Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Сапрыгиной Л.Ю, Абдрахмановой Э.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 13 июля 2022 года по административному делу N 3а-94/2022 по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Сагоконь Дмитрия Александровича о признании недействующими постановлений Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 17 декабря 2021 года N 79/73, от 17 декабря 2021 года N 79/74, от 17 декабря 2021 года N 79/77, от 17 декабря 2021 года N 79/79.
Заслушав доклад судьи Чирковой Т.Н, объяснения представителей административного ответчика Дрыги А.А, Захаровой Н.В, заинтересованного лица ООО "Перспектива" Агеева А.В, поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения на ее доводы административного истца Сагоконь Д.А, заключение прокурора Трошкиной М.В, полагавшей апелляционное определение законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области 17 декабря 2021 года принято постановление N 79/73 "О внесении изменений в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2018 года N 86/101" (вместе с "Тарифами на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО "Перспектива" потребителям Троицкого городского округа, на 2018 - 2020 годы") (далее - Постановление N 79/73).
Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области 17 декабря 2021 года принято постановление N 79/74 "О внесении изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2018 года N 86/101" (вместе с "Долгосрочными параметрами регулирования, устанавливаемыми на период регулирования 2018 - 2020 годов, для формирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО "Перспектива" потребителям Троицкого городского округа, с использованием метода индексации установленных тарифов") (далее - Постановление N 79/74).
Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области 17 декабря 2021 года принято постановление N 79/77 "О внесении изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2021 года N 86/101" (вместе с "Тарифами на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО "Перспектива" потребителям Троицкого городского округа, на 2018 - 2020 годы") (далее - Постановление N 79/77).
Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области 17 декабря 2021 года принято постановление N 79/79 "О внесении изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2021 года N 86/101" (вместе с "Тарифами на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО "Перспектива" потребителям Троицкого городского округа, на 2018 - 2020 годы") (далее - Постановление N 79/79).
Индивидуальный предприниматель Сагоконь Д.А. является потребителем тепловой энергии, поставляемой в центральной части города Троицка единой теплоснабжающей организацией ООО "Перспектива" на основании договора на теплоснабжение N "данные изъяты" от "данные изъяты" года.
Он обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими Постановлений NN 79/73, 79/74, 79/77, 79/79, указав на несоответствие принятых нормативных правовых актов содержанию апелляционных определений Второго апелляционного суда общей юрисдикции N 66а-4/2020 от 16 января 2020 года, N 66а-635/2021 от 30 июня 2021 года, а также нормам Федерального закона N 190-ФЗ от 27 июля 2010 года "О теплоснабжении", Постановления Правительства Российской Федерации N 1075 от 22 октября 2012 года "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", приказа Федеральной службы по тарифам России от 13 июня 2013 года N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения", что привело к установлению экономически необоснованного тарифа для потребителей тепловой энергии.
Решением Челябинского областного суда от 4 апреля 2022 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 13 июля 2022 года указанный судебный акт отменен в части с принятием нового решения, которым с даты принятия признаны недействующими постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 17 декабря 2021 года N 79/74 "О внесении изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2018 года N 86/101", постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 17 декабря 2021 года N 79/77 "О внесении изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2021 года N 86/101", постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 17 декабря 2021 года N 79/79 "О внесении изменения в постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 декабря 2021 года N 86/101". В остальной части решение Челябинского областного суда от 4 апреля 2022 года оставлено без изменения.
В поданной 29 сентября 2022 года кассационной жалобе ООО "Перспектива", ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить апелляционное определение и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области в письменном мнении на доводы кассационной жалобы полагало ее обоснованной, его представили в судебном заседании в поддержали доводы кассационной жалобы ООО "Перспектива".
Индивидуальный предприниматель Сагоконь Д.А. представил письменные возражения на доводы жалобы.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом и заблаговременно, поэтому судебная коллегия рассмотрела административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, возражений на нее в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заслушав объяснения участников процесса и заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких оснований по настоящему административному делу не имеется.
При рассмотрении настоящего дела суд первой инстанции, констатировав принятие региональных правовых актов уполномоченным органом в установленной форме с соблюдением порядка принятия, опубликования и введения в действие, руководствуясь частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, сделал вывод об отсутствии по настоящему делу такого основания.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований о признании недействующим Постановления N 79/73, поскольку данный нормативный правовой акт принят во исполнение апелляционного определения Второго апелляционного суда общей юрисдикции N 66а-4/2020 от 16 января 2020 года, с учетом правовой позиции, выраженной в апелляционном определении Второго апелляционного суда общей юрисдикции N 66а-635/2021 от 30 июня 2021 года.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции признал ошибочными выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска о признании недействующими Постановлений NN 79/74, 79/77, 79/79, поскольку данными нормативными правовыми актами измененным долгосрочным параметрам регулирования придана обратная сила.
Судебная коллегия по административным делам кассационного суда поводов не согласиться с заключением суда апелляционной инстанции не усматривает.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), а также приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
ООО "Перспектива" осуществляет деятельность по теплоснабжению потребителей города Троицка на основании Концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения центральной части города Троицка, находящихся в муниципальной собственности города Троицка Челябинской области от "данные изъяты" года, в соответствии с которым концессионер (ООО "Перспектива") обязан осуществить строительство газовой котельной мощностью 120 МВт, выполнить реконструкцию муниципального имущества (тепловых сетей), переданных администрацией Троицкого городского округа в рамках названного Концессионного соглашения, а также осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта Концессионного соглашения (система коммунальной инфраструктуры, в том числе отдельные объекты такой системы, и иные объекты коммунального хозяйства, предназначенные для производства, передачи и распределения тепловой энергии в центральной части муниципального образования "город Троицк" Челябинской области, которые подлежат модернизации).
Из раздела IV Концессионного соглашения от "данные изъяты" года следует, что модернизация (реконструкция) объекта соглашения осуществляется как за счет средств концессионера (ООО "Перспектива") и привлеченных им средств, так и за счет концедента (муниципальное образование "город Троицк" Челябинской области).
Согласно пункта 4.16 Концессионного соглашения от "данные изъяты" года объем и источники инвестиций, привлекаемых концессионером в целях модернизации (реконструкции) объекта, определяются в соответствии с инвестиционными программами концессионера на текущий год, утвержденными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления.
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 30 октября 2018 года N 66/12 утверждена инвестиционная программа ООО "Перспектива" на 2018 - 2032 годы, которая включает мероприятия, предусмотренные Концессионным соглашением от "данные изъяты" года. Источником финансирования мероприятий инвестиционной программы выступают привлеченные ООО "Перспектива" денежные средства.
В связи с вводом в эксплуатацию в 2018 году новой газовой котельной, построенной ООО "Перспектива" во исполнение Концессионного соглашения, и прекращением поставки тепловой энергии от ТЭЦ Троицкой ГРЭС, постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области N 86/101 от 20 декабря 2018 года установлены и введены в действие с 21 декабря 2018 года тарифы на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО "Перспектива" потребителям Троицкого городского округа, а также установлены долгосрочные параметры регулирования на период с 21 декабря по 31 декабря 2018 года, 2019 год, 2020 год (далее - Постановление N 86/101).
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 86/101 тарифы на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО "Перспектива" потребителям Троицкого городского округа, установлены согласно приложению 1.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 86/101 установлены долгосрочные параметры регулирования на период регулирования 2018 - 2020 годов для формирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО "Перспектива" потребителям Троицкого городского округа, с использованием метода индексации установленных тарифов согласно приложению 2.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 86/101 тарифы на тепловую энергию, установленные в пункте 1 настоящего постановления, действуют с 21 декабря 2018 года по 31 декабря 2020 года.
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции N 66а-4/2020 от 16 января 2020 года (по административному делу N 3а-149/2019) признаны недействующими с момента вступления в силу апелляционного определения пункты 1 и 3 Постановления N 86/101 и приложение N 1 к Постановлению N 86/101 "Тарифы на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО "Перспектива" потребителям Троицкого городского округа, на 2018-2020 годы"; суд обязал Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанные недействующими регулируемые нормы.
При этом суд апелляционной инстанции, исходя из требований пунктов 71, 73, 74 (подпункт "б"), 75 (подпункт "в") Основ ценообразования, пришел к выводу, что при установлении тарифов с применением метода индексации расходы ООО "Перспектива" на обслуживание заемных (кредитных) средств, привлеченных в 2017 году для реализации мероприятий инвестиционной программы, необоснованно включены тарифным органом в необходимую валовую выручку регулируемой организации в составе неподконтрольных расходов в то время, как данные расходы организации подлежали учету в составе нормативного уровня прибыли ООО "Перспектива", установленного Концессионным соглашением в размере 0, 57% на каждый год действия концессионного соглашения. Указанные обстоятельства повлекли завышение текущих расходов ООО "Перспектива" в составе необходимой валовой выручки и неправильное определение величины нормативной прибыли регулируемой организации, которая является расчетной и определяется в соответствии с абзацем 9 пункта 74 Основ ценообразования, формулой 12 пункта 41 Методических указаний.
Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области письмом от 27 февраля 2020 года N 07/774 согласовало ООО "Перспектива" изменение значения долгосрочного параметра регулирования деятельности - размера нормативного уровня прибыли, установленного Концессионным соглашением в размере 0, 57%, до следующих значений: в 2017 году - 0, 57%, в 2018 году - 0, 57%, в 2019 году - 7, 71%, в 2020 году - 6, 66%, в 2021 году - 6, 01%, в 2022 году - 4, 21%, в 2023 году - 2, 68%, в 2024 году - 1, 18%, с 2025 по 2031 годы - 0, 57%.
Решением УФАС по Челябинской области от 23 марта 2020 года изменение условий Концессионного соглашения от "данные изъяты" года согласовано.
Соглашение к концессионному соглашению в отношении объектов системы теплоснабжения центральной части города Троицка, находящихся в муниципальной собственности города Троицка Челябинской области от "данные изъяты" года подписано сторонами 10 марта 2021 года и зарегистрировано 25 мая 2021 года.
Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области 9 апреля 2020 года принято постановление N 15/3 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО "Перспектива" потребителям Троицкого городского округа" (далее - Постановление N 15/3).
Приложением к Постановлению утверждены тарифы на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО "Перспектива" потребителям Троицкого городского округа, на 2020 год.
Апелляционным определением Второго апелляционного суда общей юрисдикции N 66а-635/2021 от 30 июня 2021 года (по административному делу N 3а-28/2021) Постановление N 15/3 признано недействующим с даты принятия.
Суд апелляционной инстанции при разрешении настоящего дела установил, что в нарушение требований законодательства и указаний суда, содержащихся в апелляционном определении от 16 января 2020 года, вместо признанного частично недействующим нормативного акта, регулирующего долгосрочный период регулирования с 21 декабря по 31 декабря 2018 года, 2019 год, 2020 год, тарифным органом принят заменяющий нормативный акт на один год долгосрочного периода - на 2020 год. Остальные периоды долгосрочного периода остались без надлежащего регулирования.
Также судом апелляционной инстанции установлено, что при принятии заменяющего нормативного правового акта тарифным органом не исключены суммы расходов на обслуживание заемных средств, привлеченных для реализации инвестиционной программы, из состава неподконтрольных расходов ООО "Перспектива", включенных в необходимую валовую выручку перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение него, а также не произведен расчет нормативного уровня прибыли ООО "Перспектива" на каждый расчетный период регулирования долгосрочного периода регулирования с 21 декабря по 31 декабря 2018 года, 2019 год, 2020 год в соответствии с формулой 12 пункта 41 Методических указаний, и расчет предпринимательской прибыли, как исчисленный из текущих расходов, включающих неподконтрольные расходы в соответствии с пунктом 74 (1) Основ ценообразования.
Постановлением N 79/74 в приложение 2 к Постановлению N 86/101 внесены изменения, оно изложено в новой редакции.
Из приложения N 2 к Постановлению N 79/74 следует, что значения нормативного уровня прибыли установлены в соответствии с соглашением к концессионному соглашению от "данные изъяты" года, зарегистрированным 25 мая 2021 года: на 2018 год - 0, 57%, на 2019 год - 7, 71%, на 2020 год - 6, 6%, в связи с чем суд апелляционной инстанции пришел к заключению, что указанные изменения противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, поскольку ими внесены изменения долгосрочных параметров, которые распространяются на прошлые периоды регулирования, что противоречит пункту 37 Правил регулирования.
В этой связи Постановления NN 79/77, 79/79 также признаны недействующими, поскольку корректировка долгосрочных тарифов на 2019 год (Постановление N 79/77), на 2020 год (Постановление N 79/79) произведена из расчета нормативного уровня прибыли в соответствии со значениями, согласованными УФАС по Челябинской области, в нарушение пункта 51 Основ ценообразования, пунктов 6, 7 Правил регулирования.
Оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции судебная коллегия не усматривает исходя из того, что пунктом 6 Правил регулирования предусмотрено, что цены (тарифы) устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования.
Согласно пункту 7 Правил регулирования цены (тарифы) вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 1 финансового года. При этом данным пунктом установлен закрытый перечень случаев, на которые не распространяется действие названного правила.
Решение об установлении цен (тарифов) принимается по форме, установленной регламентом, и включает величину цен (тарифов), в том числе с разбивкой по категориям (группам) потребителей, даты введения в действие цен (тарифов), в том числе с календарной разбивкой, величину долгосрочных параметров регулирования, на основе которых были установлены тарифы, в случае установления тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования (пункта 31 Правил регулирования). Такое решение не имеет обратной силы (пункт 37 Правил регулирования).
Согласно пункту 51 Основ ценообразования значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются (за установленными исключениями).
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях.
Доводы ООО "Перспектива" о том, что в порядке арбитражного судопроизводства проверена законность согласования и установления нормативного уровня прибыли за 2019-2020 годы в концессионном соглашении, правомерно отклонены судом апелляционной инстанции с приведением исчерпывающих выводов в судебном акте.
Суд апелляционной инстанции принял решение с учетом правовых норм, регулирующих рассматриваемые отношения, при правильном их толковании и применении.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судом апелляционной инстанций были допущены существенные нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329, статьей 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 13 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Перспектива" - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 16 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.