Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Ившиной Т.В, Балакиревой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кировского областного государственного казенного учреждения социальной защиты "Управление социальной защиты населения в городе Кирове" на решение Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 01 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 08 августа 2022 г. по гражданскому делу N 2-470/2022 по иску ФИО1 к Кировскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты "Управление социальной защиты населения в городе Кирове" об обязании предоставить компенсацию расходов на оплату жилых помещений, и коммунальных услуг.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском, ссылаясь на то, что с 21 июня 2021 года зарегистрирована по адресу: "адрес". Ранее проживала в городе "адрес". 21 июля 2006 года Министерством внутренних дел Российской Федерации ей присвоен статус "Ветеран боевых действий", который дает ей возможность на права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 N 5-ФЗ. 14 декабря 2010 года Управлением социальной защиты населения Администрации Октябрьского района Ростовской области ей присвоен статус "Ветеран труда", который дает ей возможность на права и льготы, установленные статьями 22 и 23 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 N 5-ФЗ. Так как по льготной категории "Ветеран труда" законодательством предусмотрено больший объём мер социальной поддержки, то в июле 2021 года обратилась к ответчику с заявлением по предоставлению мер социальной поддержки по льготной категории "Ветеран труда" с просьбой предоставить льготы по данной категории - компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. 13 августа 2021 года она получила письменный ответ ответчика о том, что на основании решения от 11 августа 2021 года N201 ответчик отказывает в компенсации расходов на оплату ЖКУ, предусмотренных законом Кировской области от 07 декабря 2004 N 280-ЗО, на основании того, что уже предоставляется ЕДВ по категории "Ветеран боевых действий". Управление социальной защиты ей назначило компенсацию расходов на оплату жилых помещений и взноса на капитальный ремонт по категории "Ветеран боевых действий". В действительности ей предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и взноса на капитальный ремонт без предоставления компенсации за водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газа, электричества и тепловой энергии, что включает в себя мера социальной поддержки по льготной категории "Ветеран труда".
Данное решение не законно, лишает её права, предусмотренного Федеральным законодательством Российской Федерации, на предоставление компенсации расходов на ЖКУ в полном объёме.
Истец просила обязать КОГКУ "Управление социальной защиты населения в городе Кирове" предоставить ей компенсацию расходов на оплату жилых помещений как социальной меры поддержки по льготной категории "Ветеран труда" в соответствии с законом Кировской области от 07 декабря 2004 г. N 280-ЗО "О мерах социальной поддержке ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий".
Решением Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 01 апреля 2022 г. с учётом определения об устранении описки, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 08 августа 2022 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены.
Суд постановил:"Обязать КОГКУ Управление социальной и защиты населения в г. Кирове предоставить ФИО1 компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг как меры социальной поддержки по льготной категории "Ветеран труда" в соответствии с Законом Кировской обл. от 07 декабря 2004 г. N 280-ЗО "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий" при наличии ежемесячной денежной выплаты по категории "Ветеран боевых действий".
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов судов первой и апелляционной инстанций, просит отменить принятые по делу решение и апелляционное определение, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований ФИО1.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу решения и апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пп.1-5 п.1 ст. 13 Федерального закона от 12 января 1995г. N 5 "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, предоставление жилых помещений, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
Как следует из п. 3 статьи 13 данного Федерального закона, при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4, 8 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, в силу п.5 ч. 1 которой ветеранам боевых действий предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов:
- платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади);
- взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта РФ, и занимаемой общей площади жилых помещений.
Пунктом 1 ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах" установлена ежемесячная денежная выплата ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона (п. 3 ч.1).
Указанная ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития (ч. 6, 7 ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах").
Ежемесячная денежная выплата, согласно ст. 23.1 Федерального закона "О ветеранах", устанавливается в фиксированном размере (п. 3 пункта 4, п.6) и подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством (п.5); при этом часть суммы ежемесячной денежной выплаты по волеизъявлению получателя может направляться на финансирование предоставления ему социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (п.8).
Положениями п. 3 ч. 1 ст. 3 Закона Кировской области от 07 декабря 2004г. N 280- ЗО "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий" ветеранам груда после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" или достигшим возраста 60 лет (для мужчин) и 55 лет (для женщин), независимо от прекращения ими трудовой деятельности, предоставляются меры социальной поддержки в т.ч. в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
- платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, рассчитываемой исходя из занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах областного стандарта нормативной площади жилого помещения, установленного законом области, - взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного Правительством области, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах областного стандарта;
- платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
- платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, в пределах нормативов потребления, утверждаемых Правительством области, областного стандарта или на 1 человека. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления, утверждаемых Правительством области, с применением коэффициента периодичности внесения потребителями платы за коммунальную услугу по отоплению в случае принятия в установленном порядке решения о способе осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года;
- ежемесячная денежная выплата в размере 336, 74 руб. (н.п.5 ч.1 настоящей статьи).
Меры социальной поддержки, предусмотренные п.3 ч.1 настоящей статьи, предоставляются в виде ежемесячных денежных выплат лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством РФ случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг (ч.3 ст.3 Закона Кировской области от 07 декабря 2004г. N 280-ЗО).
Согласно ч.1 и ч.2 ст.6 Закона Кировской области от 07 декабря 2004г. N 280-ЗО, порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, труженикам тыла и жертвам политических репрессий устанавливается Правительством области. При наличии у ветерана труда, труженика тыла, жертвы политических репрессий права на получение одной и той же меры социальной поддержки по нескольким основаниям меры социальной поддержки предоставляются по одному основанию по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 21 июля 2006 г. Министерством внутренних дел Российской Федерации ФИО1 присвоен статус "Ветеран боевых действий", выдано удостоверение ВВ N.
14 декабря 2010г. Управлением социальной защиты населения администрации Октябрьского района Ростовской области ФИО1 присвоен статус "Ветеран труда", выдано удостоверение Т-1 N.
С 21 июня 2021г. ФИО1 проживает в "адрес", ранее имела регистрацию в "адрес", где являлась получателем ежемесячной денежной выплаты ветеранам боевых действий и получателем мер социальной поддержки ветеранов труда.
По сведениям ГУ-ОПФ РФ по Ростовской области, ФИО1 являлась получателем ежемесячной денежной выплаты ветеранам боевых действий, установленной в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 12 января 1995г. N5-ФЗ "О ветеранах" с 30 августа 2006г. по 31июля 2021г, размер которой на май 2021г. составлял 3212, 04 руб, прекращена с 01 августа 2021г. на основании п.58 приказа N 885-н от 17 ноября 2014г. "Об утверждении правил выплаты пенсии... " в связи с передачей выплатного дела на основании запроса в УПФР в г. Кирове Кировской области в связи со сменой места жительства ФИО1
МКУ УСЗН Советского района г. Ростова-на-Дону 18 марта 2022 г. сообщило, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в базе данных льготной категории граждан значилась как ветеран труда и ветеран боевых действия, снята с учета 27 августа 2021г. За период с 01 января 2018г. по 30 июня 2021г. компенсация на оплату жилищно-коммунальных услуг назначалась и выплачивалась по следующим видам услуг: компенсация за фактически произведённые расходы за оплату услуги - капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, содержание жилого помещения - как ветерану боевых действий; компенсация за фактически произведенные расходы за оплату услуги - газ, обращение с твердыми бытовыми отходами, горячая вода, отведение сточных вод, тепловая энергия холодная вода, электрическая энергия - как ветерану труда.
Согласно содержащимся в Единой государственной информационной системе социального обеспечения сведениям ФИО1 с 01 августа 2021г. является получателем:
- ежемесячной денежной выплаты по льготной категории "Ветеран боевых действий" в размере 3 212, 04 руб, предоставляемой бессрочно ГУ-УПФ РФ в г. Кирове Кировской области, - ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предоставляемой КОТКУ СЗ УСЗН в г. Кирове, в размере 241, 95 руб, - ежемесячной компенсации расходов на оплату взноса на капитальный ремонт, предоставляемой КОТКУ СЗ УСЗН в г. Кирове, в размере в размере 120, 97 руб.
В соответствии со справкой КОТКУ СЗ УСЗН в г. Кирове от 10 января 2022 г, ФИО1 за период с 30 июля 2021г. по 21 декабря 2021г. предолставлена мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на жилищно-коммунальные услуги по льготной категории "Ветеран боевых действий" (пп.1-4 ст. 3 Федерального закона N 5 "О ветеранах") в размере 725, 84 руб. (2 месяца по 362, 92 руб.)
Как следует из представленной ГУ- ОПФР по Кировской области информации от 18 февраля 2022г, ФИО1 на основании ст.23.1 Федерального закона от 12 января 1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах" является получателем ежемесячной денежной выплаты как ветеран боевых действий, данная выплата установлена с 30 августа 2006г. бессрочно.
30 июля 2021г. ФИО1 обратилась в КОГКУ УСЗН в г. Кирове с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по льготной категории "Ветеран труда", предусмотренных Законом Кировской области от 07декабря 2004г. N 280-ЗО "О мерах социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла и жертв политических репрессий", в виде компенсации расходов на жилищно-коммунальные услуги.
Решением КОГКУСЗ УСЗН в г. Кирове N 201 от 11 августа 2021г. ФИО1 отказано в предоставлении ежемесячной денежной выплаты и компенсации расходов на оплату ЖКУ, предусмотренных Законом Кировской области от 07 декабря 2004г. N 280-ЗО, в связи с тем, что ФИО1 выплачивается ЕДВ и назначена компенсация расходов на оплату жилых помещений и взноса на капитальный ремонт по категории "Ветеран боевых действий" в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995г. N 5-ФЗ "О ветеранах", право на предоставление ЕДВ и компенсации расходов на оплату ЖКУ в соответствии с Законом Кировской области от 07декабря 2004г. N 280-ЗО отсутствует.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из наличия у ФИО1 права на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг по категории "Ветеран труда" в соответствии с Законом Кировской области от 07 декабря 2004 N280-ЗО при наличии ежемесячный денежной выплаты по категории "Ветеран боевых действий". Суд указал, что ветеран вправе самостоятельно выбрать основание получения социальной меры компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, или как "Ветеран труда" или как "Ветеран боевых действий".
Суд апелляционной инстанции соглашаясь с выводами суда первой инстанции, учёл, что ежемесячная денежная выплата ветерану боевых действий в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и меры социальной поддержки ветеранов труда в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, установленные законом Кировской области, являются разными мерами социальной поддержки и не свидетельствуют о суммировании мер социальной поддержки по одному и тому же основанию.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Доводы жалобы о неделимости мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг между собой выводов судов не опровергают, так как суды признали за истцом право на получение меры поддержки в виде компенсации всех расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг как меры социальной поддержки по льготной категории "Ветеран труда" без их разделения. При этом суды исходили из того, что право у истца на получение меры поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг сохраняется по её выбору либо по категории "Ветеран труда" либо по категории "Ветеран боевых действий" независимо от получения ежемесячной денежной выплаты по категории "Ветеран боевых действий".
Вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм материального и процессуального права, судебными инстанциями не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, доказательствам дана правовая оценка в их совокупности в полном соответствии положениям ст. 67 ГПК РФ. В связи с чем судебная коллегия соглашается с выводами судов предыдущих инстанций.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 01 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 08 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Кировского областного государственного казенного учреждения социальной защиты "Управление социальной защиты населения в городе Кирове" - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Т.В. Ившина
Е.М. Балакирева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.