсутствующим или умершим (погибшим) (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 26 названных Правил).
Решение о снятии сотрудника с учета для получения единовременной социальной выплаты принимается комиссией.
Как следует из материалов административного дела, в качестве основания для снятия административного истца с учета в решении административного ответчика указано, что административным истцом утрачены основания для получения единовременной социальной выплаты в связи с улучшением жилищных условий.
В то же время из представленных Комаровым А.В. в материалы учетного дела документов следует, что как при постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты, так и при принятии решения о снятии, он был зарегистрирован и проживал вместе со своей супругой в двухкомнатной квартире общей площадью 44, 7 кв. м по адресу: "адрес".
На момент постановки административного истца на учет в указанном жилом помещении, кроме Комарова А.В. и его супруги ФИО6, также были зарегистрированы: ФИО7 (дочь ФИО6 от первого брака), ФИО8 (зять ФИО6), ФИО9 (внук ФИО6), ФИО10 (дочь ФИО6 от первого брака), ФИО11 (внук ФИО6).
При этом данное жилое помещение согласно сведениям ЕГРН принадлежит на праве общей долевой собственности по 1/3 доли ФИО6, ФИО7, ФИО10
Из пояснений административного истца, что не опровергнуто административным ответчиком, следует, что он был вселен в спорное жилое помещение в качестве члена семьи одного из его сособственников ФИО6, остальные проживающие в этой квартире лица членами одной семьи не являлись.
Частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Поскольку ФИО7 и ФИО10 не являются членами семьи административного истца, постольку площадь жилого помещения, соразмерная их долям в праве собственности, не может учитываться при определении уровня обеспеченности Комарова А.В. и его супруги жилой площадью.
Следовательно, тот факт, что ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 были в дальнейшем сняты с регистрационного учета данного жилого помещения, не указывает на улучшение административным истцом и его супругой жилищных условий, поскольку ее доля в праве собственности, соразмерная лишь 1/3 общей площади спорного жилого помещения, не изменилась.
Таким образом, обеспеченность Комарова А.В. и его супруги жилым помещением составляет 15 кв.м на двоих или по 7, 5 кв.м на каждого, что не превышает учетную норму, установленном в г. Ижевске.
В этой связи правовых оснований, приведенных в пункте 15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, для принятия решения о снятии административного истца с учета у административного ответчика не имелось.
Выводы судебных инстанций о законности оспариваемого решения Пермской таможни являются ошибочными, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
В связи с этим, постановленные по делу судебные акты подлежат отмене, с принятием по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления Комарова А.В.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Индустриального районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 25 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 17 августа 2022 года отменить. Принять по делу новое решение, которым признать незаконным решением комиссии Пермской таможни Федеральной таможенной службы России по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения от 3 сентября 2021 года о снятии Комарова А.В. с учета.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 18 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.