Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Ендовицкой Е.В, Кривенкова О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Изотова Андрея Васильевича на решение Кировского районного суда города Курска от 20 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 16 августа 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Курску к Изотову Андрею Васильевичу о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ИФНС России по городу Курску обратилась в суд с административным иском о взыскании с Изотова А.В. пеней по транспортному налогу за 2016 год в размере 218 рублей 62 копеек, недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 8 875 рублей и пеней за 2016, 2017, 2019 годы в общем размере 2 166 рублей 90 копеек 86, недоимки по земельному налогу за 2016 год в размере 134 рублей и пеней за 2016 год в размере 19 рублей 56 копеек, а всего в размере 11 414 рублей 8 рублей. Требования мотивированы тем, что Изотов А.В, являясь собственником объектов налогообложения, не исполнил обязанности по уплате налогов, в связи с чем налоговым органом были приняты меры ко взысканию налогов. Направленные налогоплательщику налоговое уведомление и требования не исполнены им в установленный срок. По заявлению налогового органа мировым судьей был выдан судебный приказ о взыскании с Изотова А.В. задолженности, который отменен по заявлению должника, что явилось основанием для обращения налогового органа в суд с административным иском.
Решением Кировского районного суда города Курска от 20 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 16 августа 2022 года, административное исковое заявление удовлетворено частично.
В кассационной жалобе, поданной 19 сентября 2022 года через суд первой инстанции, Изотов А.В. просит отменить судебные акты, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы указывает на факт оплаты налоговых обязательств.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 указанного Кодекса.
Объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
В статье 358 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливаются объекты налогообложения, которыми признаются автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговым периодом признается календарный год (статья 360 указанного Кодекса).
В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог относится к региональным налогам, в силу пункта 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства.
Ставки транспортного налога в Курской области, порядок и сроки его уплаты установлены Законом Курской области от 21 октября 2002 года N 44-ЗКО "О транспортном налоге".
Согласно статье 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации; сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом в соответствии с пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено данной статьей и главами 25 и 26.1 указанного Кодекса. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
По смыслу статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление
В силу пункта 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. Одновременно законодатель установил, что налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании
Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением Кировского районного суда города Курска от 21 ноября 2018 года с Изотова А.В. взыскана задолженность по транспортному налогу за 2016 год в сумме 1 931 рубля и пени в сумме 10 рублей 9 копеек.
В соответствии с карточкой расчетов с бюджетом (КРСБ) транспортный налог за 2016 год в сумме 1 931 рубля и пени в сумме 10 рублей 9 копеек Изотов А.В. оплатил 20 марта 2019 года.
Изотову А.В. 6 июля 2019 года направлено требование от 6 июля 2019 года N об уплате налога, сбора, пени, штрафа, из которого следует, что ему необходимо оплатить пени по транспортному налогу в сумме 218 рублей 62 копеек, в срок до 8 ноября 2019 года.
В соответствии с расчетом пени по транспортному налогу за 2016 года в сумме 218 рублей 62 копеек образовалась за период с 23 декабря 2017 года по 19 марта 2019 года.
В адрес Изотова А.В. 5 июля 2019 года направлено требование N об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, где указано, что административному ответчику необходимо было уплатить в срок до 7 ноября 2019 года задолженность по налогу на имущество за 2017 год в размере 100 рублей и пеней в сумме 5 рублей 47 копеек.
В соответствии с расчетом пени по налогу на имущество за 2017 года в сумме 5 рублей 47 копеек образовалась за период с 4 декабря 2018 года по 4 июля 2019 года.
За Изотовым А.В. за 2019 год значатся зарегистрированными на праве собственности: квартира с кадастровым номером N, расположенная по адресу: "адрес", а также гараж с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", которые являются объектами налогообложения.
В адрес Изотова А.В. было направлено налоговое уведомление от 3 августа 2020 года N, в котором ему предлагалось уплатить налог на имущество физических лиц за 2019 года в размере 9 358 рублей.
В установленный в уведомлении срок Изотов А.В. указанные налоги не оплатил.
В адрес Изотова А.В. 9 февраля 2021 года направлено требование N об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, где было указано, что административному ответчику необходимо уплатить в срок до 25 марта 2021 года задолженность по налогу на имущество за 2019 год в размере 8 875 рублей и пени в сумме 86 рублей 75 копеек.
В соответствии с расчетом пени по налогу на имущество за 2019 года в сумме 86 рублей 75 копеек образовались за период с 2 декабря 2019 года по 8 февраля 2020 года.
В адрес Изотова А.В. 3 июля 2021 года направлено требование N об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, где административному ответчику необходимо было уплатить в срок до 22 ноября 2021 года задолженность по пеням по налогу на имущество в размере 2 074 рублей 68 копеек.
В соответствии с расчетом, пени по налогу на имущество к требованию N в сумме 2 074 рубля 68 копеек образовалась за 2016 год за период с 23 декабря 2017 по 5 ноября 2020 года, в сумме 2 065 рубля 16 копеек и за 2017 год за период с 5 июля 2019 года по 5 ноября 2020 года, в сумме 9 рублей 52 копейки.
Налог на имущество за 2016 год Изотовым А.В. оплачен согласно сведениям о расчете пени 6 ноября 2020 года.
Налог на имущество за 2017 год Изотовым А.В. оплачен согласно сведениям о расчете пени 3 октября 2019 года.
ИФНС России по городу Курску 31 января 2022 года обратилось к мировому судье судебного участка N судебного района Железнодорожного округа города Курска с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении Изотова А.В. о взыскании недоимки по пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 218 рублей 62 копеек за период с 23 декабря 2017 года по 19 марта 2019 года, по налогу на имущество физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2019 год в размере 8 875 рублей, пени в размере 2 166 рублей 90 копеек за период с 4 декабря 2018 года по 2 июля 2021 года; по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, за 2016 год в размере 134 рублей, пеней в размере 19 рублей 56 копеек за период со 2 декабря 2017 года по 4 июля 2019 года, а всего в размере 11 414 рублей 8 копеек.
Мировым судьей судебного участка N 3 судебного района Железнодорожного округа города Курска был вынесен судебный приказ от 4 февраля 2022 года, который был отменен определением от 21 февраля 2022 года в связи с поступившими возражениями Изотова А.В.
С административным исковым заявлением ИФНС России по городу Курску обратилась в Кировский районный суд г. Курска 11 марта 2022 года, то есть в пределах установленного законом шестимесячного срока.
Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные требования, районный суд, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, с учетом фактических обстоятельств дела пришел к обоснованному выводу о наличии законных оснований для взыскания с Изотова А.В. образовавшейся задолженности по налогу на имущество за 2018 год в полном объеме, по транспортному налогу за 2016 год в размере 218 рублей 62 копеек, налогу на имущество за 2019 год в размере 8 875 рублей и пеней в размере 2 166 рублей 90 копеек, обоснованно отклонив требования административного иска в части взыскания с Изотова А.В. задолженности по земельному налогу за 2016 год в связи с истечением срока исковой давности.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Доводы жалобы сводятся к несогласию с изложенными в обжалуемых судебных актах выводами судов о взыскании обязательных платежей. Приложенный административным ответчиком к кассационной жалобе чек-ордер от 6 ноября 2020 года на сумму 9 152 рублей не свидетельствует об отсутствии задолженности по налогам за спорный период, поскольку был учтен налоговым органом в счет уплаты налоговых обязательств за предыдущие периоды.
Судебная коллегия находит выводы судебных инстанций законными и обоснованными, соответствующими нормам законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, и представленным доказательствам. Все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена процессуальным законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Кассационная жалоба, каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных постановлений, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемого судебного постановления суда апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда города Курска от 20 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 16 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Изотова Андрея Васильевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 25 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.