Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллина Г.К., рассмотрев в порядке статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике на определение судьи Черекского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 августа 2022 г. и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 7 октября 2022 г. по административному делу N 2а-23/2022 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике к Мусуковой А.А. о взыскании налоговых платежей,
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике (далее также - управление) обратилось в суд с административным иском к Мусуковой А.А. о взыскании налоговых платежей.
Решением Черекского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 6 июля 2022 г. административный иск управления удовлетворен частично.
На данное решение суда 12 августа 2022 г. посредством почты Управлением Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике подана в суд апелляционная жалоба, одновременно с просьбой о восстановлении пропущенного процессуального срока обжалования вышеуказанного решения суда.
Определением судьи Черекского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 августа 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судьи судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 7 октября 2022 г. в восстановлении пропущенного процессуального срока управлению отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 27 октября 2022 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 1 ноября 2022 г, Управление Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике просит отменить указанные судебные акты.
Согласно части 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания и извещения лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, доводы кассационной жалобы, прихожу к следующему.
Согласно части 1 статьи 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены данным Кодексом.
Частью 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что лицам, пропустившим установленный данным Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Отказывая в удовлетворении заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу апелляционной жалобы, суды исходили из того, что уважительные причины, объективно препятствующие административному истцу подать апелляционную жалобу в установленный законом срок, в заявлении не приведены и соответствующими доказательствами не подтверждены, поскольку мотивированное решение изготовлено 6 июля 2022 г, последним днем для подачи жалобы является 8 августа 2022 г, решение суда административный истец получил 12 июля 2022 г, жалобу подал 16 августа 2022 г.
Между тем, суды при разрешении данного вопроса не учли следующее.
Согласно части 2 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин. Заявление рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле. С учетом характера и сложности процессуального вопроса суд вправе вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и месте его проведения.
Из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 г. N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции", следует, что для лиц, участвующих в деле, к уважительным причинам пропуска указанного срока, в частности, могут быть отнесены: обстоятельства, связанные с личностью гражданина, подающего апелляционную жалобу (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, осуществление ухода за членом семьи и т.п.); получение лицом, не присутствовавшим в судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела, копии решения суда по истечении срока обжалования или когда времени, оставшегося до истечения этого срока, явно недостаточно для ознакомления с материалами дела и составления мотивированных жалобы, представления; неразъяснение судом первой инстанции в нарушение требований статьи 174, пункта 5 части 6 статьи 180, пункта 7 части 1 статьи 199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации порядка и срока обжалования судебного акта; несоблюдение судом установленного статьей 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока, на который может быть отложено составление мотивированного решения суда, или установленного статьей 182 названного кодекса срока выдачи и направления копии решения суда лицам, участвующим в деле, другие независящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно подготовить и подать мотивированную жалобу (например, введение режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части).
Как следует из материалов дела, Управление Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике не согласно с вынесенным судебным решением, при оглашении резолютивной части которого не присутствовало, копию решения получило 12 июля 2022 г, апелляционную жалобу с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока направило по почте 12 августа 2022 г.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (часть 1 статьи 46).
Данное положение Конституции Российской Федерации является одной из задач административного судопроизводства, к которым Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации относит обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 1 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Право на судебную защиту подразумевает создание условий для эффективного и справедливого разбирательства дела, реализуемых в процессуальных формах, регламентированных федеральным законом, а также возможность пересмотреть ошибочный судебный акт в целях восстановления в правах посредством правосудия.
Право на судебную защиту лиц, участвующих в деле, лишенных в силу объективных обстоятельств возможности совершить необходимое процессуальное действие в установленные законом сроки, обеспечивается посредством восстановления процессуальных сроков.
Учитывая изложенное, принимая во внимание то, что Управление Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике в судебном заседании при оглашении резолютивной части решения суда не принимало участие, копию мотивированного судебного акта получило 12 июля 2022 г, апелляционную жалобу с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока направило по почте 16 августа 2022 г, пропуск процессуального срока является незначительным, отказ в восстановлении заявителю срока на апелляционное обжалование решения суда первой инстанции противоречит нормам процессуального права и нарушает гарантированное Конституцией Российской Федерации право на судебную защиту, в связи с чем судебные акты подлежат отмене с разрешением процессуального вопроса о восстановлении Управлению Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике пропущенного процессуального срока подачи апелляционной жалобы на решение Черекского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 6 июля 2022 г.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
определение судьи Черекского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 19 августа 2022 г. и апелляционное определение судьи судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 7 октября 2022 г. отменить.
Восстановить Управлению Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике срок на подачу апелляционной жалобы на решение Черекского районного суда Кабардино-Балкарской Республики от 6 июля 2022 г. по административному делу N 2а-23/2022 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Кабардино-Балкарской Республике к Мусуковой А.А. о взыскании налоговых платежей.
Административное дело направить в Черекский районный суд Кабардино-Балкарской Республики для выполнения действий, предусмотренных статьей 302 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Судья Г.К. Зайнуллина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.