Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Дубова Ю.А. и Сивова В.В. при секретаре судебного заседания Снадиной А.И. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-233/2021 по кассационной жалобе административного истца Раева Димитрия Владимировича на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 1 декабря 2021 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 22 апреля 2022 г. по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N. "звание" Раева Д.В. об оспаривании решения комиссии "данные изъяты" по рассмотрению заявлений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее Комиссия) об отказе в выдаче такого удостоверения.
Заслушав доклад судьи Сивова В.В, изложившего обстоятельства административного дела, содержание принятых по делу судебных актов и доводы кассационной жалобы, объяснения представителя административного ответчика Узденова М.С, возражавшего против доводов кассационной жалобы, кассационный военный суд
установил:
Ростовский-на-Дону гарнизонный военный суд указанным решением, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, отказал в удовлетворении административного иска Раева, в котором он просил признать незаконным решение Комиссии от 5 августа 2021 г. (протокол N "данные изъяты") об отказе в выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий и обязать её повторно рассмотреть это заявление.
В кассационной жалобе, поданной 23 сентября 2022 г, административный истец просит отменить судебные акты ввиду нарушения судами норм материального права и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование Раев, анализируя обжалованные судебные акты, а также положения Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее по тексту - ФЗ "О ветеранах"), п. 7 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в войсках "данные изъяты", утвержденного приказом "данные изъяты" от 5 июля 2017 г. N 196 (далее по тексту - Порядок), а также Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях "данные изъяты", а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при "данные изъяты"", утверждает о наличии у него права на получение удостоверения ветерана боевых действий.
По его мнению данное право подтверждается приказами командира войсковой части N. от 13 декабря 1994 г. N 257 и N 34 с/ч, копией его военного билета, а также архивной справкой от 9 июля 2020 г.
В заключение административный истец делает вывод, что непредставление им документов, на основании которых ему выдана справка о праве на льготы, не является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления, поскольку обязанности по оформлению приказов, подтверждающих непосредственное участие в боевых действиях, на него законом не возложено.
В возражениях на кассационную жалобу представитель командующего "данные изъяты" Князев А.А, не соглашаясь с изложенными в ней доводами, просит оставить её без удовлетворения, а судебные акты - без изменения.
Препятствий для рассмотрения кассационной жалобы в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы сторон, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2-3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС Российской Федерации) при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено в качестве юридически значимых обстоятельств по административному делу и подтверждается его материалами, что в период с июня 1993 года по сентябрь 1995 года Раев проходил военную службу по контракту в войсковой части N, дислоцированной в "данные изъяты", в должностях "данные изъяты".
В 2021 году он обратился в Комиссию с заявлением о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий, в котором указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ фактически принимал участие в выполнении задач по обеспечению "данные изъяты", а также "данные изъяты".
Решением Комиссии от 5 августа 2021 г. (протокол N "данные изъяты"), принятым по результатам проведенной проверки, административному истцу отказано в выдаче удостоверения ветерана боевых действий на том основании, что факт выполнения им задач на территории "данные изъяты" не установлен, а периоды его пребывания с ДД.ММ.ГГГГ в "данные изъяты" и с ДД.ММ.ГГГГ в "данные изъяты" на территории "данные изъяты" не свидетельствуют о выполнении им задач в условиях "данные изъяты"
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций дали верные анализ и толкование положениям подп. 1 п. 1 ст. 3 и ст. 16 ФЗ "О ветеранах", раздела III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (Приложение к ФЗ "О ветеранах"), п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", п. 6 и 7 Порядка, а также абз. второго п. 2 и п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставлении им дополнительных гарантий и компенсаций" и пришли к обоснованному выводу о том, что оспоренным решением Комиссии прав административного истца не нарушено.
Статьей 16 ФЗ "О ветеранах" установлены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, а реализация мер их социальной поддержки, в силу ст. 28 этого же Закона, осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца.
В силу п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В Федеральной службе "данные изъяты" данный порядок утвержден приказом "данные изъяты" от 5 июля 2017 г. N 196, п. 6 которого предусмотрено, что граждане, проходившие военную службу во "данные изъяты", направляют в комиссию оперативно-территориального объединения по рассмотрению заявлений для оформления и выдачи удостоверения заявление, в котором приводят сведения и прилагают согласно п. 7 Порядка соответствующие документы, к которым для лиц, выполнявших задачи в условиях "данные изъяты", отнесенных к "данные изъяты", являются выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, подразделений, штабов, органов, оперативных и иных групп, записи в военных билетах, трудовых книжках и (или) сведениях о трудовой деятельности, летных книжках, архивные справки (справки), подтверждающие даты или периоды выполнения заявителем указанных задач, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
Согласно абз. второму п. 2 и п. 5 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставлении им дополнительных гарантий и компенсаций" перечни воинских частей, соединений и подразделений, привлекаемых для выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при "данные изъяты", должны быть определены Министерством обороны Российской Федерации, другими министерствами и ведомствами, в которых законом предусмотрена военная служба, а конкретные периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах должны оформляться приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
При таких обстоятельствах, вывод судебных инстанций о законности оспариваемого Раевым решения Комиссии соответствует материалам дела, поскольку доказательств привлечения административного истца в период с ДД.ММ.ГГГГ к участию в выполнении задач по обеспечению "данные изъяты" по настоящему делу не имеется.
Доводы автора жалобы об обратном, по своей сути, сводятся к переоценке исследованных судами доказательств по мотиву несогласия с выводами судебных инстанций при тех фактических обстоятельствах, которые установлены по делу.
Таким образом, оснований для отмены или изменения в кассационном порядке судебных актов, в том числе и для их безусловной отмены, предусмотренных ч. 3 ст. 328 КАС Российской Федерации, из материалов дела не усматривается, поэтому кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 177, 327, 329 и 330 КАС Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 1 декабря 2021 г. и апелляционное определение Южного окружного военного суда от 22 апреля 2022 г. по административному исковому заявлению Раева Д.В. оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке главы 35 КАС Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы в установленный ч. 2 ст. 318 названного Кодекса срок непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Настоящее определение изготовлено в полном объеме 24 ноября 2022 г.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Ю.А. Дубов
В.В. Сивов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.