Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Назейкиной Н.А, судей Гаиткуловой Ф.С, Рипка А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1488/2022 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области к акционерному обществу "Комбинат школьного питания "Огонек" о возложении обязанности по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, по кассационной жалобе ответчика АО "Комбинат школьного питания "Огонек" на решение Промышленного районного суда г.Оренбурга от 19 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 26 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Назейкиной Н.А, объяснения представителя ответчика АО "Комбинат школьного питания "Огонек" Стецура О.Е, действующей на основании доверенности от 01.02.2021 года и диплома о высшем образовании серии N, в поддержание доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области обратилось в суд с иском к АО "Комбинат школьного питания "Огонек" о возложении обязанности по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, указав в обоснование заявленных требований, что в сентябре 2021 года проведена внеплановая документарная проверка в отношении АО "Комбинат школьного питания "Огонек". В ходе проверки установлено нарушение СанПин 2.3/2.43590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения". По фактам выявленных нарушений оформлен протокол об административном правонарушении от 01 октября 2021 года, согласно которому АО "КШП "Огонек" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.6 КоАП РФ, вынесено постановление о наложении штрафа. 21 сентября 2021 года ответчику выдано предписание, согласно которому в срок до 18 октября 2021 года ему необходимо разработать меню для организованного питания воспитанников дошкольных образовательных организаций в соответствии с гигиеническими требованиями, обеспечить выполнение среднесуточных наборов пищевой продукции для детей до 7 лет (минимальных) и организовать питание детей в соответствии с утвержденным меню. В ходе проведения плановой проверки 11 ноября 2021 года установлено невыполнение п.1 предписания от 21 сентября 2021 года, а также выявлено нарушение в части организации питания обучающихся в Государственном казенном общеобразовательном учреждении "Специальная (коррекционная) школа N13".
По фактам выявленных нарушений оформлен протокол об административном правонарушении от 23 ноября 2021 года по ч.1 ст.6.7 КоАП РФ, выдано предписание, согласно которому АО "КШП "Огонек" необходимо в срок до 15 января 2022 года разработать меню для организованного питания воспитанников дошкольных образовательных организаций в соответствии с гигиеническими требованиями, обеспечить выполнение среднесуточных наборов пищевой продукции для детей до 7 лет (минимальных), организовать питание в соответствии с утвержденным меню. Ответчику предписано в срок до 15 января 2022 года организовать питание учащихся ГКОУ "Специальная (коррекционная) школа N 13" согласно меню, разработанному в соответствии с требованиями санитарных правил, разработать меню для каждой возрастной группы детей, обеспечить питание детей в соответствии с утвержденным меню. В добровольном порядке вышеуказанные нарушения не устранены.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд обязать АО "Комбинат школьного питания "Огонек" устранить нарушения требований санитарного законодательства СанПин 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" при осуществлении деятельности организации питания детей путем приведения в соответствие с п.8.1.2 приложения 9 таблицы 1, приложения 7 таблицы 1, п.8.1.2.3 приложения 10 таблицы 1, 3 СанПин 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" меню для организованного питания воспитанников дошкольных образовательных организаций г.Оренбурга; приведения в соответствие с п.8.1.2.3 приложения 10 таблицы 1, 3, п.8.1.4 СаПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" меню для организованного питания обучающихся ГКОУ "Специальная (коррекционная) школа N13" г.Оренбурга; организации питания воспитанников дошкольных образовательных организаций г.Оренбурга и учащихся ГКОУ "Специальная (коррекционная) школа N13" г.Оренбурга в соответствии с меню для организованного питания, соответствующими установленным требованиям и согласованными с руководителями образовательных организаций.
Решением Промышленного районного суда г.Оренбурга от 19 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 26 июля 2022 года, заявленные исковые требования удовлетворены, АО "Комбинат школьного питания "Огонек" обязано устранить нарушения требований санитарного законодательства СанПин 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" при осуществлении деятельности организации питания детей путем:
1) приведения в соответствие с п.8.1.2 приложения 9 таблицы 1, приложения 7 таблицы 1, п.8.1.2.3 приложения 10 таблицы 1, 3 СанПин 2.3/2.1.3500-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" меню для организованного питания воспитанников дошкольных образовательных организаций г.Оренбурга;
2) приведения в соответствие с п.8.1.2.3 приложения 10 таблицы 1, 3, п.8.1.4 СаПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" меню для организованного питания обучающихся ГКОУ "Специальная (коррекционная) школа N13" г.Оренбурга;
3) организации питания воспитанников дошкольных образовательных организаций г.Оренбурга и учащихся ГКОУ "Специальная (коррекционная) школа N13" г.Оренбурга в соответствии с меню для организованного питания, соответствующими установленным требованиям и согласованными с руководителями образовательных организаций.
В кассационной жалобе ответчик АО "Комбинат школьного питания "Огонек" просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, считая их незаконными.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 года N262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты нрав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области в период с 03 сентября 2021 года по 21 сентября 2021 года проведена внеплановая документарная проверка в отношении АО "Комбинат школьного питания "Огонек". Основанием проведения проверки послужило решение N07-21-В от 02 сентября 2021 года.
В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения СанПин 2.3/2.43590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения": примерный 10-дневный рацион питания для детей в дошкольных образовательных организациях г.Оренбурга 3-7 лет не соответствует установленным требованиям, занижена масса порций рыбных и мясных блюд, занижен суммарный выход блюд полдника, занижен средний процент пищевой ценности по всем приемам пищи, за периоды с 02 августа 2021 года по 13 августа 2021 года, с 16 августа 2021 года по 27 августа 2021 года не выполнены среднесуточные наборы пищевой продукции (минимальные) для детей 3-7 лет по следующей пищевой продукции: творогу, сыру, сметане, маслу сливочному, фруктам свежим, мясу, птице, рыбе, яйцу.
По фактам выявленных нарушений оформлен протокол об административном правонарушении от 01 октября 2021 года, согласно которому АО "КШП "Огонек" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.6 КоАП РФ, вынесено постановление о наложении штрафа.
21 сентября 2021 года ответчику выдано предписание, согласно которому в срок до 18 октября 2021 года необходимо разработать меню для организованного питания воспитанников дошкольных образовательных организаций в соответствии с гигиеническими требованиями, обеспечить выполнение среднесуточных наборов пищевой продукции для детей до 7 лет (минимальных) и организовать питание детей в соответствии с утвержденным меню.
11 ноября 2021 года Управлением Роспотребнадзора по Оренбургской области проведена плановая выездная проверка, в ходе которой установлено невыполнение ответчиком п.1 предписания от 21 сентября 2021 года, а также выявлено нарушение в части организации питания обучающихся в Государственном казенном общеобразовательном учреждении "Специальная (коррекционная) школа N13".
В нарушение требований п.8.1.4. СанПин 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" отсутствовало примерное двухнедельное меню для каждой возрастной группы, представлено одно единое меню для возраста 7-18 лет. В нарушение требований п.8.1.2.3 вышеуказанных СанПин при оценке представленного примерного 10- дневного меню для детей с 7-18 лет средняя калорийность за 10 дней за завтрак для детей возрастной группы 11-18 лет составила 510, 4 ккал вместо нормируемых 680 ккал, за обед - 641.2 ккал вместо нормируемых 952 ккал, за полдник - 269.62 ккал вместо нормируемых 408 ккал из расчета общей суточной энергетической ценности на данный возраст 2720 ккал. Кроме того, выявлены нарушения по суммарным объемам блюд по меню возраста с 11-18 лет: завтраки составили 52, 9 г при норме 550 г, обеды составили 707, 4 г при норме не менее 800 г, полдники составили 240 г при норме не менее 350 г.
По фактам выявленных нарушений вынесено постановление об административном правонарушении от 23 ноября 2021 года по ст.6.6 КоАП РФ, ответчику выдано предписание, согласно которому АО "КШП "Огонек" предоставлен срок до 15 января 2022 года разработать меню для организованного питания воспитанников дошкольных образовательных организаций в соответствии с гигиеническими требованиями, обеспечить выполнение среднесуточных наборов пищевой продукции для детей до 7 лет (минимальных), организовать питание в соответствии с утвержденным меню. Ответчику предписано в срок до 15 января 2022 года организовать питание учащихся ГКОУ "Специальная (коррекционная) школа N13" согласно меню, разработанному в соответствии с требованиями санитарных правил, разработать меню для каждой возрастной группы детей, обеспечить питание детей в соответствии с утвержденным меню.
Разрешая возникший спор, исследовав обстоятельства по делу, проанализировав представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статьи 15 Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 30 марта 1999 года N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2 части 2 статьи 34, п.2 ч.1 ст.41 Федерального закона N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", учитывая неисполнение ответчиком обязанности по устранению нарушений требований санитарного законодательства СанПин 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" при осуществлении деятельности организации питания детей, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Суд кассационной инстанции соглашается с изложенными выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационной жалобе доводы основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, являлись предметом рассмотрения судов, по существу направлены на переоценку исследованных судом доказательств и обстоятельств, установленных на основании этой оценки. Между тем, кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела, а также переоценивать доказательства, исследованные судами.
Несогласие с выводами суда в связи с иной оценкой доказательств в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Промышленного районного суда г.Оренбурга от 19 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 26 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика АО "Комбинат школьного питания "Огонек" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.