Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу защитника открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Лычагина А.И. на постановление первого заместителя начальника Главного управления лесами Челябинской области N 94 от 03 августа 2021 года, решение судьи Кыштымского городского суда Челябинской области от 30 марта 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги",
УСТАНОВИЛ:
постановлением первого заместителя начальника Главного управления лесами Челябинской области N 94 от 03 августа 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Кыштымского городского суда Челябинской области от 30 марта 2022 года, открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 540 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник юридического лица Лычагин А.И. выражает несогласие вынесенными по делу актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Из материалов дела следует, что 26 мая 2021 года на территории Аракульского участкового лесничества Каслинского лесничества, в квартале N119, выдел 24 произошел лесной пожар на площади 0, 9 га, при проверке сведений о котором и при проведении административного расследования установлено, что причиной лесного пожара стал переход огня с полосы отвода железной дороги перегон "Маук-Кыштым" 143 км, земельный участок с кадастровым номером 74:09:0000000:105. Арендатором земельного участка с кадастровым номером 74:09:0000000:105, на котором размещена полоса отвода железной дороги перегон "Маук-Кыштым" 143 км, является ОАО "РЖД". ОАО "РЖД" не выполнены условия, необходимые для недопущения и распространения пожаров, полосы отвода железной дороги не очищены от валежника, порубочных остатков и других горючих материалов, границы полос отвода железной дороги не отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 3 метров в соответствии с пунктом 37 Правил пожарной безопасности в лесах (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 N 1614).
В связи с указанными обстоятельствами в отношении ОАО "РЖД" составлен протокол N4/14 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении ОАО "РЖД" привлечено к административной ответственности.
С выводами о наличиях в действиях ОАО "РЖД" состава административного правонарушения согласился судья Кыштымского городского суда Челябинской области, рассмотревший жалобу на соответствующее постановление должностного лица.
Вместе с тем, принятое судьей решение по делу об административном правонарушении в отношении ОАО "РЖД" нельзя признать законным в связи со следующим.
Настоящее дело об административном правонарушении было рассмотрено и постановление по делу об административном правонарушении N94 вынесено первым заместителем начальника Главного управления лесами Челябинской области 03 августа 2021 года по адресу: г. Челябинск, ул. Энгельса, д. 54.
Согласно части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления (решения) по делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с положениями статей 30.1 - 30.3, 30.9, 30.10 названного кодекса.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 названного кодекса, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В соответствии с изложенным жалоба на постановление заместителя начальника Главного управления лесами Челябинской области от 03 августа 2021 года подлежала рассмотрению судьей районного суда по месту рассмотрения дела об административном правонарушении. Указанный выше адрес места рассмотрения дела об административном правонарушении отнесен к территориальной юрисдикции Центрального районного суда г. Челябинска. Таким образом, жалоба защитника на постановление заместителя начальника Главного управления лесами Челябинской области от 03 августа 2021 года рассмотрена судьей Кыштымского городского суда Челябинской области с нарушением правил территориальной подсудности. Допущенное судьей городского суда нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях носит существенный характер.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 N 623-О-П и от 15.01.2009 N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Кыштымского городского суда Челябинской области от 30 марта 2022 года подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в полномочный суд - судье Центрального районного суда г. Челябинска на стадию принятия к производству жалобы защитника на постановление должностного лица.
Содержащиеся в поданной в кассационный суд жалобе доводы подлежат проверке судьей при новом рассмотрении дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
решение судьи Кыштымского городского суда Челябинской области от 30 марта 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" отменить.
Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Центральный районный суд г. Челябинска.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.