Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу Теплых Дмитрия Анатольевича на постановление заместителя начальника Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" от 22 ноября 2021 года N 484, решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 21 марта 2022 года, решение судьи Челябинского областного суда от 01 июня 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Правый берег" Теплых Дмитрия Анатольевича,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" от 22 ноября 2021 года N 484, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 21 марта 2022 года и решением судьи Челябинского областного суда от 01 июня 2022 года, "данные изъяты" общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Правый берег" (далее - ООО УК "Правый берег", общество) Теплых Д.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Теплых Д.А. выражает несогласие с вынесенными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию. Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение о лицензировании).
В силу подпунктов "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу пункта 1 минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень работ), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в него включены, работы, выполняемые в отношении всех видов фундаментов (проверка соответствия параметров вертикальной планировки территории вокруг здания проектным параметрам, устранение выявленных нарушений; проверка технического состояния видимых частей конструкций с выявлением: признаков неравномерных осадок фундаментов всех типов; коррозии арматуры, расслаивания, трещин, выпучивания, отклонения от вертикали в домах с бетонными, железобетонными и каменными фундаментами; поражения гнилью и частичного разрушения деревянного основания в домах со столбчатыми или свайными деревянными фундаментами; при выявлении нарушений - разработка контрольных шурфов в местах обнаружения дефектов, детальное обследование и составление плана мероприятий по устранению причин нарушения и восстановлению эксплуатационных свойств конструкций; проверка состояния гидроизоляции фундаментов и систем водоотвода фундамента, при выявлении нарушений - восстановление их работоспособности; определение и документальное фиксирование температуры вечномерзлых грунтов для фундаментов в условиях вечномерзлых грунтов).
Согласно пункту 11 Минимального перечня работ в него включены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов, - проверка состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений.
Пунктом 13 Минимального перечня работ в него включены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания оконных и дверных заполнений помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме: проверка целостности оконных и дверных заполнений, плотности притворов, механической прочности и работоспособности фурнитуры элементов оконных и дверных заполнений в помещениях, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; при выявлении нарушений в отопительный период - незамедлительный ремонт. В остальных случаях - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В соответствии с пунктом 23 Минимального перечня работ предусмотренные им работы по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме включают в себя сухую и влажную уборку тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов; влажную протирку подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек; мытье окон; очистку систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов); проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом.
Пунктом 20 Минимального перечня работ предусмотрены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания электрооборудования, радио- и телекоммуникационного оборудования в многоквартирном доме: проверка заземления оболочки электрокабеля, оборудования (насосы, щитовые вентиляторы и др.), замеры сопротивления изоляции проводов, трубопроводов и восстановление цепей заземления по результатам проверки; проверка и обеспечение работоспособности устройств защитного отключения; техническое обслуживание и ремонт силовых и осветительных установок, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов, установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов, элементов молниезащиты и внутридомовых электросетей, очистка клемм и соединений в групповых щитках и распределительных шкафах, наладка электрооборудования; контроль состояния и замена вышедших из строя датчиков, проводки и оборудования пожарной и охранной сигнализации; обеспечение сохранности коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии, установленного в помещениях, отнесенных к общему имуществу многоквартирного дома, а также иного оборудования, входящего в интеллектуальную систему учета электрической энергии (мощности).
Согласно пункту 14 Минимального перечня работ в него включены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания мусоропроводов многоквартирных домов: проверка технического состояния и работоспособности элементов мусоропровода; при выявлении засоров - незамедлительное их устранение; чистка, промывка и дезинфекция загрузочных клапанов стволов мусоропроводов, мусоросборной камеры и ее оборудования; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В силу пункта 18 Минимального перечня работ предусмотренные им общие работы, выполняемые для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах включают проверку исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах); постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем; контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.); восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации; контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации; переключение в целях надежной эксплуатации режимов работы внутреннего водостока, гидравлического затвора внутреннего водостока; промывку участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе; очистку и промывку водонапорных баков; проверку и обеспечение работоспособности местных локальных очистных сооружений (септики) и дворовых туалетов; промывку систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.
В соответствии с пунктами 4 и 6 Минимального перечня работ в него включены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания перекрытий и покрытий многоквартирных домов (выявление нарушений условий эксплуатации, несанкционированных изменений конструктивного решения, выявления прогибов, трещин и колебаний; выявление наличия, характера и величины трещин в теле перекрытия и в местах примыканий к стенам, отслоения защитного слоя бетона и оголения арматуры, коррозии арматуры в домах с перекрытиями и покрытиями из монолитного железобетона и сборных железобетонных плит; выявление наличия, характера и величины трещин, смещения плит одной относительно другой по высоте, отслоения выравнивающего слоя в заделке швов, следов протечек или промерзаний на плитах и на стенах в местах опирания, отслоения защитного слоя бетона и оголения арматуры, коррозии арматуры в домах с перекрытиями и покрытиями из сборного железобетонного настила; выявление наличия, характера и величины трещин в сводах, изменений состояния кладки, коррозии балок в домах с перекрытиями из кирпичных сводов; выявление зыбкости перекрытия, наличия, характера и величины трещин в штукатурном слое, целостности несущих деревянных элементов и мест их опирания, следов протечек на потолке, плотности и влажности засыпки, поражения гнилью и жучками-точильщиками деревянных элементов в домах с деревянными перекрытиями и покрытиями; проверка состояния утеплителя, гидроизоляции и звукоизоляции, адгезии отделочных слоев к конструкциям перекрытия (покрытия); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ), а также работы, выполняемые в целях надлежащего содержания балок (ригелей) перекрытий и покрытий многоквартирных домов (контроль состояния и выявление нарушений условий эксплуатации, несанкционированных изменений конструктивного решения, устойчивости, прогибов, колебаний и трещин; выявление поверхностных отколов и отслоения защитного слоя
бетона в растянутой зоне, оголения и коррозии арматуры, крупных выбоин и сколов бетона в сжатой зоне в домах с монолитными и сборными железобетонными балками перекрытий и покрытий; выявление коррозии с уменьшением площади сечения несущих элементов, потери местной устойчивости конструкций (выпучивание стенок и поясов балок), трещин в основном материале элементов в домах со стальными балками перекрытий и покрытий; выявление увлажнения и загнивания деревянных балок, нарушений утепления заделок балок в стены, разрывов или надрывов древесины около сучков и трещин в стыках на плоскости скалывания; при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ).
Из положений пункта 4.4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, следует, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: содержание полов в чистоте, выполняя периодическую уборку; устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращение длительного воздействия влаги на конструкцию полов; восстановление защитно-отделочных покрытий; периодическую проверку технического состояния полов в эксплуатируемых помещениях.
В ходе рассмотрения дела установлено и материалами дела подтверждается, ООО УК "Правый берег" на основании лицензии осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе по управлению многоквартирным домом по ул. Жукова, д. 6 в г. Магнитогорске.
На основании поступившего обращения граждан в рамках лицензионного контроля в отношении ООО УК "Правый берег" 07 мая 2022 года проведена внеплановая выездная проверка соблюдения обществом лицензионных требований по адресу: г. Магнитогорск, ул. Жукова, д.6. В указанный период Теплых Д.А. являлся "данные изъяты" ООО УК "Правый берег", и в силу должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией был обязан осуществлять контроль за соблюдением организацией лицензионных требований в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В ходе проверки выявлены ряд нарушений, допущенных ООО УК "Правый берег" при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами:
- в нарушение пункта 8 Минимального перечня работ допущено ненадлежащее содержание фундамента;
- в нарушение пункта 11 Минимального перечня работ - ненадлежащее содержание внутренней отделки мест общего пользования - частичное разрушение штукатурного и окрасочного слоя стен лестничных клеток; (с 1 по 6 подъезд), задымление (закопчение) лестничных клеток подъезда N10;
- в нарушение пункта 13 Минимального перечня - ненадлежащее содержание оконных заполнений (отсутствие остекления (поликорбонат) оконных рам, отсутствие оконной фурнитуры)
- в нарушение пункта 23 Минимального перечня работ - ненадлежащее содержание помещений, входящих в состав общего имущества (не проведено мытье окон, стен, труб);
- в нарушение пункта 20 Минимального перечня работ - ненадлежащее содержание системы электроснабжения (частичное отсутствие освещения на лестничных клетках, в тамбурах, в том числе над входной группой подъезда N6, светильников-плафонов в местах общего пользования, наличие скруток в районе расположения светильников на лестничных клетках);
- в нарушение пункта 14 Минимального перечня работ - ненадлежащее содержание мусоропроводов (частичное разрушение ствола мусоропровода, отсутствие загрузочных клапанов, отсутствие плотности притвора загрузочных клапанов на лестничных клетках);
- в нарушение пункта 4.4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда - частичное нарушение напольного покрытия на площадках первых этажей и в тамбурах;
- в нарушение пункта 18 Минимального перечня работ в местах общего пользования на отопительных приборах экранные щит, в подъезде N5 (в тамбуре) частично отсутствует теплоизоляция на трубопроводе отопления;
- в нарушение пунктов 4 и 6 Минимального перечня работ при входе в подъезд N9 нарушены крепления перекрытий и перегородок деревянного основания тамбура.
В связи с выявленными обстоятельствами, указывающими на нарушение положений статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Положения о лицензировании, части 2.3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 4, 6, 11, 13, 14, 18, 20, 23 Минимального перечня работ, пункта 4.4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда в отношении должностного лица - "данные изъяты" ООО УК "Правый берег" Теплых Д.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дела должностное лицо Теплых Д.А. привлечен к административной ответственности.
Факт совершения "данные изъяты" ООО УК "Правый берег" Теплых Д.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, которым при рассмотрении дела и жалоб на постановление дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статей 26.2 и 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно должностное лицо административного органа и нижестоящие судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о виновности должностного лица общества в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Доводы об отсутствии состава административного правонарушения, по причине того, что лицензионные требования не нарушены, являются несостоятельными. В настоящем случае наличие события и состава административного правонарушения каких-либо сомнений не вызывает. Представленные в материалы дела доказательства с учетом выявленных нарушений положений Минимального перечня работ и Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда объективно опровергают доводы об обратном.
Приводимые Теплых Д.А. в жалобе суждения о том, что положения, содержащиеся в Минимальном перечне работ и в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, не являются лицензионными требованиями, нарушение которых влечет наступление административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о неправильном и противоречивом применении (толковании) должностным лицом уполномоченного органа и судебными инстанциями в настоящем деле данных норм как лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату, о нарушении правил формальной определенности, о нарушении положений закона в части его действия во времени (по причине того, что нормативные акты, нарушение положений которых было выявлено, введены в действие до установления требований к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами, до введения соответствующей ответственности за осуществление деятельности с такими нарушениями) вызваны ошибочным толкованием норм права.
Приводимые в жалобе доводы о бланкетном и отсылочном характере нормы части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как и субъективные утверждения заявителя о допущенном законодателем дефекте (повлекшим нарушение требований правовой определенности) делегированного нормотворчества при изложении объективной стороны части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не свидетельствуют о допущенных при рассмотрении дела нарушениях процессуальных требований при квалификации действий Теплых Д.А, поскольку выявленные в ходе проверки обстоятельства объективно указывают на осуществление обществом предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Теплых Д.А. в силу занимаемой должности и выполняемых должностных обязанностей является надлежащим субъектом административного правонарушения, ответственным за выполнение нормативных требований при содержании общего имущества многоквартирного дома, соответственно, и за надлежащее соблюдение лицензионных требований. Доказательств принятия должностным лицом Теплых Д.А. всех возможных мер по недопущению юридическим лицом при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами нарушений лицензионных требований на момент совершения административного правонарушения не установлено.
Всем имеющимся в материалах дела доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Каких-либо неустранимых сомнений в виновности "данные изъяты" ООО УК "Правый берег" Теплых Д.А. по материалам дела не усматривается.
Существенных нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела не допущено. В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, а также при рассмотрении жалобы на постановление требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Положения статей 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены.
В постановлении по делу об административном правонарушении содержатся сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы. Сроки давности привлечения к ответственности не нарушены. Наказание назначено в соответствии с санкцией нормы, является обоснованным и справедливым, соответствующим задачам законодательства об административных правонарушениях и цели административного наказания.
При пересмотре дела по жалобе судьями районного и областного судов дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доводам жалоб дана надлежащая правовая оценка, по результатам рассмотрения жалоб вынесены законные решения.
Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление заместителя начальника Главного управления "Государственная жилищная инспекция Челябинской области" от 22 ноября 2021 года N 484, решение судьи Центрального районного суда г. Челябинска от 21 марта 2022 года, решение судьи Челябинского областного суда от 01 июня 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Правый берег" Теплых Дмитрия Анатольевича оставить без изменения, жалобу Теплых Дмитрия Анатольевича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.