Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Зариповой Ю.С, Сапрыгиной Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Абрамова Михаила Сергеевича на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 24 мая 2022 года, принятое по делу N2а-222/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N23 по Челябинской области к Абрамову Михаилу Сергеевичу о взыскании недоимки по налогам, страховым взносам, пени.
Заслушав доклад судьи Зариповой Ю.С, выслушав возражения представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N23 по Челябинской области - Филатовой О.Е, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 23 по Челябинской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 23 по Челябинской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения требований) к Абрамову М.С. о взыскании недоимки по страховым взносам за 2020 год на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд России на выплату страховой пенсии в сумме 18 268, 30 рублей; на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 209, 73 рублей; пени на недоимку по страховым взносам в Пенсионный фонд России размере 270, 53 рублей; пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 70, 73 рублей; недоимки по транспортному налогу за 2019 год в размере 1407, 00 рублей, пени по транспортному налогу в размере 2, 79 рублей; недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в размере 1 372 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 2, 72 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что Абрамов М.С. имеет статус адвоката и являлся плательщиком страховых взносов в фиксированном размере. Абрамов М.С. не исполнил обязанность по уплате страховых взносов за 2020 год. Кроме того, Абрамов М.С. являлся собственником автомобиля, а также квартиры, в связи с чем являлся плательщиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц. В связи с неуплатой налогов и взносов в установленный срок, начислены пени. В адрес Абрамова М.С. направлено требование об уплате, которое исполнено не было.
Решением Миасского городского суда Челябинской области от 14 февраля 2022 года административное исковое заявление удовлетворено частично. С Абрамова М.С. взыскана недоимка в общей сумме 16 422, 83 рублей: по страховым взносам за 2020 год на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в Пенсионный фонд России на выплату страховой пенсии в размере 13 297, 06 рублей, пени в размере 270, 53 рублей; пени по страховым взносам за 2020 год на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в зачисляемым в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 70, 73 рублей; по транспортному налогу за 2019 год в сумме 1407, 00 рублей, пени по транспортному налогу в сумме 2, 79 рублей; по налогу на имущество физических лиц за 2019 год в сумме 1 372, 00 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в сумме 2, 72 рублей. Также взыскана государственная пошлина в размере 656, 91 рублей. В остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 24 мая 2022 года решение суда отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении заявленных требований. С Абрамова М.С. взысканы недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчетный период 2020 года, в размере 18 268, 30 рублей и пени по ним за период с 01 января 2020 года по 04 марта 2020 года в размере 270, 53 рублей; недоимка по страховым взносам, на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетный период 2020 года, в размере 209, 73 рублей и пени по ним за период с 01 января 2020 года по 04 марта 2020 года в сумме 70, 73 рублей; недоимка по транспортному налогу за 2019 год в сумме 1 407, 00 рублей, пени по нему за период с 02 декабря 2020 года по 15 декабря 2020года в сумме 2, 79 рублей; недоимка по налогу на имущество за 2019 год в сумме 1 372, 00 рублей, пени по нему за период с 02 декабря 2020 года по 15 декабря 2020 года в сумме 2, 72 рублей. Также с Абрамова М.С. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 848, 00 рублей.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 15 сентября 2022 года, Абрамов М.С, ссылаясь на несоответствие выводов фактическим обстоятельствам, на неправильное применение норм права, просит об отмене апелляционного определения в части взыскания недоимки по страховым взносам, на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетный период 2020 года, в размере 209, 73 рублей и пени по ним за период с 01 января 2020 года по 04 марта 2020 года в сумме 70, 73 рублей; взыскания недоимки по транспортному налогу за 2019 год в сумме 1 407, 00 рублей, пени по нему за период с 02 декабря 2020 года по 15 декабря 2020 года в сумме 2, 79 рублей; взыскания недоимки по налогу на имущество за 2019 год в сумме 1 372, 00 рублей, пени по нему за период с 02 декабря 2020 года по 15 декабря 2020 года в сумме 2, 72 рублей, взыскания государственной пошлины.
В обоснование указывает, что ответчиком представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие факт отсутствия задолженности по страховым взносам в ФОМС, которые оставлены без должной оценки судом апелляционной инстанции. Также судом оставлены без оценки представленные доказательства уплаты транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2019 год в виде платежных документов. Кроме того, имело место нарушение в части срока обращения в суд, нарушены положения статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку пропущен срок для обращения за вынесением судебного приказа, соответствующий довод ответчика судами оставлен без внимания.
В возражениях на кассационную жалобу Межрайонная ИФНС России N 23 по Челябинской области указывает о законности и обоснованности апелляционного определения, отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 указанного Кодекса.
Из положений части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, к числу которых, помимо прочего относятся транспортный налог и налог на имущество физических лиц.
В силу статьи 18.1 Налогового кодекса Российской Федерации установленные страховые взносы обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
По общему правилу пунктов 1 и 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, указанной категорией плательщиков производится самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Из положений статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что плательщик страховых взносов (с учетом пункта 9 данной статьи) уплачивает страховые взносы самостоятельно. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (в том числе объектом является квартира).
В соответствии со статьями 357, 362, 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов, сборов, страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки начисляется пеня.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что в 2019 году Абрамов M.С. являлся собственником автомобиля "Хонда HRV", регистрационный номер "данные изъяты", мощностью двигателя 105 л.с, а также собственником квартиры.
Налоговым органом за 2019 год был исчислен транспортный налог в размере 1 407 рублей и налог на имущество в размере 1 372 рублей, в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление.
В связи с тем, что в установленный законом срок свою обязанность по уплате данных видов налогов административный ответчик не исполнил, ему начислены пени, в его адрес направлено требование N 94953 по состоянию на 16 декабря 2020 года со сроком исполнения до 19 января 2021 года.
Абрамов М.С. имеет статус адвоката, в связи с чем, на него возложена обязанность по уплате страховых взносов.
С учетом осуществления Абрамовым М.С. адвокатской деятельности в 2020 году, налоговым органом была выявлена недоимка по страховым взносам в фиксированном размере за 2020 год, которая подлежала уплате Абрамовым М.С. в срок до 31 декабря 2020 года: недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 32448 рублей; недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 года в размере 8 426 рублей.
В связи с несвоевременной уплатой страховых взносов начислены пени: на недоимку по страховым взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 270, 53 рублей, на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 70, 73 рублей.
С учетом частичной уплаты Абрамовым М.С. страховых взносов за 2020 год, 05 марта 2021 года через личный кабинет налогоплательщика в адрес Абрамова М.С. было направлено требование N 5770 по состоянию на 05 марта 2021 года об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 28 371, 06 рублей и пени по ним в размере 270, 53 рублей и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 7469, 89 рублей и пени по ним 70, 73 рублей.
В связи с неисполнением Абрамовым М.С. требований об уплате налога, страховых взносов в установленный срок, Межрайонная ИФНС России N 23 по Челябинской области обратилась к мировому судье судебного участка N 6 г. Миасса Челябинской области с заявлением о вынесении судебного приказа, который вынесен 11 августа 2021 года. Указанный судебный приказ был отменен 23 августа 2021 года. С настоящим административным исковым заявлением налоговый орган обратился в суд 03 декабря 2021 года.
Абрамовым М.С. 21 октября 2021 года в счет уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России за 2020 год уплачено 1 500 рублей, которые учтены налоговым органом в счет уплаты за 2019 год; в счет уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2020 год - 2 000 рублей, из которых 209, 73 рублей учтены в счет уплаты за 2019 год, 1 790, 27 рублей - в счет уплаты за 2020 год.
Абрамовым М.С. 01 декабря 2021 года в счет уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России уплачено 13 574 рублей, из который 3 471, 24 рублей учтены за 2019 год, 10 102, 76 рублей - за 2020 год, в счет уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2020 год - 6 426 рублей, которые учтены в счет уплаты за 2020 год.
Также налоговым органом учтены платежи от 30 января 2021 года в сумме 4 076, 94 рублей, от 31 мая 2021 года в сумме 3 000 рублей (в счет уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России за 2020 год).
С учетом поступивших сумм оплаты, налоговый орган определилсумму задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 18 268, 30 рублей, пени - 270, 53 рублей по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 год - 209, 73 рублей, пени - 70, 73 рублей.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости частичного удовлетворения требований, исходя из того, что Абрамов М.С, являясь плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, налога на имущество физических лиц и транспортного налога, в установленный законом срок обязанность по уплате налогов своевременно не исполнил. При этом определяя меньший размер взыскиваемой задолженности, чем заявлено административным истцом, суд принял во внимание предоставленные ответчиком платежные документы об уплате задолженности.
Судебная коллегия по административным делам областного суда, соглашаясь с выводами суда первой инстанции в части взыскания налога на имущество физических лиц, транспортного налога и пени по ним, не согласилась с ним в части взысканной судом размера недоимки по страховым взносам за 2020 год и пени, отменив решение суда первой инстанции. Принимая новое решение об удовлетворении требований налогового органа, суд апелляционной инстанции исходил из того, что Абрамов М.С. является плательщиком транспортного налога, налога на имущество, страховых взносов, в установленные законом сроки транспортный налог, налог на имущество, пени по страховым взносам уплачены не были, порядок и процедура направления налогового уведомления, требования об уплате налогов, пени налоговым органом соблюдены, срок для обращения в суд с требованиями не пропущен, расчет задолженности соответствует закону.
Оснований для отмены апелляционного определения, на чем настаивает податель кассационной жалобы, по доводам жалобы не имеется.
Апелляционное определение в части удовлетворения требований о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за расчетный период 2020 года, в размере 18 268, 30 рублей и пени по ним за период с 01 января 2020 года по 04 марта 2020 года в размере 270, 53 рублей административным ответчиком не обжалуется.
Вопреки доводам жалобы, обстоятельства уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование были тщательным образом проверены судом апелляционной инстанции. Суд апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к обоснованному выводу, что представленные административным ответчиком платежные документы, по своему содержанию не позволяли идентифицировать платежи, в том числе по периодам, за которые они уплачивались. При этом суммы уплаты страховых взносов налоговым органом в установленном порядке зачтены в счет уплаты недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2019 год.
Судом апелляционной инстанции, с учетом представленных сторонами доказательств, также проверены и основания для взыскания недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество за 2019 год. Полагая обоснованным взыскание недоимки по налогам, суд апелляционной инстанции исходил из того, что платежи, совершенные 24 октября 2020 года, обоснованно зачтены в счет уплаты задолженности по налогам за 2018 год, так как представленные платежные документы не позволяли идентифицировать платеж к конкретному налоговому периоду.
Несогласие с оценкой доказательств, в том числе с оценкой платежных документов, представленных административным ответчиком, не указывает на допущенные судами нарушения норм процессуального права при оценке доказательств.
Приведенный в кассационной жалобе довод о пропуске налоговым органом сроков для обращения в суд являлся предметом проверки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонен.
В силу части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
По общему правилу, закрепленному в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Проверяя соблюдение порядка принудительного взыскания исчисленной налоговым органом суммы недоимки по налогу на имущество физических лиц, по транспортному налогу за 2019 год, страховых взносов, судом апелляционной инстанции сделаны верные выводы о том, что указанный порядок не нарушен в соответствии с положениями части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а с учетом даты отмены судебного приказа, административное исковое заявление подано в суд также с соблюдением установленного законом срока.
Вопреки доводам кассационной жалобы нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, не допущено; выводы, изложенные в судебном акте, мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела.
При таком положении, оснований, предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для отмены апелляционного определения, не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Челябинского областного суда от 24 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Абрамова Михаила Сергеевича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 19 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.