Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Федотовой Е.В, Бросовой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан на решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 16.02.2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 30.06.2022 г. по гражданскому делу N 2-52/2022 по иску Кильмаева Евгения Менылбаевича к Государственному учреждению - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан о признании решения незаконным, обязании включить в специальный страховой стаж периодов работы.
Заслушав доклад судьи Федотовой Е.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кильмаев Е.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее ГУ - ОПФ РФ по РБ) о признании решения незаконным, обязании включить в специальный страховой стаж периодов работы, в котором просил признать незаконным решение N от 22.03.2021 об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости; обязать ответчика включить в стаж его работы по подпункту 12 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы: с 01.05.2009 по 10.01.2010 (08 месяцев 10 дней), с 30.04.2010 по 20.11.2010 (06 месяцев 21 день), с 30.04.2011 г..по 12.11.2011 (06 месяцев 13 дней), старшим помощником капитана - 1 помощник механика теплохода "Урал - 15" в ЗАО "СК-ТрансЛайн" как полные навигации за полный календарный год: 2009, 2010, 2011 годы; с 25.04.2012 по 18.11.2012 г..(06 месяцев 24 дня) старшим помощником капитана - 1 помощником механика теплохода "Урал-17", капитаном- сменным механиком теплохода "Урал-15" в ЗАО "Волгатранснефть" как полная навигация за полный календарный год: 2012 год; с 01.05.2013 по 05.11.2013 (06 месяцев 05 дней), с 12.06.2014 по 11.12.2014 (06 месяцев), с 06.04.2015 по 29.11.2015 (07 месяцев 24 дня), - капитаном-сменным механиком теплохода "Урал-15" в ЗАО "Волгатранснефть" как полная навигация за полный календарный год: 2013, 2014, 2015 годы; с 26.04.2018 по 07.12.2018 (08 месяцев 12 дней), с 21.04.2019 по 31.10.2020 (06 месяцев 22 дня), с 18.03.2020 по 01.11.2020 (07 месяцев 20 дней) старшим помощником капитана-1 помощником механика теплохода "Урал-32" в ООО "Судоходная компания Белмакс"" как полные навигации за полный календарный год: 2018, 2019, 2020 годы; бязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан включить в стаж работы Кильмаева Е.М. по подпункту 12 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы: с
16.11.2011 по 22.04.2012 (05 месяцев 07 дней) - ремонт, следующий после окончания рейса; с 27.04.2010 по 29.04.2010 (03 дня), с 27.04.2011 по 29.04.2011 (03 дня) ? подготовка судна к вводу в эксплуатацию, период, предшествующий направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания; с 21.11.2010 по 23.11.2010 (03 дня), с 13.11.2011 по 15.11.2011 (03 дня) - периоды отстоя судов; с 11.01.2010 по 28.01.2010 (18 дней), с 24.11.2010 по 06.02.2011 (02 месяца 13 дней), с 12.02.2011 по 14.03.201 1 (01 месяц 03 дня), с 01.12.2012 по 19.12.2012 (19 дней) - ежегодные оплачиваемые отпуска, непосредственно следовавшие по окончанию рейса; с 27.08.2001 по 19.09.2001 (23 дня) - период саморемонта; назначить досрочную страховую пенсию по старости с 27.11.2020 г..
В обоснование предъявленных требований Кильмаев Е.М. указал на то, что 26.11.2020 г. обратился в ГУ-УПФ РФ в Благовещенском районе и г. Благовещенск РБ с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости по пункту 12 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением ГУ-УПФ РФ в Благовещенском районе и г. Благовещенск РБ N от 22.03.2021 г. ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 12 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2011 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого, не менее 25 лет стажа работы на отдельных видах судов морского, речного флота и рыбной промышленности. Ответчиком определено наличие у него страхового стажа - 27 лет 04 месяца 18 дней; стаж на соответствующих видах работ в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ - 19 лет 05 месяцев 14 дней, в соответствии пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ - 20 лет 02 месяца 18 дней. Полагал, что ответчик необоснованно не включил в специальный стаж работы оспариваемые периоды работы. По его мнению решение пенсионного органа не основано на законе и нарушает его право на пенсионное обеспечение.
Решением Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 16.02.2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 30.06.2022 г, исковые требования Кильмаева Е.М. удовлетворены частично, признано незаконным решение ГУ - УПФ РФ в Благовещенском районе и г. Благовещенск РБ N от 22.03.2021 г. об отказе в назначении Кильмаеву Е.М. досрочной страховой пенсии по старости. На ГУ - ОПФ РФ по РБ возложена обязанность включить в стаж работы Кильмаева Е.М. по подпункту 12 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы: с 01.05.2009 по 10.01.2010 (08 месяцев 10 дней), старшим помощником капитана - 1 помощник механика теплохода "Урал - 15" в ЗАО "СК-ТрансЛайн" в календарном исчислении; с 30.04.2010 по 20.11.2010 (06 месяцев 21 день), с 30.04.2011 по 12.11.2011 (06 месяцев 13 дней), старшим помощником капитана - 1 помощник механика теплохода "Урал - 15" в ЗАО "СК-ТрансЛайн", как полные навигации за полный календарный год: 2010, 2011 годы; с 25.04.2012 по 18.11.2012 (06 месяцев 24 дня) старшим помощником капитана - 1 помощником механика теплохода "Урал-17", капитаном-сменным механиком теплохода "Урал-15" в ЗАО "Волгатранснефть" как полная навигация за полный календарный год: 2012 год; с 01.05.2013 по 05.11.2013 (06 месяцев 05 дней), с 12.06.2014 по 11.12.2014 (06 месяцев), с 06.04.2015 по 29.11.2015 (07 месяцев 24 дня), - капитаном-сменным механиком теплохода "Урал-15" в ЗАО "Волгатранснефть" как полная навигация за полный календарный год: 2013, 2014, 2015 годы; с 26.04.2018 по 07.12.2018 (08 месяцев 12 дней), с 21.04.2019 по 31.10.2020 (06 месяцев 22 дня), с 18.03.2020 по 01.11.2020 (07 месяцев 20 дней) старшим помощником капитана-1 помощником механика теплохода "Урал-32" в ООО "Судоходная компания Белмакс"" как полные навигации за полный календарный год: 2018, 2019, 2020 годы.
На ГУ - ОПФ РФ по РБ возложена обязанность включить в стаж работы Кильмаева Е.М. по подпункту 12 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы: с 16.11.2011 по 22.04.2012 (05 месяцев 07 дней) - ремонт, следующий после окончания рейса; с 27.04.2010 по 29.04.2010 (03 дня), с 27.04.2011 по 29.04.2011 (03 дня) - подготовка судна к вводу в эксплуатация, период, предшествующий направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания; с 21.11.2010 по 23.11.2010 (03 дня), с 13.11.2011 по 15.11.2011 (03 дня) - периоды отстоя судов; с 11.01.2010 по 28.01.2010 (18 дней), с 24.11.2010 по 06.02.2011 (02 месяца 13 дней), с 12.02.2011 по 14.03.2011 (01 месяц 03 дня), с 01.12.2012 по 19.12.2012 (19 дней) - ежегодные оплачиваемые отпуска, непосредственно следовавшие по окончанию рейса; с 27.08.2001. по 19.09.2001 (23 дня) ? период саморемонта. Кильмаеву Е.М. назначена досрочная страховая пенсия по старости с 27.11.2020.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказано.
В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене судебных актов как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы с учетом требований статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 26.11.2020 года Кильмаев Е.М, 10.11.1972 года рождения, обратился в ГУ - У ПФ РФ в Благовещенском районе и г.Благовещенск РБ с заявлением о досрочном назначении ему страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ - УПФ РФ в Благовещенском районе и г.Благовещенск РБ от 22.03.2021 за N Кильмаеву Е.М. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 12 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия требуемого, не менее 25 лет, стажа работы на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности.
Из оспариваемого решения пенсионного органа следует, что в стаж Кильмаева Е.М, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, включены следующие периоды работы: с 10.04.1990 по 10.08.1990 (04 месяца 01 день-навигация в календарном исчислении) - моторист рулевой т/х "ВН-53" Благовещенской РЭБ флота Волжского нефтеналивного пароходства "Волготанкер"; с 17.04.1993 по 07.11.1993 (06 месяцев 21 день - полная навигация за полный календарный год), с 21.04.1994. по 14.11.1994 (06 месяцев 24 дня - полная навигация за полный календарный год), с 08.04.1995 по 08.11.1995 (07 месяцев 01 день - полная навигация за полный календарный год), с 06.05.1996 по 30.10.1996 (05 месяцев 26 дней - навигация в календарном исчислении), с 01.01.1997 по 31.12.2000 (04 года - полные навигации за полные календарные годы), с 18.04.2001 по 26.08.2001 (04 месяца 09 дней - навигация в календарном исчислении), с 01.01.2002 по 31.12.2005 (04 года 01 день - полные навигации за полные календарные годы), с 15.06.2007 по 27.10.2007 (04 месяца 13 дней - навигация в календарном исчислении), с 03.05.2008 по 17.06.2008 (01 месяц 15 дней - навигация в календарном исчислении), с 13.04.2017. по 25.11.2017. (07 месяцев 13 дней - полная навигация за полный календарный год) - моторист рулевой, штурман - 2 пом. механика, 2 штурман - 2 пом. механика, рулевой моторист, 1 штурма ? 1 помощник механика, старший помощник капитана первый помощник механика т/х, т/р "Вятка-8", т/х "Волгонефть-21", т/р "Вятка-251", т/х "Урал-27", т/х "Урал-3", т/х "Урал-10", т/х "Урал-30" ЗАО "Судоходная компания "БашВолготанкер""; с 01.05.2013 по 05.11.2013 (06 месяцев 05 дней - навигация в календарном исчислении), с 12.06.2014 по 11.12.2014 (06 месяцев - навигация в календарном исчислении), с 06.04.2015 по 29.11.2015 (07 месяцев 24 дня -навигация в календарном исчислении), с 29.05.2016 по 22.10.2016 (04 месяца 24 дня - навигация в календарном исчислении) - капитан - сменный механик т/х "Урал-15" ЗАО "Волгатранснефть"; с 26.04.2018 по
25.11.2020 (02 года 07 месяцев - навигации в календарном исчислении) - старший помощник капитана - 1 помощник механика т/х "Урал-32" ООО "Судоходная компания Белмакс"; с 01.03.2013 по 30.04.2013 (02 месяца), с 03.03.2014 по 11.06.2014 (03 месяца 09 дней), с 23.03.2015 по 05.04.2015 (13 дней), с 17.05.2016. по 28.05.2016 (12 дней) - ремонт, предшествующий направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания; с 31.10.1996 по 26.11.1996 (26 дней), с 27.11.1996 по 31.12.1996 (01 месяц 04 дня), с 20.09.2001 по 21.10.2001 (01 месяц 02 дня), с 22.10.2001 по 27.11.2001 (01 месяц 06 дней), с 06.11.2013 по 28.11.2013. (23 дня), с 12.12.2014 по 13.01.2015 (01 месяц 02 дня), с 30.11.2015 по 22.12.2015 (23 дня), с 23.10.2016 по 08.11.2016 (16 дней) - оплачиваемые отгулы за навигацию, ежегодные и дополнительные оплачиваемые отпуска, суммарные дни отдыха (отгулы) непосредственно следовавшие по окончанию рейса. Суда, на которых работал Кильмаев Е.М, относятся к отдельным видам судов речного флота, перечисленных в Списке, утвержденном Постановлением правительства Российской Федерации от 07.07.1992 N467.
Указанные выше периоды также засчитаны в специальный трудовой стаж по пункту 9 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 N400-ФЗ
- с 30.05.2006 по 01.08.2006 (02 месяца 02 дня), с 09.08.2008 по 09.09.2008 (01 месяц 01 день) - периоды работы в АО "Башкирское речное пароходство", в соответствии пунктом 9 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 N400-ФЗ, по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета; с 03.10.2006 по 14.06.2007 (08 месяцев 12 дней) - машинист электростанции ООО "Ямалспецавтострой", как период работы в Районе Крайнего Севера; с 01.07.2010 по 31.12.2010 (06 месяцев 01 день) - старший помощник капитана - 1 помощник механика т/х "Урал-15", в соответствии пунктом 9 части 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 N400-ФЗ, по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета.
Периоды работы, не включаемые в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с правовой аргументацией отказа: с 01.05.2009 по 10.01.2010 Д08 месяцев 10 дней - навигация в календарном исчислении), с 30.04.2010 по 20.11.2010 (06 месяцев 21 день -навигация в календарном исчислении), с 30.04.2011 по 12.11.2011 (06 месяцев 13 дней - навигация в календарном исчислении) - старший помощник капитана - 1 помощник механика т/х "Урал-15" ЗАО "СК-ТрансЛайн", т.к. работодателем не подтверждена постоянная занятость заявителя в течении полного рабочего дня, предусмотренная п. 9 (кроме периода с 01.07.2010 по 23.11.2010) и п. 12 ч. 1 ст.30 Федерального закона (работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения), работа на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы) а также на отдельных судах видах судов морского и речного флота и флота рыбной промышленности), т.к. сведения индивидуального (персонифицированного) учета предоставлены без кодов "Особые условия труда" и "Условия для досрочного назначения страховой пенсии"; с 25.04.2012 по 18.11.2012 (06 месяцев 24 дня - навигация в календарном исчислении) - старший помощник капитана -1 помощник механика т/х "Урал-17", капитан - сменный механик т/х "Урал-15", т.к. работодателем не подтверждена постоянная занятость заявителя в течении полного рабочего дня, предусмотренная п. 9 и п. 12 ч.1 ст. 30 Федерального закона (работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения), работа на судах
морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы) а также на отдельных судах видах судов морского и речного флота и флопа рыбной промышленности), т.к. сведения индивидуального (персонифицированного) учета предоставлены без кодов "Особых условия труда" и "Условия для досрочного назначения страховой пенсии"; с 01.03.2010 по 06.03.2010 (06 дней), с 15.03.2010 по 26.04.2010 (01 месяц 12 дней), с 07.02.2011 по 11.02.2011 (05 дней), с 15.03.2011 по 26.04.2011 (01 месяц 12 дней) - ремонт, предшествующий направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания; с 16.11.2011 по 22.04.2012 (05 месяцев 07 дней) - ремонт, следующий после окончания рейса, не предусмотрено Правилами от 11.07.2002 N516; с 27.04.2010 по 29.04.2010 (03 дня), с 27.04.2011 по 29.04.2011 (03 дня) - подготовка судна к вводу в эксплуатацию, период, предшествующий направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания; с 21.11.2010 по 23.11.2010 (03 дня), с 13.11.2011 по 15.11.2011 (03 дня) - период отстоя, что не предусмотрено Правилами от 11.07.2002 N516; с 11.01.2010 по 28.01.2010 (18 дней), с 24.11.2010 по 06.02.2011 (02 месяца 13 дней), с 12.02.2011 по 14.03.2011 (01 месяц 03 дня), с 01.12.2012 г..по 19.12.2012 г..(19 дней), - ежегодные оплачиваемые отпуска непосредственно следовавшие по окончанию рейса, по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, которые предоставлены работодателем без кодов "Особые условия труда" и "Условия для досрочного назначения страховой пенсии"; с 27.08.2001 г..по 19.09.2001 (23 дня) - период саморемонта не предусмотрено Правилами от 11.07.2002 N516;с 29.01.2010 по 28.02.2010 (01 месяц), с 07.03.2010 по 14.03.2010 (08 дней)с 20.12.2012 по 28.02.2013 (02 месяца 09 дней), с 29.11.2013 по 02.03.2014 (03 месяца 04 дня), с 14.01.2015 по 22.03.2015 (02 месяца 09 дней), с 23.12.2015 по 31.12.2015 (09 дней), с 01.04.2016 по 16.05.2016 (01
месяц 16 дней), с 09.11.2016 по 31.12.2016. (01 месяц 23 дня) - периоды нахождения в отпуске без сохранения заработной платы - не предусмотрено Правилами от 11.07.2002 N516, по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета.
На момент обращения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости пенсионным органом определено: страховой стаж истца - 27 лет 04 месяца 18 дней, стаж на соответствующих видах работ в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ - 19 лет 05 месяцев 148 дней, в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ - 20 лет 02 месяца 18 дней.
Не соглашаясь с приведенным выше решением пенсионного органа, Кильмаев Е.М. обратился в суд с иском к ГУ - ОПФ РФ по РБ.
Также судом установлено, что согласно справке, уточняющий особый характер или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии N 14 от 22.11.2016 ЗАО "СК "Волгатранснефть", Кильмаев Е.М работал полный рабочий день в должности капитана-сменного механика теплохода "Урал-15" Закрытого акционерного общества "Волготранснефть" с 23.04.2012 принят в порядке перевода из ЗАО "СК- ТрансЛайн" на должность старшего помощника капитана-1 помощника механика теплохода "Урал-17"; с 25.04.2012 по 15.11.2012 навигация на теплоходе "Урал-17", приказ о вводе судна в эксплуатацию N 29 от 26.04.2012; с 16.11.2012 по настоящее время переведен на должность капитана-сменного механика теплохода "Урал-15", приказ о переводе N 94к от 15.11.2012; с 16.11.2012 по 18.11.2012 навигация на теплоходе "Урал-15", приказ о выводе судна из эксплуатации N 92 от 15.11.2012; с 01.12.2012 по 19.12.2012- предоставлено 19 дней оплачиваемого отпуска, приказ N 102к от 30.11.2012; с 01.03.2013 по 30.04.2013 - направлен для проведения ремонтных работ; с 01.05.2013 по 05.11.2013 - навигация т/х "Урал-15" приказ о вводе судна в эксплуатацию N 57 от 26.04.2013, приказ о выводе судна из эксплуатацииN 115 от 05.11.2013; с 06.11.28.11.2013 - предоставлено 23 календарных дня оплачиваемого отпуска приказ N 119к от 05.11.2013; с 03.03.2014 по 11.06.2014 -направлен на теплоход для проведения ремонтных работ; с 12.06.2014 по 11.12.2014 -навигация т.х. "Урал-15", приказ о вводе судна в эксплуатациюN 89 от 16.06.2014, приказ о выводе судна из эксплуатации N 204-1 от 08.12.2014; с 12.12.2014 по 13.01.2015 - предоставлено 25 календарных дня оплачиваемого отпуска приказ N 211к от 10.12.2014; с 23.03.2015 по 05.04.2015 - направлен на теплоход для проведения ремонтных работ; навигация с 06.04.2015 по 29.11.2015-навигация т.х "Урал-15" приказ о вводе судна в эксплуатацию N 70к от 08.04.2015, приказ о выводе судна из эксплуатации N215к от 25.11.2015; с 30.11.2015 по 22.12.2015 -предоставлено 23 календарных дня оплачиваемого
отпуска приказ N216к от 27.11.2015; с 17.05.2016 по 28.05.2016 - направлен на теплоход для проведения ремонтных работ; с 29.05.2016 по 22.10.2016 -навигация т.х "Урал-15" приказ о вводе судна в эксплуатацию N 104к от 30.05.2016, приказ о выводе судна нз эксплуатации N 196к от 20.10.2016; с 23.10, 2016 по 08.11.2016 -предоставлено 16 календарных дня оплачиваемого отпуска приказ N 198к от 21.10.2016 Указанные суда относятся к судам буксирам толкачам, постоянно занятых на транспортировке нефтеналивных барж, к нефтеналивным судам, что предусмотрено Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1992 N 467 Указанные суда относятся к речному флоту. Предусмотрено пп.9, 12 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
ЗАО "Волгатранснефть" за исх. N от 22.11.2021 выдал Кильмаеву Е.М. повторную справку, уточняющую особый характер работы или условия труда, необходимые для досрочного назначения страховой пенсии, согласно которой Кильмаев Е.М. работал полный рабочий день, полную рабочую неделю в ЗАО "Волгатранснефть" с 23.04.2012 в должности старшего помощника капитана-1 помощника механика теплохода "Урал-17", с 16.11.2012 в должности капитана-сменного механика теплохода "Урал-15".
Согласно справке, уточняющий особый характер работ или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии от 07.11.2016 N 14 ЗАО "Волгатранснефть" Кильмаев Е.М. работал в течение полного рабочего дня в качестве капитана-сменного механика теплохода "Урал-15" ЗАО "Волготранснефть" с 01.05.2013 по 05.11.2013 - навигация на теплоходе "Урал-15". Приказ о вводе судна в эксплуатацию N от 26.04.2013 Приказ о выводе судна из эксплуатации N от 05.11.2013.
Согласно справкам, подтверждающим особый характер работ или условия труда, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, выданным ООО "Судоходная компания Белмакс" от 16.08.2021, от 11.11.2021 и 25.01.2022, Кильмаев Е.М. работает в должности старшего помощника капитана-первого помощника механика теплохода "Урал-32" с 26.04.2018, приказ о приеме на работу N от 26.04.2018; с 17.03.2020 по настоящее время в должности механика-второго помощника капитана теплохода "Урал-31". Приказ о переводе N от 17.03.2020. Период трудовой деятельности, засчитываемый в льготный стаж: 1. Полная навигация 2018 г, старший помощник капитана-первый помощник механика теплохода "Урал-32" с 13.06.2018 по 21.11.2018. Приказы N от 13.06.2018 г, N от 15.11.2018. 2. Полная навигация 2019 г, старший помощник капитана-первый помощник механика теплохода "Урал-32" с 21.04.2019 г..по 31.10.2019 г..Приказы N от 19.04.2019 г..N от 25.10.2019 г..Приказы N от 17.03.2020 г..и N от 26.10.2020 г..; 3. Полная навигация 2020 г, механик-второй помощник капитана теплохода "Урал-32" с 18.03.2020. по 01.11.2020. Приказы N 3 от 17.03.2020 и N 73 от 26.10.2020; 4 Полная навигация 2021 г, механик -второй помощник капитана теплохода "Урал- 32" с 30.04.2021 по 30.10.2021 г..Приказы N от 30.04.2021 и приказ N от 25.10.2021. Теплоход "Урал-32" относится к транспортным нефтеналивным судам речного флота, работающим на жидком топливе и не относится к судам портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения. Должности старшего помощника капитана-первого помощника, механика-второго помощника капитана находятся в штатном расписании и относятся к должности плавсостава судов речного и морского флота РФ.
Кильмаев Е.М. имеет право на льготное пенсионное обеспечение согласно п.п. 9, 12 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400- ФЗ "О страховых пенсиях". В период, указанный в справке, Кильмаев Е.М. работал в режиме полной рабочей недели и выполнял работы в течение полного рабочего дня и выполнял работы в течение полного навигационного периода - сезона. Фактическое нахождение на речных судах совпадает с периодами навигаций. В учебных отпусках, в отпусках без сохранения заработной платы, на курсах повышения квалификации, на исправительных работах, в производственных простоях не находился. Прогулов не имел.
Суд первой инстанции, разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования Кильмаева Е.М, руководствуясь положениями пункта 12 части 1 статьи 30, пункта 6 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктов 3, 5, 13 Постановления Правительства Российской федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", пункта 112 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 03.03.1972 N 590, оценив представленные доказательства в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что периоды работы Кильмаева Е.М. в течение полного навигационного периода на водном транспорте должны быть включены в трудовой стаж истца как полный год работы, то есть в льготном исчислении, независимо от фактической продолжительности этих периодов и работы истца, в связи с чем навигационные периоды подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении как год работы.
Также, суд пришел к выводу, что подлежат включению в специальный стаж оспариваемые периоды это время, предшествующее направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания, подготовка судна к вводу в эксплуатацию, период предшествующий направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания, ежегодные оплачиваемые отпуска непосредственно следовавшие по окончанию рейса, поскольку в спорный период времени Кильмаев Е.М. не переводился на другую работу, при которой изменялись условия труда, отстой являлся периодами межрейсового обслуживания судна, выполнения ремонтных работ, в том числе по механической части, следовательно, такие периоды работы как отстой, когда не требуется приказа о переводе на другую работу, были оплачены и подлежат включению в страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
С учетом периодов, засчитанных самим пенсионным органом в бесспорном порядке (19 лет 05 месяцев 14 дней) и периодов, подлежащих включению в специальный стаж (за вычетом периодов, включенных самим ответчиком) в рамках производства по данному делу, суд пришел к выводу, что стаж истца, предусмотренный п.п. 12 ч. 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", на день обращения Кильмаева Е.М. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, составляет более 25 лет. В связи с чем указал, что пенсия должна быть назначена истцу с 27 ноября 2020 года и признал исковые требования Кильмаева Е.М. подлежащими частичному удовлетворению.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции
Оснований не согласиться с выводами судов по доводам кассационной жалобы, не имеется, поскольку они постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, произведенной судами по правилам статей 59, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, проработавшим не менее 25 лет на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Список работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет рабочим и специалистам, работающим на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, утвержден Постановлением Правительства РФ от 07.07.1992 N 467 и применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости работникам, занятым на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности.
Согласно указанному списку правом на досрочное пенсионное обеспечение пользуются рабочие и специалисты, работающие на следующих видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности: агломератовозы, буксиры - толкачи, постоянно занятые на транспортировке нефтяных барж, газовозы, нефтеналивные, нефтеперекачивающие, нефтебункеровочные и зачистные станции, подводные аппараты (лаборатории), суда с атомными энергетическими установками, суда атомного технологического обслуживания, суда, постоянно работающие в Арктике, химовозы.
Пунктом 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 предусмотрено, что периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.
При разрешении спора судами правильно определен и применен материально-правовой закон, регулирующий спорные правоотношения, положения которого в судебных постановлениях приведены в соответствие с требованиями процессуального закона, в связи с чем правильно распределено бремя доказывания юридически значимых обстоятельств.
Доводы кассационной жалобы о наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права, а потому не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений. Более того, данные доводы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования судов предыдущих инстанций, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных постановлениях.
При разрешении доводов кассационной жалобы, направленных на оспаривание выводов судов по существу спора, в том числе относительно уплаты истцом страховых взносов за спорный период, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра обжалуемых судебных постановлений, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
Признав, что ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Благовещенского районного суда Республики Башкортостан от 16.02.2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 30.06.2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.Г. Непопалов
Судьи: Е.В. Федотова
Н.В. Бросова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.