Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Карякина Е.А. и Тимохина И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 18 октября 2022 года кассационную жалобу Рябченко А.П. на решение Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 26 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 28 апреля 2022 года по административному делу N 2а-747/2021 по административному исковому заявлению Рябченко А.П. об оспаривании действий (бездействия) территориальной избирательной комиссии Кувандыкского городского округа Оренбургской области, участковой избирательной комиссии N 635.
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Тимохина И.В, объяснения административного истца Рябченко А.П. и его представителя Цулая Т.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения представителей административного ответчика Избирательной комиссии Оренбургской области Трофимова Д.Ю. и Ивановой Н.С, административного ответчика Территориальной избирательной комиссии города Кувандыка Ивановой Н.С, заключение прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мигунова В.Ю, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания российской Федерации нового созыва на 19 сентября 2021 года.
Постановлением председателя Законодательного Собрания Оренбургской области от 17 июня 2021 года N 2836 назначены выборы депутатов Законодательного собрания Оренбургской области седьмого созыва на 19 сентября 2021 года.
Постановлением Избирательной комиссии Оренбургской области от 10 июля 2021 года N 13/87 "О мерах по обеспечению избирательных прав отдельных категорий избирателей при проведении выборов в единый день голосования 19 сентября 2021 года" территориальным избирательным комиссиям поручено в срок до 30 июля 2021 года образовать избирательные участки в местах временного пребывания избирателей согласно приложению, соответствующую информацию в срок до 15 августа 2021 года разместить в информационно-коммуникационной сети "Интернет". В приложении к данному постановлению под порядковым номером 2 указан участок для голосования N 635, расположенный в ГБУЗ "Городская больница" города Кувандыка, ТИК Кувандыкского городского округа (л.д. 43-46, том 1).
13 июля 2021 года территориальной избирательной комиссией Кувандыкского городского округа Оренбургской области принято решение N 40/235-2 об образовании дополнительного избирательного участка N 635 на территории города Кувандыка, находящегося по адресу: город Кувандык, улица Мичурина, дом 2, ГБУЗ "Городская больница" города Кувандыка (л.д. 47, 48, том 2).
Постановлением Избирательной комиссии Оренбургской области от 20 июля 2021 года N 19/148-7 зарегистрирован областной список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением "Оренбургское областное отделение партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области седьмого созыва. В указанный список в качестве кандидата включен Рябченко А.П. под N 5 в региональной группе списка кандидатов N 17 (л.д.153-158, том 1).
Усматривая незаконность решения территориальной избирательной комиссии о проведении голосования на участковом избирательном участке N 635, а также выражая несогласие с итогами голосования на данном избирательном участке, Рябченко А.П. обратился в суд с административным исковым заявлением.
Решением Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 26 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 28 апреля 2022 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Рябченко А.П. просит об отмене судебных актов в связи с неправильным применение норм материального права. Так, по мнению административного истца, судами не учтено, что решение о создании избирательного участка N 635, а также решение о формировании членов избирательной комиссии не было опубликовано в установленном порядке, в том числе в средствах массовой информации, что повлекло нарушение действующего избирательного законодательства. Также в дополнении к кассационной жалобе указывает на допущенные судом нарушения норм процессуального права, ссылаясь на необоснованный отказ в исследовании доказательств и назначении судебной экспертизы с целью установления даты и времени размещения решения о создании избирательного участка N 635.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения, судебная коллегия судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судебными инстанциями не допущено.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
В соответствии частью 15 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума могут обратиться гражданин, зарегистрированный в установленном порядке и участвовавший в выборах в качестве кандидата, избирательное объединение, участвовавшее в выборах и выдвинувшее кандидата или список кандидатов на выборные должности, инициативная группа по проведению референдума и (или) ее уполномоченные представители, в установленных законом случаях прокурор.
Основания для отмены судом решения избирательной комиссии об итогах голосования приведены в пункте 1.2 статьи 77 Федерального закона N 67-ФЗ, при условии, если они не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно обращал внимание, что судебная защита активного избирательного права, равно как и права быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, не может осуществляться без учета того обстоятельства, что следствием пересмотра результатов выборов как состоявшегося акта прямого волеизъявления населения может быть нарушение стабильности функционирования институтов представительной демократии, дисквалификация актов реализации избирательного права. Поэтому не любые, а только существенные нарушения законодательства, допущенные при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов, не позволяющие установить действительное волеизъявление избирателей, могут служить основанием для отмены итогов голосования, результатов выборов судом на соответствующей территории, такое решение должно быть обусловлено наличием веских оснований полагать, что при подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов выборов волеизъявление избирателей было действительно искажено (постановления от 22 апреля 2013 года N 8-П, от 15 января 2002 года N 1-П).
Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Исходя из этого принципа в части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлена прежде всего обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен поименованным кодексом.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации? обоснованно исходили из того, что нарушений избирательного законодательства, не позволяющих с достоверностью определить действительную волю избирателей при подведении итогов голосования на избирательном участке N 635 не установлено, при этом доказательств, опровергающих указанные суждения, административным истцом не представлено.
Доводы кассационной жалобы Рябченко А.П. о том, что решение о создании избирательного участка N 635, а также решение о формировании членов избирательной комиссии не было опубликовано в установленном порядке, в том числе в средствах массовой информации, являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, где получили надлежащую правовую оценку.
Аргументы Рябченко А.П. о допущенных нарушениях норм процессуального права, выраженных в необоснованном, по мнению заявителя, отказе в исследовании доказательств и назначении судебной экспертизы не являют на правильность выводов судов, в связи с чем отмену судебных актов не влекут.
Ссылка административного истца на нарушение его прав в ввиду невозможности назначения наблюдателя при проведении выборов несостоятельна, поскольку в силу пункта 4 статьи 30 Федерального закона N 67-ФЗ такое право Рябченко А.П, как кандидату из вышеназванного областного списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением "Оренбургское областное отделение партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", не предоставлено.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а постановленные по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кувандыкского районного суда Оренбургской области от 26 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Оренбургского областного суда от 28 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Рябченко Андрея Павловича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 29 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.