Кассационный военный суд в составе:
председательствующего - Богдашова Д.А, судей: Шпакова С.П. и Яковлева И.А, при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N 2а-42/2022 по кассационной жалобе административного истца на решение Тверского гарнизонного военного суда от 16 мая 2022 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 11 августа 2022 г. по административному исковому заявлению "звание" Одерова Алексея Александровича об оспаривании действий начальника Государственного комплекса "данные изъяты" (далее - комплекс), связанных с отказом в регистрации по адресу служебного жилого помещения.
Заслушав доклад председательствующего, изложившего обстоятельства административного дела, содержание принятых по делу судебных актов и доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд
установил:
вышеприведённым решением гарнизонного военного суда, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, Одерову отказано в удовлетворении административного иска об оспаривании решения начальника комплекса от 1 апреля 2022 г, которым ему с членами семьи отказано в регистрации по месту жительства по адресу служебного жилого помещения.
В поданной 29 сентября 2022 г. кассационной жалобе, административный истец, излагая обстоятельства дела и содержание апелляционной жалобы, выражает несогласие с состоявшимися судебными актами и просит их отменить, полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, а выводы судебных инстанций не соответствуют обстоятельствам дела.
Ссылаясь на действующую редакцию Федерального закона "О статусе военнослужащих" делает вывод о том, что для постановки на регистрационный учёт прибытие военнослужащего к новому месту службы не требуется, а положения названного закона не запрещают военнослужащему регистрироваться в служебном жилье по месту жительства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем их неявка не препятствует её рассмотрению (ч. 2 ст. 326 КАС Российской Федерации).
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный военный суд исходит из следующего.
В силу ч. 2 и 3 ст. 329 КАС Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривающими дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления.
Судебными инстанциями установлено и подтверждается материалами дела, что Одеров проходит военную службу в комплексе, дислоцированном в "данные изъяты", будучи обеспеченным с членами семьи двухкомнатной служебной квартирой в закрытом военном городке "данные изъяты".
С мая 2018 г. административный истец был зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности матери супруги, расположенном по адресу: "адрес", а его супруга и сын состоят на регистрационном учёте по адресу: "адрес"
На основании вступившего в законную силу решения Конаковского городского суда Тверской области от 13 декабря 2021 г, признавшего Одерова не приобретшим право пользования квартирой матери супруги, истец в марте 2022 г. снялся с регистрационного учёта по адресу этого жилого помещения.
31 марта 2020 г. он обратился к начальнику комплекса с заявлением о регистрации с членами семьи по месту жительства в предоставленном служебном жилом помещении, в чём оспоренным решением административного ответчика ему было отказано.
Признавая правомерными действия начальника комплекса и отказывая в удовлетворении административного иска, суды первой и апелляционной инстанции, вопреки утверждению автора жалобы, верно установили фактические обстоятельства по делу и правильно истолковали применённые нормы материального права.
Согласно п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со ст. 93, 99 ЖК Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений.
На основании ч. 3 и 8 ст. 100 ЖК Российской Федерации, в договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением. Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждаются Правительством Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений").
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК Российской Федерации договор считается заключённым, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых между сторонами должно быть достигнуто соглашение.
Материалами дела подтверждается, что 22 февраля 2022 г. между Одеровым и комплексом, в лице его начальника, заключён договор найма служебного жилого помещения N.., согласно условиям которого, служебная квартира предоставлена истцу для временного проживания в связи с прохождением военной службы в комплексе, без права регистрации в ней по месту жительства.
Указанное обстоятельство не противоречит вышеприведённым нормам ЖК Российской Федерации, типовому договору найма специализированных жилых помещений, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42, и Порядку обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда военнослужащих и работников органов "данные изъяты", утверждённому приказом "данные изъяты" России от 25 апреля 2014 г. N *.
Необходимо также учитывать и то, что в силу ст. 93 и 104 ЖК Российской Федерации и п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" служебные жилые помещения, имея целевое предназначение в связи с характером прохождения военной службы, предоставляются для временного проживания, что подтверждается п. 5 договора найма служебного жилого помещения, из которого следует, что он заключён на период прохождения истцом военной службы в комплексе.
Подписав договор найма служебного жилого помещения, он согласился с его условиями, в соответствии с которыми проживание административного истца с семьёй в служебном жилье является временным и не предусматривает регистрацию по месту жительства по адресу предоставленной служебной квартиры.
С учётом изложенного, у судебных инстанций не имелось безусловных оснований для судебной защиты прав Одерова и удовлетворения его административного иска.
Принимая во внимание, что при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное, приведённые в рассматриваемой жалобе доводы, суд кассационной инстанции отвергает (ч. 5 ст. 15 КАС Российской Федерации).
Таким образом, оснований для отмены или изменения принятых по административному делу судебных постановлений, в том числе для их безусловной отмены, предусмотренных ч. 3 ст. 328 КАС Российской Федерации, из материалов дела не усматривается, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 327, 329, 330 КАС Российской Федерации, кассационный военный суд
определил:
решение Тверского гарнизонного военного суда от 16 мая 2022 г. и апелляционное определение 2-го Западного окружного военного суда от 11 августа 2022 г. по административному исковому заявлению Одерова Алексея Александровича оставить без изменения, а его кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные гл. 35 КАС Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 ноября 2022 г.
Председательствующий Д.А. Богдашов
Судьи С.П. Шпаков
И.А. Яковлев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.