Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Чирковой Т.Н.
судей Зариповой Ю.С, Абдрахмановой Э.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тюменской области на решение Ишимского районного суда Тюменской области от 22 ноября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 23 марта 2022 года, вынесенные по административному делу N2а-522/2021 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тюменской области к Москательникову Дмитрию Радиевичу о взыскании недоимки по страховым взносам, пени.
Заслушав доклад судьи Зариповой Ю.С, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Тюменской области (далее - Межрайонной ИФНС России N 12 по Тюменской области, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Москательникову Д.Р. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2018 год в сумме 26 545, 00 рублей, пени, начисленной за несвоевременную оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2017-2018 год - 1 685, 81 рублей, недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС за 2018 год - 5 840 рублей, пени, начисленной за несвоевременную оплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС за 2017-2018 год - 330, 68 рублей, пени, начисленной за несвоевременную оплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС за 2016 год - 321, 16 рублей.
В обоснование требований указано, что Москательников Д.Р. с 23 марта 2012 года по 28 января 2019 года состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя и был обязан своевременно исчислять и оплачивать страховые взносы. В связи с неуплатой страховых взносов к установленному сроку, начислены пени, направлены требования, которые оставлены без исполнения.
Решением Ишимского районного суда Тюменской области от 22 ноября 2021 года административное исковое заявление удовлетворено частично, с Москательникова Д.Р. взыскана задолженность: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2018 год в сумме 26 545, 00 рублей, пени, начисленные за несвоевременную оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2018 год в сумме 209, 14 рублей, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС за 2018 год в сумме 5 840 рублей, пени, начисленные за несвоевременную оплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС года за 2018 год в сумме 43, 00 рублей. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано. Также с Москательникова Д.Р. в доход бюджета Ишимского муниципального района Тюменской области взыскана государственная пошлина в размере 1 179, 00 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 23 марта 2022 года решение суда изменено, резолютивная часть изложена в иной редакции, согласно которой административное исковое заявление удовлетворено частично. С Москательникова Д.Р. взыскана задолженность: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за 2018 год, по пени, начисленной за несвоевременную оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за 2018 год, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2018 год, по пени, начисленной за несвоевременную оплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2018 год в общей сумме 15 725, 78 рублей. В остальной части административных исковых требований отказано. С Москательникова Д.Р. взыскана государственная пошлина в размере 629, 00 рублей.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 27 сентября 2022 года, МИФНС России N 12 по Тюменской области, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит об отмене судебных актов, принятии по делу нового решения об удовлетворении требований в полном объеме.
Отмечает, что налоговым органом представлены доказательства, подтверждающие взыскание страховых взносов за 2017 год, а также отдельно страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2016 год, что указывает на своевременное принятие мер по взысканию с Москательникова Д.Р. задолженности, на которую начислялись пени. При таких обстоятельствах имелись законные основания для взыскания пени, начисленных на недоимку по страховым взносам за период 2016-2017 годов.
Также не соответствуют фактическим обстоятельствам выводы суда апелляционной инстанции о необходимости исключения из состава взыскиваемой задолженности сумм, ранее взысканных в ходе исполнительного производства, возбужденного на основании вынесенного судебного приказа, поскольку взыскание произведено в рамках сводного исполнительного производства, перечисленная судебными приставами задолженность могла быть зачтена в иную задолженность. В настоящем случае в связи с тем, что на момент перечисления судебными приставами денежных средств по исполнительному производству не была погашена ранее образовавшаяся задолженность по страховым взносам за 2017 год и соответствующие пени, перечисленная сумма зачтена в хронологическом порядке именно по ранее возникшей задолженности.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате и времени судебного заседания суда кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. Представитель Межрайонной ИФНС России N 12 по Тюменской области направил суду ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие.
В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом кассационной инстанции в отсутствие неявившихся лиц, поскольку неявка участвующих в деле лиц, своевременно извещенных судом кассационной инстанции о времени и месте судебного заседания, препятствием к рассмотрению кассационной жалобы не является.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
При рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 указанного Кодекса.
Из положений части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу статьи 18.1 Налогового кодекса Российской Федерации установленные страховые взносы обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Согласно пункту 3.4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные страховые взносы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
По общему правилу пунктов 1 и 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, указанной категорией плательщиков производится самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Из положений статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что плательщик страховых взносов (с учетом пункта 9 данной статьи) уплачивает страховые взносы самостоятельно. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате является основанием для направления требования об уплате страховых взносов. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации в случае уплаты причитающихся сумм налогов, сборов, страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки начисляется пеня.
Судами установлено, что Москательников Д.Р. с 23 марта 2012 года по 28 января 2019 года состоял на учете в качестве индивидуального предпринимателя в Межрайонной ИФНС России N 12 по Тюменской области и являлся плательщиком страховых взносов.
В связи с неуплатой страховых взносов, в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации в адрес налогоплательщика направлены требования об уплате задолженности и пеней, которые не были исполнены.
В связи с неисполнением указанных требований об уплате к указанному сроку налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены в связи с поступившими возражениями в районный суд.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для взыскания с Москательникова Д.Р. задолженности по пени, начисленным за несвоевременную оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ за 2017 год, по пени, начисленным за несвоевременную оплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2016-2017 год, удовлетворив требования налогового органа в остальной части требований.
При рассмотрении апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции, согласившись с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований в части взыскания пени, начисленным за несвоевременную оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ за 2017 год, по пени, начисленным за несвоевременную оплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2016-2017 год, не согласился с выводами суда первой инстанции в части размера взысканной недоимки и пени за 2018 год. Суд апелляционной инстанции, установив факт частичной оплаты Москательниковым Д.Р. в рамках исполнительного производства, возбужденного на основании судебного приказа от 07 июня 2019 года, в размере 16677, 03 рублей, изменил решение суда первой инстанции.
Между тем, с учетом доводов кассационной жалобы апелляционное определение нельзя признать законным и обоснованным.
В силу части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В тоже время, из содержания апелляционного определения не следует, что судом апелляционной инстанции выяснены, имеющие значения обстоятельства, предусмотренные частью 6 статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, приняв во внимание факт частичной оплаты Москательниковым Д.Р. задолженности по страховым взносам, пени в рамках исполнительного производства, не проверил обстоятельства зачисления данных сумм налоговым органом в КРСБ после перечисления их службой судебных приставов взыскателю, надлежащие доказательства не истребовал, ограничившись исключением данных сумм из общей суммы задолженности.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о частичном удовлетворении требований, сделан без исследования и установления всех фактических обстоятельств дела, является преждевременным. Тем самым, имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, в частности фактической уплаты задолженности в рамках исполнительного производства, надлежащим образом не выяснены.
Кроме того, согласно пункту 2 части 2 статьи 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения должен быть указан общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций.
Между тем в резолютивной части апелляционного определения указано о взыскании с Москательникова Д.Р. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за 2018 год, пени, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 2018 год, пени, в общей сумме 15 725, 78 рублей.
Суд апелляционной инстанции не установилпериоды, за который подлежит взысканию задолженность по страховым взносам, как и конкретные суммы задолженности, а также периоды, за которые начислены пени и конкретные суммы пени, а напротив, изложил резолютивную часть апелляционного определения таким образом, что оно вызовет затруднения при его исполнении.
С учетом характера допущенных нарушений, принятое апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 23 марта 2022 года в силу положений пункта 2 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение, при котором суду надлежит разрешить дело в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 23 марта 2022 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Тюменский областной суд.
Кассационное определение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения (за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы Седьмым кассационным судом общей юрисдикции).
Мотивированное определение изготовлено 02 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.