Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу начальника отделения - старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области Сальниковой Л.А. (далее - Сальникова Л.А.) на вступившие в законную силу решение судьи Советского районного суда города Орла от 5 мая 2022 г. и решение судьи Орловского областного суда от 15 июля 2022 г., вынесенные в отношении Департамента здравоохранения Орловской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава МОСП и ОИП УФССП России по Орловской области от 24 февраля 2022 г, Департамент здравоохранения Орловской области признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Также начальником отделения - старшим судебным приставом МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области в адрес Департамента здравоохранения Орловской области внесено представление от 25 февраля 2022 г. N об устранении причин, способствовавших совершению правонарушения.
Решением судьи Советского районного суда города Орла от 5 мая 2022 г, оставленным без изменения решением судьи Орловского областного суда от 15 июля 2022 г, указанное постановление должностного лица от 24 февраля 2022 г, а также представление от 25 февраля 2022 г. N об устранении причин, способствовавших совершению правонарушения, отменены, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Сальникова Л.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных решений, приводя доводы об их незаконности и необоснованности, просит возвратить дело на новое рассмотрение.
Департамент здравоохранения Орловской области, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, возражения на неё не представил.
Изучение материалов дела и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что основанием для привлечения Департамента здравоохранения Орловской области к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили изложенные в постановлении должностного лица от 24 февраля 2022 г. выводы о том, что указанное юридическое лицо не исполнило требование неимущественного характера о незамедлительном предоставлении ФИО4 лекарственных препаратов "Бутесонид" и "Бутесонид+формотерол", содержащихся в исполнительном документе, выданном Свердловским районный судом Орловской области 12 ноября 2021 г. на основании решения названного районного суда от 12 ноября 2021 г, в срок до 17 декабря 2021 г, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления от 7 декабря 2021 г. о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству N-ИП неимущественного характера и установлении нового срока исполнения.
Судья Советского районного суда города Орла, рассмотрев жалобу, поданную Департаментом здравоохранения Орловской области в порядке статей 30.1-30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решением от 5 мая 2022 г. постановление начальника отделения - старшего судебного пристава МОСП и ОИП УФССП России по Орловской области от 24 февраля 2022 г. отменил, производство по делу прекратил, в связи с отсутствием в деянии Департамента здравоохранения Орловской области состава вмененного административного правонарушения.
Принимая данное решение, судья районного суда, оценив фактические обстоятельства дела, пришел к такому выводу исходя из подтвержденных конкретных обстоятельств дела, в том числе, решения Советского районного суда города Орла от 29 декабря 2021 г, согласно которому Департамент здравоохранения Орловской области освобожден от уплаты исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП и ОИП УФССП России по Орловской области от 7 декабря 2021 г. в рамках исполнительного производства N-ИП.
Проверяя дело об административном правонарушении в порядке, предусмотренном статьями 30.9, 30.1-30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Орловского областного суда решением от 15 июля 2022 г. оставил решение судьи районного суда без изменения.
В рассматриваемой жалобе должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, Сальникова Л.А. указывает, что имеющимися в деле доказательствами подтверждается факт совершения названным юридическим лицом вмененного ему административного правонарушения, считает состоявшиеся по делу судебные акты незаконными, просит их отменить, дело возвратить на новое рассмотрение.
Однако обжалуемые судебные акты по доводам жалобы не могут быть отменены.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления и (или) решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается. Ухудшение положения этого лица тем более недопустимо при отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении актов.
Данная норма корреспондирует положениям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации, из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса и привели к неправильному разрешению дела.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении также предусмотрен единственный случай вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение. Таким случаем в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 названного Кодекса является существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 г. N 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 г. N 1788-О, отмена вступившего в законную силу судебного акта о прекращении производства по делу об административном правонарушении возможна, но только в случае, если в ходе предыдущего разбирательства допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела.
Вместе с тем в рассматриваемом случае не имеется оснований для вывода о том, что предыдущими судебными инстанциями допущено существенное нарушение, которое носило фундаментальный, принципиальный характер и повлияло на исход дела. Выводы предыдущих судебных инстанций, послужившие основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, соответствуют фактическим данным материалов дела.
Несогласие с мотивами, приведенными в обоснование вывода об отсутствии в деянии Департамента состава вмененного ему административного правонарушения, само по себе не может являться поводом к отмене состоявшихся по делу судебных актов, принятие подобного решения не согласуется с положениями пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, жалоба начальника отделения - старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области Сальниковой Л.А. на вступившие в законную силу решение судьи Советского районного суда города Орла от 5 мая 2022 г. и решение судьи Орловского областного суда от 15 июля 2022 г. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
решение судьи Советского районного суда города Орла от 5 мая 2022 г. и решение судьи Орловского областного суда от 15 июля 2022 г, вынесенные в отношении Департамента здравоохранения Орловской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу начальника отделения - старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области Сальниковой Л.А. - без удовлетворения.
Судья А.А. Кишаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.