Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Усмановой Г.Ф.
судей Нурмухаметовой Р.Р, Поддубной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Нальчик Кабардино-Балкарской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Местной администрации городского округа Нальчик, Муниципальному казенному учреждению "Департамент дорожного хозяйства и благоустройства Местной администрации городского округа Нальчик" Кабардино-Балкарской Республики о признании незаконным бездействия по непринятию мер по ремонту дорог местного значения и возложении обязанности устранить нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, по кассационной жалобе Местной администрации городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики на решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 23 марта 2022 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 23 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Поддубной О.А, пояснения прокурора Гаринина Э.П, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Нальчик в интересах неопределенного круга лиц обратился в Нальчикский городской суд КБР с иском Местной администрации городского округа Нальчик о признании незаконным бездействия по непринятию мер по ремонту дорог местного значения и возложении обязанности устранить нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
Иск мотивирован тем, что прокуратурой г. Нальчика в соответствии с заданием прокуратуры КБР на постоянной основе проводятся проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог в городском округе Нальчик.
В ходе проверок выявлены недостатки содержания муниципальных дорог городского округа Нальчик на следующих участках:
- по "адрес" от "адрес" до "адрес" образовались многочисленные дефекты проезжей части в виде выбоин;
- по ул. "адрес" вдоль территории ГБУЗ "Городская поликлиника N" (от "адрес" к дому N по "адрес") образовались многочисленные дефекты покрытия проезжей части в виде выбоин;
- по "адрес" от "адрес" до "адрес" по асфальтированной дороге образовались многочисленные дефекты покрытия проезжей части в виде выбоин;
- по "адрес" от "адрес" до пер. Панфиловский по гравийной дороге имеются многочисленные дефекты (гребенки) покрытия проезжей части;
- по ул. "адрес" от "адрес" дому N образовались многочисленные дефекты покрытия проезжей части в виде выбоин и просадок;
- по пер. "адрес" образовались многочисленные дефекты покрытия проезжей части в виде выбоин;
- по "адрес" между домами N и N имеются многочисленные дефекты покрытия проезжей части в виде выбоин;
- по "адрес" от "адрес" до "адрес" имеются многочисленные дефекты покрытия проезжей части в виде выбоин;
- по "адрес" напротив "адрес" имеются многочисленные дефекты покрытия проезжей части в виде выбоин;
- в сельском поселении "адрес" имеются многочисленные дефекты покрытия проезжей части в виде выбоин проломов и просадок.
Указанные нарушения противоречат требованиям п. 13 Основных положений ПДД РФ, а также п. 5.2.4 действующего национального стандарта Российской Федерации ФИО7 50597-2017. Нарушения зафиксированы в акте проверки ОГИБДД УМВД России по городскому округу Нальчик.
По выявленным нарушениям прокуратурой 16 июня 2021 года в адрес главы Местной администрации городского округа Нальчик внесено представление об устранении нарушений закона. Однако, проведенной встречной проверкой установлено, что до настоящего времени меры по устранению нарушений ответчиком не приняты. Это свидетельствует о ненадлежащем исполнении должностными лицами Местной администрации городского округа Нальчик своих должностных обязанностей, что влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц. Ссылаясь на эти обстоятельства, Прокурор г. Нальчика просил признать бездействие Местной администрации городского округа Нальчик в части непринятия надлежащих мер по ремонту дорог местного значения незаконным.
Обязать Местную администрацию городского округа Нальчик в срок до 01 января 2022 года принять меры по устранению нарушений закона, организовать и провести ремонтные работы по устранению дефектов покрытия проезжей части в виде выбоин и просадок на участках г. Нальчика:
- по "адрес" от "адрес" до "адрес";
- по "адрес" - проезд вдоль территории ГБУЗ "Городская поликлиника N" (от "адрес" к дому N "адрес");
- по "адрес" от "адрес" до "адрес";
- по "адрес" - проезд от "адрес" дому N;
- по пер. "адрес"
- по "адрес" между домами N и N;
- по "адрес" от "адрес" до "адрес";
- по "адрес" напротив "адрес";
- по пер. "адрес" до "адрес" в "адрес";
- по "адрес" от "адрес" до пер. Панфиловский в "адрес" провести работы по укладке асфальтового покрытия.
Протокольным определением Нальчикского городского суда КБР от 25 ноября 2021 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Муниципальное казенное учреждение "Департамент дорожного хозяйства и благоустройства Местной администрации городского округа Нальчик".
Протокольным определением Нальчикского городского суда КБР от 25 января 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике.
Определением Нальчикского городского суда КБР от 23 марта 2022 года производство по настоящему делу в части исковых требований прокурора г. Нальчика к Местной администрации городского округа Нальчик, Муниципальному казенному учреждению "Департамент дорожного хозяйства и благоустройства Местной администрации городского округа Нальчик" о возложения обязанности привести в соответствие с действующим законодательством автомобильные дороги на территории городского округа Нальчик, а именно:
- организовать и провести ремонтные работы по устранению дефектов проезжей части в виде выбоин и просадок по "адрес" от "адрес" до "адрес";
- организовать и провести ремонтные работы по устранению дефектов проезжей части в виде выбоин и просадок по "адрес" между домами N и N;
- организовать и провести ремонтные работы по устранению дефектов проезжей части в виде выбоин и просадок по "адрес" от "адрес" до "адрес";
- организовать и провести ремонтные работы по устранению дефектов проезжей части в виде выбоин и просадок по "адрес" напротив "адрес", прекращено ввиду отказа истца от иска в этой части.
Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 23 марта 2022 года иск удовлетворен.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 23 июня 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Местной администрацией городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики ставится вопрос об отмене решения Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 23 марта 2022 года и апелляционного определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 23 июня 2022 года, как незаконных, необоснованных, вынесенных с существенными нарушениями материального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав прокурора Гаринина Э.П, Пятый кассационный суд общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела допущены не были.
Из материалов дела следует, что проведёнными прокуратурой г.Нальчика и ОГИБДД УМВД России по городскому округу Нальчик проверкой установлено, что состояние некоторых автомобильных дорог местного значения в городском округе Нальчик не отвечает требованиям пункта 5.2.4 действующего Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017, требованиям пункта 13 Основных положений ПДД РФ. В частности, выявлены недостатки содержания муниципальных дорог городского округа Нальчик по "адрес" от "адрес" до "адрес" (образовались многочисленные дефекты проезжей части в виде выбоин), по ул. "адрес" вдоль территории ГБУЗ "Городская поликлиника N" от "адрес" к дому N по "адрес" (образовались многочисленные дефекты покрытия проезжей части в виде выбоин), по "адрес" от "адрес" до "адрес" (по асфальтированной дороге образовались многочисленные дефекты покрытия проезжей части в виде выбоин), по "адрес" от "адрес" до пер. "адрес" (по гравийной дороге имеются многочисленные дефекты (гребенки) покрытия проезжей части), по ул. "адрес" от "адрес" дому N (образовались многочисленные дефекты покрытия проезжей части в виде выбоин и просадок), по пер. "адрес" от пер. "адрес" до "адрес" (образовались многочисленные дефекты покрытия проезжей части в виде выбоин), по "адрес" между домами N и N (имеются многочисленные дефекты покрытия проезжей части в виде выбоин), по "адрес" от "адрес" до "адрес" (имеются многочисленные дефекты покрытия проезжей части в виде выбоин), по "адрес" напротив "адрес" (имеются многочисленные дефекты покрытия проезжей части в виде выбоин), в сельском поселении "адрес" по пер. "адрес" от "адрес" до "адрес" (имеются многочисленные дефекты покрытия проезжей части в виде выбоин проломов и просадок).
Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ (ред. от 15.04.2022) "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ст. 13) и Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п. 5 ч. 1 ст. 14) обязанность по надлежащему содержанию и ремонту дорог местного значения возложена на органы местного самоуправления.
Статьёй 34 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ (ред. от 15.04.2022) "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность (включая и ремонт дорог) в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов. Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.
Разрешая спор, руководствуясь положениями Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения иска.
С указанными выводами согласился суд апелляционной инстанции, указав, что учитывая, что на решение суда Местной администрацией городского округа Нальчик и МКУ "Департамент дорожного хозяйства и благоустройства Местной администрации городского округа Нальчик" поданы апелляционные жалобы, что до их рассмотрения решение суда как не вступившее в законную силу исполнению не подлежит, указание суда на необходимость исполнения принятого судом решения в течение 3 месяцев со дня его вынесения, не может быть признано обоснованным и исполнимым. В связи с этим, судебная коллегия нашла необходимым указать, что трёхмесячный срок для исполнения решения Нальчикского городского суда КБР от 23 марта 2022 года подлежит исчислению со дня вступления решения суда в законную силу, то есть с 23 июня 2022 года.
Судебная коллегия кассационного суда считает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а окончательные выводы судов основаны на правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, мотивированы по правилам статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод кассационной жалобы о том, что возложение обязанности принять меры по устранению нарушений закона, организовать и провести ремонтные работы по устранению дефектов покрытия проезжей части в виде выбоин и просадок на участках г. Нальчика на Местную администрацию является незаконным, подлежит отклонению, поскольку указанный довод является аналогичной правовой позицией ответчика при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанции. Позиция ответчика проанализирована судами, мотивы, по которым указанные доводы признаны необоснованными и отклонены, подробно изложены в оспариваемых актах.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права и его толковании.
В целом доводы кассационной жалобы не подтверждают существенных нарушений судами норм материального права, повлиявших на исход дела, по сути, выражают несогласие с выводами судов, сделанными с учетом установленных обстоятельств спора, и направлены на их переоценку, что не является основанием для отмены судебных постановлений.
Поскольку нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, допущено не было, выводы судов основаны на установленных ими фактических обстоятельствах дела, оснований для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по данному делу, по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 23 марта 2022 года и апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 23 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Местной администрации городского округа Нальчик Кабардино-Балкарской Республики - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Ф. Усманова
Судьи Р.Р. Нурмухаметова
О.А. Поддубная
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.