Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Серебряковой О.И, судей Рипка А.С, Назейкиной Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления городского хозяйства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" на апелляционное определение Верховного Суда Республики Марий Эл от 7 июля 2022 года по гражданскому делу N 2-636/2022 по исковому заявлению Коробейниковой Татьяны Николаевны к Управлению городского хозяйства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" об устранении нарушений норм санитарного законодательства, ликвидации контейнерной площадки, компенсации морального вреда, Заслушав доклад судьи Рипка А.С, проверив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Коробейникова Т.Н. обратилась в суд с иском к Управлению городского хозяйства администрации городского округа "Город ЙошкарОла", с учетом окончательно заявленных требований просила обязать ответчика Управление городского хозяйства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" устранить нарушения по установке и использованию контейнерной площадки, расположенной по адресу: г "адрес", географические координаты N, ликвидировать контейнерную площадку, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что является собственником "адрес". В сентябре 2021 года напротив подъезда N 4 данного дома была установлена контейнерная площадка, которая находится на расстоянии 9, 8 м от подъезда, то есть менее 10 м. Она и собственники данного дома никогда не нуждались в установлении данной контейнерной площадки, она установлена для сбрасывания мусора организациями и предпринимателями, ведущими предпринимательскую деятельность в торговом центре "Дом быта" и нежилых помещениях, расположенных в близлежащих зданиях около вышеуказанного дома. Дорога у подъезда N 4 и у других трех подъездов является узкой, ранее на месте вышеуказанной контейнерной площадки могли парковаться и разворачиваться транспортные средства, а сейчас это невозможно. Она и жители дома 45 имеют возможность относить мусор на контейнерные площадки, расположенные у близлежащих домов. Незаконными действиями ответчика ей причинен моральный вред, который истец оценивает в 50000 руб.
Решением Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 апреля 2022 года в удовлетворении исковых требований Коробейниковой Татьяны Николаевны к Управлению городского хозяйства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" об устранении нарушений норм санитарного законодательства, ликвидации контейнерной площадки, компенсации морального вреда отказано.
Апелляционным определением Верховного Суда Республики Марий Эл от 7 июля 2022 года решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 апреля 2022 года отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Коробейниковой Татьяны Николаевны к Управлению городского хозяйства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" об устранении нарушений норм санитарного законодательства, ликвидации контейнерной площадки. В указанной части принят новый судебный акт, которым суд обязал Управление городского хозяйства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу апелляционного определения устранить нарушения норм санитарного законодательства путем ликвидации контейнерной площадки, расположенной напротив подъезда "адрес". В остальной части решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 28 апреля 2022 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба Коробейниковой Татьяны Николаевны - без удовлетворения. С Управления городского хозяйства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" в пользу Коробейниковой Татьяны Николаевны взысканы расхода по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В кассационной жалобе Управления городского хозяйства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" ставится вопрос об отмене апелляционного определения Верховного Суда Республики Марий Эл от 7 июля 2022 года.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, Коробейникова Т.Н. является собственником квартиры "адрес".
В адрес Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл поступили обращения Коробейниковой Т.Н. о нарушении санитарно- эпидемиологического законодательства.
Согласно акту санитарно-эпидемиологического обследования ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл" N 2529 от 18 октября 2021 года во дворе жилого дома "адрес" оборудована контейнерная площадка для накопления твердых коммунальных отходов. На контейнерной площадке установлено 2 контейнера из полимерных материалов с крышкой, оборудована специальная площадка для накопления крупногабаритных отходов.
В ходе проведения обследования измерено расстояние рулеткой измерительной металлической РЗОУЗК, заводской N 44, свидетельство о поверке N С-АИ/26-07-2021/81592049, выдано ФБУ "Марийский ЦСМ" действительно до 25 июля 2022 года.
Измеренные от контейнерной площадки расстояния составили:
- до западной стены жилого дома "адрес" 10, 6+0, 23 м при допустимом не менее 20 м, - до южной стены жилого дома "адрес" 31, 5+0, 23 м при допустимом не менее 20 м, - до границы спортивной площадки здания "адрес" (Йошкар-Олинский технологический колледж) составляет 17, 4+0, 23 м при допустимом не менее 20 м.
По факту несоответствия расстояния до нормируемых объектов Управление городского хозяйства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 6.3 КоАП РФ, вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, исполненное в срок.
Как следует из акта по обследованию контейнерной площадки, расположенной по адресу: "адрес" от 13 июля 2018 года, в связи с обращением Врио министра внутренних дел по Республике Марий Эл по факту замечания от Главного управления МЧС России по Республике Марий Эл по вопросу загромождения контейнерной площадкой, расположенной по адресу: "адрес", оголовка приточной вентиляции спецпомещения (защитного сооружения гражданской обороны - убежища) для сотрудников МВД, проведено обследование контейнерной площадки комиссией в составе представителей Управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", Управления городского хозяйства администрации городского округа "Город Йошкар- Ола", Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл, Комитета экологии и природопользования администрации городского округа "Город Йошкар-Ола", ООО "Чистый город", ТЦ "Дом быта", ФКУ "ЦХИСО МВД по РМЭ". Комиссией было установлено, что вышеуказанная контейнерная площадка находится в удовлетворительном состоянии: мусор из контейнеров вывезен, прилегающая территория не загрязнен.
Как указано в акте, санитарное законодательство не содержит требований к наличию и организации санитарных зон вокруг убежищ.
Также указано, что в соответствии с пунктом 8.2.5 СанПин 2.1.22645- 10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" расстояние от контейнеров для сбора твердых бытовых отходов установлено до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом и должно быть не менее 20 м, но не более 100 м, расстояние до убежищ не регламентировано.
По результатам обследования, учитывая замечания главного управления МЧС России по РМЭ, комиссия пришла к выводу о демонтаже существующей контейнерной площадки по адресу: "адрес".
Комиссией также принято решение провести расчет объемов образования твердых коммунальных отходов с учетом крупногабаритного мусора от многоквартирного дома "адрес"; оборудовать контейнерную площадку с установкой необходимого количества контейнеров с закрывающейся крышкой напротив подъезда N 4 многоквартирного дома по адресу: г "адрес", с сокращением расстояния от планируемой контейнерной площадки до данного многоквартирного дома до 9, 8 м согласно п. 2.2.3 СанПин N 42 128- 4960-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест", также в соответствии с действующими нормами выполнить водонепроницаемое основание (бетонное или асфальтовое) и ограждение профилированным листом; заключить договор на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов и крупногабаритного мусора со специализированной организацией; для исключения захламления территории, прилегающей к планируемой контейнерной площадки, организовать ежедневный вывоз мусора. ТЦ "Дом быта", ТЦ "Голландия", ТЦ "Времена года", супермаркет "Перекресток" указано, в том числе, произвести перенос контейнеров с существующей контейнерной площадки на территории торговых центров.
Актом комиссии в составе специалистов ООО "Благоустройство", Управления архитектуры и градостроительства администрации ГО "Город Йошкар-Ола", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РМЭ" от 16 августа 2021 года по результатам осмотра для дома "адрес" принято решение определить одно место размещения контейнерной площадки для ТКО, указанное в акте комиссионного решения от 13 июля 2018 года (то есть напротив подъезда "адрес").
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями гражданского законодательства, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) представленные по делу доказательства, суд первой инстанции, установив, что в рассматриваемом случае, применению подлежат требования пункта 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", которые наряду с названным расстоянием (не менее 20 м и не более 100 м) устанавливают исключения, когда в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача), пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Коробейниковой Т.Н.
С данными выводами суда первой инстанции не согласился суд апелляционной инстанции.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания не согласится с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы, поскольку они основаны на правильном применении норм права, выводы, сделанные судом, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что действующие санитарно-эпидемиологические правила не устанавливают требования к размещению контейнеров в районах сложившейся застройки отклоняются судом кассационной инстанции на основании следующего.
Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года утверждены санитарные правила "СаНПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест", в соответствии с пунктом 2.2.3 которых, площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (абзац 1). Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями (абзац 2).
В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов (абзац 3).
Указанная норма признана недействующей на территории Российской Федерации постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 декабря 2020 года N 42.
В соответствии с пунктом 4 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (начало действия - с 1 марта 2021 года) расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении N 1 к Санитарным правилам.
Постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по Республике Марий Эл от 1 декабря 2021 года Управление городского хозяйства администрации городского округа "Город Йошкар- Ола" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.3 КоАП РФ - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10000 руб. Постановление не обжаловалось.
Административным органом установлено, что размещение контейнерной площадки во дворе жилого дома "адрес" не соответствует требованиям пункта 4 СанПиН 2.1.3684-21.
Из материалов дела следует, что Актом об определении места накопления твердых коммунальных отходов в составе специалистов ООО "Благоустройство", Управления архитектуры и градостроительства администрации ГО "Город Йошкар-Ола", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РМЭ" от 16 августа 2021 года по результатам осмотра комиссией для дома "адрес" принято решение определить одно место размещения контейнерной площадки для ТКО, указанное в акте комиссионного решения от 13 июля 2018 года. Работы по установке и оборудованию спорной контейнерной площадки осуществлены в сентябре 2021 года. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Руководствуясь положениями статьи 1, статьи 11, пункта 1 статьи 22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 202 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 3 статьи 8, статьи Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что контейнерная площадка, расположенная напротив подъезда N 4 многоквартирного дома по адресу: "адрес", установлена в сентябре 2021 года, на основании Акта об определении места накопления твердых коммунальных отходов от 16 августа 2021 года, с нарушениями действующего законодательства, оснований для ее сохранения на прежнем месте не имеется, поскольку это нарушает право истца на благоприятную окружающую среду.
Учитывая необходимость согласования и устройства контейнерной площадки в ином месте, судом апелляционной инстанции установлен срок исполнения судебного постановления три месяца с момента вступления апелляционного определения в законную силу.
Акт об определении места накопления твердых коммунальных отходов от 26.09.2022, приложенный к кассационной жалобе, не может быть принят судом кассационной инстанции, поскольку в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе принимать и исследовать дополнительные доказательства по делу.
Руководствуясь положениями статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, указав, что доказательства нарушения личных неимущественных прав истца материалы дела не содержат, доказательств причинения истцу действиями ответчика физических или нравственных страданий не представлено, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований о компенсации морального вреда.
В данной части определение суда апелляционной инстанции не обжалуется, в связи с чем, в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ, не исследуется судом кассационной инстанции.
Судебные расходы распределены судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями части 1 статьи 88, части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с выводами суда апелляционной инстанции не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда. Несогласие заявителя с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства, или допущенной судебной ошибке.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы суда апелляционной инстанции. По существу, заявитель кассационной жалобы выражает несогласие с той оценкой, которую дал суд апелляционной инстанции имеющимся в деле доказательствам, и просит иначе оценить их, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции (статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение Верховного Суда Республики Марий Эл от 7 июля 2022 года по гражданскому делу N 2-636/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления городского хозяйства администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" - без удовлетворения.
Председательствующий О.И.Серебрякова
Судьи А.С.Рипка
Н.А.Назейкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.