Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Марченко А.А, судей Ишимова И.А, Сапрыкиной Н.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N 2-147/2022 по иску заместителя прокурора Пермского района Пермского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования "Савинское сельское поселение" о возложении обязанности организовать водоснабжение населения
по кассационной жалобе администрации муниципального образования "Савинское сельское поселение" на решение Пермского районного суда Пермского края от 05 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 08 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Ишимова И.А, выслушав возражения прокурора Павловой О.А. на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора Пермского района Пермского края, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования "Савинское сельское поселение" о возложении обязанности в срок не позднее 31 декабря 2023 года организовать на территории д. Большое Савино Пермского района на улицах Береговая и Солнечная водоснабжение населения, на период строительства водопроводной сети обеспечить водоснабжение проживающих в жилых домах, расположенных на указанных улицах, граждан услугой водоснабжения иными предусмотренными законодательством способами.
Требования мотивированы тем, что, несмотря на наличие на территории д. Большое Савино централизованной системы водоснабжения и гарантирующего поставщика коммунальной услуги холодного водоснабжения, на указанных выше улицах система холодного водоснабжения отсутствует, расположенные на улицах жилые дома к централизованной системе водоснабжения не присоединены. Иные источники водоснабжения также отсутствуют, строительство водопроводной сети не производится, подвоз питьевой воды не осуществляется.
Протокольными определениями от 01 декабря 2021 года и 14 февраля 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ООО "Аква-Сервис", Вестникова Н.В.
Решением Пермского районного суда Пермского края от 05 апреля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 08 июня 2022 года, исковые требования заместителя прокурора Пермского района удовлетворены: на администрацию Савинского сельского поселения в срок до 01 сентября 2024 года возложена обязанность организовать на территории д. Большое Савино на улицах Береговая и Солнечная водоснабжение населения путем строительства сетей водоснабжения, на период строительства сетей водоснабжения обеспечить жителей указанных улиц водоснабжением иными предусмотренными законодательством способами.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования "Савинское сельское поселение" просит отменить судебные акты. Со ссылкой на положения ст.ст. 1, 6, 7 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416 "О водоснабжении и водоотведении", ст. 2 Закона Пермского края от 22 декабря 2014 года N 416-ПК "О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края "О бюджетном процессе в Пермском крае", п. 74 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года N 644, указывает, что обязанность по организации нецентрализованной системы холодного водоснабжения возникает у органа местного самоуправления при отсутствии в населенном пункте централизованной системы холодного водоснабжения, а подвоз питьевой воды населению в определенных законом случаях. Считает, что действующим законодательством не предусмотрен безвозмездный подвоз питьевой воды до домов на спорных улицах, а также строительство сетей водоснабжения к индивидуальным домам от центральных сетей водоснабжения. Стороной истца не представлено сведений о наличии возможности строительства сетей водоснабжения на спорных улицах с учетом технической возможности инженерных сооружений централизованной системы водоснабжения, рельефа местности, наличия у ответчика бюджетных средств. Таким образом, отсутствие централизованных сетей холодного водоснабжения на ул. Береговой и ул. Солнечной не свидетельствует о неисполнении полномочий по организации водоснабжения населения данных улиц органом местного самоуправления. Кроме того, полагает, что у истца отсутствуют основания для обращения с настоящим исковым заявлением, поскольку прокуратурой заявлены исковые требования в защиту конкретного лица, т.е. требования носят частноправовой характер.
Также с учетом ст. 2, ч. 5 ст. 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" истцом в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) не представлено сведений о проведении общественных обсуждений о реконструкции объектов капитального строительства - сетей холодного водоснабжений д. Большое Савино для строительства сетей водоснабжения на спорных улицах.
Представитель ответчика администрации муниципального образования "Савинское сельское поселение", представитель третьего лица ООО "Аква-Сервис", третье лицо Вестникова Н.В. в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, в том числе публично путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, о причинах своего отсутствия суд не уведомили, не просили об отложении рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия, проверяя в соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ законность обжалуемых судебных постановлений, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не усматривает приведенные выше основания для их отмены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, постановлением администрации Савинского сельского поселения от 09 октября 2014 года N 120 на территории Савинского сельского поселения определена гарантирующая организация, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, - ООО "Аква-Сервис".
С учетом дополнительного соглашения от 01 февраля 2016 года N 1, между администрацией Савинского сельского поселения и ООО "Аква-Сервис" 02 июня 2008 года заключен договор аренды объектов жилищно-коммунального назначения, находящихся в муниципальной собственности, действие которого распространяется на правоотношения с 02 июня 2008 года по 01 июня 2030 года.
Согласно акту приема-передачи имущества от 16 февраля 2022 года по договору аренды от 02 июня 2008 года ООО "Аква-Сервис" приняло объекты водоснабжения и водоотведения, технологически связанные и являющиеся частью сети инженерного оборудования, в числе прочего: артезианскую (резервную) скважину N 1-00р, назначение сооружения водозаборные по ул. Береговая, 7 в д. Большое Савино (п. 25 приложение N 1), водопроводные сети по ул. Казанский тракт, ул. Парникова, ул. Аэродромная ул. Магазинный переулок, ул. Засолочная, ул. Новая, ул. Садовая, ул. Уральская, ул. Луговая в д. Большое Савино (п. 27 приложение N 1).
Согласно схеме водоснабжения в д. Большое Савино на территории населенного пункта имеются пожарные гидранты: ул. Казанский тракт, 2, 12, 20а, 36, 68, 86, ул. Гляденовский переулок, 2, ул. Гляденовский переулок (р. Мулянка, район речного моста по дороге Б. Савино - В. Муллы).
Постановлением администрации Савинского сельского поселения от 09 января 2014 года N 1 утверждена схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Савинское сельское поселение" до 2038 года, из которой следует, что Савинское сельское поселение имеет одну технологическую зону централизованного холодного водоснабжения, обслуживаемую ООО "Аква-Сервис" (п. 1.4.4). Объекты централизованной системы водоснабжения являются собственностью муниципального образования "Савинское сельское поселение" (п. 1.5). Мероприятия по развитию системы водоснабжения Савинского сельского поселения направлены на комплексное обеспечение жилых населенных пунктов (вводная раздела 2). В период 2024-2038 годы планируется строительство станции водоподготовки для скважины в д. Большое Савино (раздел 6). Реализация мероприятий направлена на увеличение мощностей систем водоснабжения и водоотведения для обеспечения подключения строящихся и существующих объектов поселения в необходимых объемах и необходимой точке присоединения на период до 2038 года, в результате потребители будут обеспечены коммунальными услугами централизованного водоснабжения (раздел 9).
В соответствии с муниципальной программой "Обеспечение качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Савинского сельского поселения", утвержденной постановлением администрации Савинского сельского поселения от 30 декабря 2015 года N 216, ООО "Проектные Технологии" в соответствии с муниципальным контрактом разработана проектная документация "Наружные сети противопожарного и хозяйственно-питьевого водоснабжения по улицам Солнечная и Береговая д. Большое Савино". По условиям технического задания на проектно-изыскательские работы особое внимание при проектировке и строительстве сетей земельным участкам (12 шт.) ул. Солнечная, ул. Береговая, расположенным в пределах второго пояса зоны санитарной охраны водозаборных скважин NN1-00, 1-00р д. Б. Савино. Из пояснительной записки к проектной документации следует, что продолжительность работ по прокладке наружные сетей водопровода составляет 2 месяца.
В ходе проверки прокуратурой Пермского района обращения Уполномоченного по правам человека в Пермском крае в интересах Вестниковой Н.В. о бездействии органов местного самоуправления при исполнении полномочий по организации водоснабжения населения установлено, что, несмотря на наличие на территории д. Большое Савино централизованной системы водоснабжения, определение гарантирующего поставщика коммунальной услуги холодного водоснабжения - ООО "Аква-Сервис", на ул. Береговая система холодного водоснабжения отсутствует, расположенные на данной улице жилые дома к централизованной системе водоснабжения не присоединены. Иные источники водоснабжения также отсутствуют. Для осуществления технологического подключения принадлежащего Вестниковой Н.В. жилого дома и иных расположенных на ул. Береговой жилых домов к существующей на территории д. Большое Савино системе водоснабжения необходимо проведение работ по строительству сетей водоснабжения на ул. Береговой.
По результатам выездной проверки Уполномоченным по правам человека в Пермском крае совместно с прокурором Пермского района также было установлено, что централизованная система водоснабжения отсутствует на ул. Солнечная в д. Большое Савино. При этом на ул. Солнечной расположены земельные участки, предоставленные в пользование многодетным семьям в собственность на бесплатной основе.
ООО "Аква-Сервис" предоставлена информация о возможности подключения земельных участков по улицам Береговая и Солнечная в д. Большое Савино к централизованным сетям водоснабжения населенного пункта от трубопровода из ПНД труб диаметром D110 мм, расположенного по ул. Казанский тракт в д. Большое Савино. Оптимальной точкой подключения к сети является водопроводный колодец по ул. Казанский тракт между домами 52 и 52А. Расстояние до ближайшего земельного участка от предполагаемой точки подключения к централизованным сетям ориентировочно составляет 200 м. В настоящее время выданы технические условия на подключение к централизованной сети водоснабжения: Щелоногову Н.А. (д. Б. Савино, ул. Береговая, 3, ТУ от 05 июня 2019 года N 31), Вестниковой Н.В. (д. Б. Савино, ул. Береговая, 3, ТУ от 10 декабря 2019 года N 61 (л.д. 28-33)), МКУ "Управление дорогами, инфраструктурой и благоустройством Савинского с/п" - подключение проектируемого водопровода по ул. Береговая, ул. Солнечная в д. Б. Савино (ТУ от 17 марта 2021 года N 8). Заключенных договоров водоснабжения с абонентами по ул. Береговая, ул. Солнечная в д. Б. Савино нет. По обозначенным выше улицам нет проложенных когда-либо централизованных сетей водоснабжения.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, установив, что на территории д. Большое Савино имеется централизованная системы водоснабжения, однако на улицах Береговая и Солнечная отсутствует какая-либо (централизованная или нецентрализованная) система водоснабжения, в том числе источники питьевого водоснабжения, при этом при наличии проекта по строительству наружной сети водоснабжения по улицам Солнечная и Береговая в д. Большое Савино конкретные сроки реализации мероприятий по строительству водопровода на указанных улицах не определены, пришел к выводу о невыполнении администрацией возложенной на нее Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обязанности по организации водоснабжения населения улиц Береговая и Солнечная в д. Большое Савино и несоблюдении ответчиком общего принципа государственной политики в сфере водоснабжения об обеспечении равных условий доступа абонентов к водоснабжению, влекущих нарушение прав граждан, проживающих на указанных улицах, на благоприятную среду обитания и нормальные условия существования.
Приняв во внимание, что администрацией Савинского сельского поселения утверждена схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Савинское сельское поселение" до 2038 года, в перечень мероприятий по развитию системы водоснабжения Савинского сельского поселения включено строительство наружных сетей водоснабжения по улицам Солнечная и Береговая д. Большое Савино, суд усмотрел оснований для возложения на администрацию Савинского сельского поселения обязанность организовать на территории д. Большое Савино на улицах Береговая и Солнечная водоснабжение населения путем строительства сетей водоснабжения. При определении срока для исполнения указанной обязанности в соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд, указав, что водоснабжение относится к социальным факторам среды обитания, посчитал разумным срок с учетом необходимости проведения ответчиком организационных мероприятий, финансирования до 01 сентября 2024 года.
Также сославшись на положения Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года N 644), суд посчитал возможным на период строительства сетей водоснабжения обязать администрацию Савинского сельского поселения обеспечить жителей улиц Береговая и Солнечная д. Большое Савино водоснабжением иными предусмотренными законодательством способами.
С позицией суда первой инстанции и ее обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, указав, что факт бездействия ответчика по организации водоснабжения на спорной территории нашел свое подтверждение исходя из исследованных в ходе рассмотрения дела материалов, которые в своей совокупности не подтверждают принятие необходимых и достаточных мер для организации водоснабжения населения по улицам Береговая и Солнечная в д. Большое Савино. Дополнительно суд апелляционной инстанции разъяснил, что в случае недостаточности срока для исполнения требований ответчик не лишен права обратиться с соответствующим заявлением в суд в порядке ст.ст. 202, 203 ГПК РФ.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов судов незаконными.
В силу п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение, в том числе, целей охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 6 названного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
На основании ч. 1.1 этой же статьи закона полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации
Законом Пермского края от 22 декабря 2014 года N 416-ПК "О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края "О бюджетном процессе в Пермском крае" за сельскими поселениями Пермского края закреплены вопросы местного значения, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
С учетом приведенных выше положений именно на муниципальное образование "Савинское сельское поселение" возложены полномочия по организации водоснабжения населения в пределах муниципального образования.
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
В соответствии с п. 3 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
На основании ч. 9 ст. 7 Федерального закона от 7 декабря 2007 года N 416-ФЗ в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В порядке п. 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года N 644, в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с настоящими Правилами и законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу приведенных норм права органы местного самоуправления обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение населения на подконтрольной им территории путем выбора одного из вариантов организации водоснабжения - централизованной или нецентрализованной систем холодного водоснабжения.
Поскольку суды установили, что на территории д. Большое Савино, за исключением улиц Береговая и Солнечная имеется централизованная система водоснабжения, при этом жители данных улиц не имеют источников питьевого водоснабжения, а ответчик самостоятельно выбрал способ организации водоснабжения на спорных улицах путем строительства наружной сети водоснабжения согласно соответствующему проекту, однако сроки реализации мероприятий по строительству водопровода не определил, в то время как возможность подключения к централизованным сетям водоснабжения населенного пункта имеется, оснований полагать ошибочным их вывод о наличии у администрации поселения обязанности по организации водоснабжения спорной территории в соответствии с требованиями, предусмотренными вышеприведенными законами, не имеется.
Выраженное в кассационной жалобе несогласие с данными выводами судов отклоняется судебной коллегией, как основанное на ошибочном толковании закона.
Вопреки доводам кассационной жалобы ч. 9 ст. 7 Федерального закона от 7 декабря 2007 года N 416-ФЗ, п. 71 Правил холодного водоснабжения и водоотведения прямо предусматривают обязанность органа местного самоуправления в случае отсутствия на территории (части территории) поселения централизованной системы холодного водоснабжения организовать нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоза питьевой воды.
Указание в кассационной жалобе на непредставление истцом сведений о наличии возможности строительства сетей водоснабжения на спорных улицах с учетом технической возможности инженерных сооружений централизованной системы водоснабжения, рельефа местности опровергается материалами дела, в частности информацией ООО "Аква-Сервис" о возможности подключения земельных участков по улицам Береговая и Солнечная в д. Большое Савино к централизованным сетям водоснабжения населенного пункта от трубопровода из ПНД труб диаметром D110 мм, расположенного по ул. Казанский тракт в д. Большое Савино.
Ссылка заявителя на отсутствие бюджетных средств не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, так как указанное обстоятельство не освобождает ответчика от выполнения возложенной на него законом и судом обязанности.
Утверждение о том, что отсутствие централизованных сетей холодного водоснабжения на ул. Береговой и ул. Солнечной не свидетельствует о неисполнении полномочий по организации водоснабжения населения данных улиц органом местного самоуправления не принимается судебной коллегией, поскольку направлено на переоценку представленных в деле доказательств и установленных на них судами обстоятельств дела, что в силу ч. 3 ст. 390 ГПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
В связи с тем, что прокурор по настоящему делу обратился не исключительно в интересах конкретного лица, на что ошибочно указано в кассационной жалобе, а закрепленное в ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ право населения и (или) органов местного самоуправления самостоятельно решать вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, в том числе посредством проведения общественных обсуждений о реконструкции сетей холодного водоснабжений не может ограничивать предусмотренное ст. 45 ГПК РФ право прокурора по обращению в суд с иском в случае необходимости защиты интересов неопределенного круга лиц, судебная коллегия не находит оснований для вывода об отсутствии у прокурора полномочий по обращению в суд с настоящим иском.
Выводы судов основаны на всесторонней оценке представленных сторонами доказательств по правилам ст.ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, не противоречат требованиям действующего законодательства и доводами кассационной жалобы не опровергаются. Юридически значимые обстоятельства по делу установлены полно и правильно. Тот факт, что суд не согласился с доводами ответчика, иным образом оценил доказательства и пришел к иным выводам, не свидетельствует о неправильности постановленных судебных актов и не может служить основанием для их отмены.
Руководствуясь ст.ст. 379.5-379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пермского районного суда Пермского края от 05 апреля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 08 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Савинское сельское поселение" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.