Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллина Г.К., рассмотрев по материалам истребованного дела (дело поступило 3 октября 2022 г.) жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "ГОРСТРОЙ" Волошиной И.С. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 1 Октябрьского района г. Ставрополя Ставропольского края от 20 мая 2022 г. и решение судьи Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 20 июля 2022 г., вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "ГОРСТРОЙ" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Октябрьского района г. Ставрополя Ставропольского края от 20 мая 2022 г, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 20 июля 2022 г, общество с ограниченной ответственностью "ГОРСТРОЙ" (далее - общество, ООО "ГОРСТРОЙ") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 % стоимости неисполненных обязательств предусмотренных контрактом на выполнение работ в размере 404 126, 95 рублей.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "ГОРСТРОЙ" Волошина И.С. ставит вопрос об отмене, вынесенных в отношении общества судебных актов, ссылаясь на их незаконность, и просит производство по делу прекратить. В случае отказа в удовлетворении требования о прекращении производства по делу, просит заменить административный штраф на предупреждение.
Прокуратура Октябрьского района г. Ставрополя Ставропольского края в соответствии с частью 2 статьи 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о поступившей жалобы уведомлена, в установленный срок возражения на жалобу из прокуратуры не поступили.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) действия (бездействие), повлекшие неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, если такие действия (бездействие) не влекут уголовной ответственности, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 до 15 процентов стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от однократного до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, но не менее трехсот тысяч рублей.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (пункт 1 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
В силу статей 432, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации условие о сроках выполнения работ является существенным условием государственного или муниципального контракта.
Согласно части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34, 95 названного Федерального закона.
Из материалов дела следует, что 17 февраля 2021 г. между администрацией Октябрьского района г. Ставрополя Ставропольского края (заказчик) и ООО "ГОРСТРОЙ" (подрядчик) заключен муниципальный контракт N 2-15/21 на выполнение работ по реализации проектов развития территорий муниципальных образований, основанных на местных инициативах (благоустройство территории прилегающей к зданию Дома детского творчества Октябрьского района г. Ставрополя, по адресу: "адрес") (далее-Контракт), сроком исполнения с 17 февраля 2021 г. по 1 июля 2021 г. и ценой контракта 9 804 460, 32 рублей.
Денежные средства на выполнение работ по благоустройству территории прилегающей к зданию Дома детского творчества Октябрьского района г. Ставрополя, по адресу: "адрес" выделены в рамках проекта развития территорий муниципальных образований Ставропольского края, основаны на местных инициативах, согласно условиям которого финансирование осуществляется, в том числе, за счет средств граждан и индивидуальных предпринимателей.
Пунктом 5.2 муниципального контракта предусмотрено, что заказчик назначает своего представителя, который от его имени совместно с подрядчиком в течении 3-х дней осуществляет приемку выполненных работ по актам приемки формы КС-2, КС-3.
Между тем, в установленный муниципальным контрактом срок строительно-монтажные работы, предусмотренные этим контрактом, в полном объеме не были выполнены, соответствующие акты приемки законченного строительством объекта по формам КС-2 и КС-3 на дату, установленную муниципальным контрактом, отсутствуют. По состоянию на 1 июля 2021 г. (дата окончания работ) стоимость неисполненных обязательств по муниципальному контракту составляет 8 082 539, 08 рублей.
Неисполнение обществом обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом, привело к не достижению в установленный срок целей, поставленных заказчиком перед исполнителем (подрядчиком), повлекло причинение существенного вреда охраняемым интересам общества и государства, которые в данном случае определены социальной значимостью объекта в рамках реализации проектов развития территорий муниципальных образований. Неисполнение в срок работ по муниципальному контракту затрагивает интересы неограниченного круга лиц жителей г. Ставрополя на благоустроенную городскую среду.
По факту непринятия ООО "ГОРСТРОЙ" надлежащих мер, повлекшего неисполнение обязательств по муниципальному контракту N 2-15/21 на выполнение работ по реализации проектов развития территорий муниципальных образований, основанных на местных инициативах (благоустройства территории прилегающей к зданию Дома детского творчества Октябрьского района г. Ставрополя, по адресу: "адрес") с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, не влекущего уголовной ответственности, 10 февраля 2022 г. заместителем прокурора Октябрьского района г. Ставрополя Ставропольского края в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено с соблюдением требований статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и содержит сведения, предусмотренные статьей 28.2 данного Кодекса.
Обстоятельства непринятия обществом надлежащих мер, повлекшего неисполнение обязательств по муниципальному контракту с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и послужили основанием для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 7.32 названного Кодекса.
Вывод судебных инстанций о наличии в деянии ООО "ГОРСТРОЙ" состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Совокупность имеющихся в материалах дела доказательств является достаточной для установления обстоятельств вмененного обществу административного правонарушения, в том числе объема невыполненных им по муниципальному контракту работ.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела свидетельствуют о том, что общество не приняло все зависящие от него меры по надлежащему соблюдению норм, за нарушение которых частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доводы жалобы о необоснованном привлечении ООО "ГОРСТРОЙ" к административной ответственности, поскольку вина общества не установлена, с указанием на то, что обществом были предприняты все необходимые меры по надлежащему исполнению обязательств по муниципальному контакту, исполнить обязательства в срок не представилось возможным в связи с отсутствием необходимой для выполнения работ технической документации, информации от заказчика - Администрации Октябрьского района г. Ставрополя, были предметом рассмотрения судебными инстанциями и обоснованно отклонены по основаниям указанным в судебных актах. Не согласиться с изложенными в судебных актах выводами оснований не имеется.
Соглашаясь при заключении муниципального контракта с установленными в нем условиями, подрядчик обязан был проанализировать характер предполагаемых работ, возможные риски, влекущие для него правовые последствия, а также соразмерность объема работ и сроков, отведенных для их выполнения, надлежащим образом организовывать и обеспечивать своевременное и качественное решение задач и выполнение функций, совершать другие действия, направленные на соблюдение установленного срока выполнения контракта.
Вопреки доводам жалобы, в материалах дела объективных данных, безусловно указывающих на то, что неисполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом, в установленный срок, повлекли действия заказчика, а равно то, что неисполнение условий контракта допущено по независящим от подрядчика обстоятельствам, не имеется.
Учитывая социальную значимость предусмотренного муниципальным контрактом объекта в рамках реализации проектов развития территорий муниципальных образований, не принятие надлежащих мер по исполнению принятых на себя обязательств повлекло изменение сроков завершения работ на объекте и привело к переносу передачи его заказчику, следует признать выводы нижестоящих судебных инстанций о существенности причиненного неисполнением обязательств вреда.
Таким образом, действия ООО "ГОРСТРОЙ" квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена судьей Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края в порядке, установленном статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно, доводы жалобы, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
При назначении обществу наказания мировой судья учел требования статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом, принимая во внимание то, что ООО "ГОРСТРОЙ" включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (категория: микропредприятие), назначение административного наказания данному обществу с учетом требований части 1 статьи 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также следует признать правомерным.
В соответствии с частью 3 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Согласно части 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В рассматриваемом случае судебными инстанциями не установлено наличие совокупности всех условий, при которых в соответствии с положениями части 2 статьи 3.4, части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допускается замена административного штрафа предупреждением.
В соответствии с частью 3 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц, а потому привлечение директора ООО "ГОРСТРОЙ" Целоусова А.П. к административной ответственности по факту непринятия ООО "ГОРСТРОЙ" надлежащих мер, повлекшего неисполнение обязательств по муниципальному контракту N 2-15/21 на выполнение работ по реализации проектов развития территорий муниципальных образований, основанных на местных инициативах (благоустройства территории прилегающей к зданию Дома детского творчества Октябрьского района г. Ставрополя, по адресу: "адрес") с причинением существенного вреда охраняемым законом интересам общества и государства, не является основанием для освобождения общества от административной ответственности по данному факту.
В целом, доводы жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств, которые явились предметом исследования при рассмотрении дела нижестоящими судебными инстанциями, не опровергают установленных по делу обстоятельств, не влияют на законность принятых на основании имеющихся в материалах дела доказательств судебных актов и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО "ГОРСТРОЙ" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Между тем несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости мирового судьи при рассмотрении дела, судьи районного суда при рассмотрении жалобы, из материалов дела не усматривается.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции
постановила:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Октябрьского района г. Ставрополя Ставропольского края от 20 мая 2022 г. и решение судьи Октябрьского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 20 июля 2022 г, вынесенные в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Горстрой" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "ГОРСТРОЙ" Волошиной И.С. - без удовлетворения.
Судья Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Г.К. Зайнуллина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.