Дело N 2а-2144/2022
г. Краснодар 24.05.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Шелудько В.В, Борс Х.З.
рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 25.03.2022 кассационную жалобу Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 18.12.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 17.05.2021 по административному делу по административному иску ФИО10 к начальнику Службы государственного строительного надзора Республики Крым Буравлеву Д.Б, Службе государственного строительного надзора Республики Крым, временно исполняющему обязанности начальника Службы государственного строительного надзора Республики Крым Захарову А.В, Министерству жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Министру жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым Скорикову М.Г, заинтересованные лица - ФИО13, ФИО11, ФИО12, ЖСК "Южный Берег", ФИО9 о признании незаконной декларации от 05.12.2014 о готовности объекта к эксплуатации.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, представителя ФИО13- адвоката ФИО8 поддержавшую кассационную жалобу, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛ:
ФИО10 обратился в суд с административным иском, в котором с учетом изменения требований, просил признать незаконным декларацию о готовности объекта к эксплуатации от 05.12.2014 N РК N, поданной заказчиком ФИО13 в отношении дома, расположенного по адресу: "адрес". Обязать Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым (Министерство) в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения прав и законных интересов административного истца путем отмены декларации от 05.12.2014.
В обоснование требований ФИО10 указал на то, что он является собственником "адрес" в "адрес".
05.12.2014 ФИО13 в Архитектурно-строительной инспекции труда зарегистрирована декларация о готовности объекта к эксплуатации в отношении строительства жилого "адрес", по адресу: "адрес".
Административный истец полагает, что в период с 30.10.2015 по 19.08.2016 в результате неправомерных действий должностных лиц Службы государственного строительного надзора Республики Крым и ФИО22 заменены листы 4 и 5 вышеназванной декларации.
В результате раздела "адрес" кадастровым номером N на "адрес" кадастровым номером N и на "адрес" с кадастровым номером N, площадь помещений общей долевой собственности в многоквартирном доме уменьшилась на 40, 7 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 на имя начальника Службы государственного строительного надзора Республики ФИО14 (Служба) подано заявление о подделке вышеуказанной декларации в части количества квартир и их площадей и ее отмене.
ДД.ММ.ГГГГ в ответе начальника Службы ФИО7 административному истцу сообщено об отсутствии законных оснований для отмены декларации о готовности объекта к эксплуатации от 05.12.2014 N РК N
Кроме того, в ответе указано на то, что заявление ФИО10 было перенаправлено в адрес Министерства внутренних дел по Республике Крым для принятия мер реагирования, а также в адрес Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым. В этой связи Служба государственного строительного надзора Республики Крым не имеет законных оснований для принятия решения об отмене регистрации указанной декларации. В случае поступления в адрес административного ответчика материалов из правоохранительных органов Службой будет принято решение в рамках полномочий и в соответствии с действующим законодательством.
Административный истец полагает, что оспариваемая декларация нарушает его права как собственника общего имущества многоквартирного жилого дома.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 18.12.2020 административный иск удовлетворен частично.
Суд обязал Министерство отменить регистрацию названной декларации о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированную 05.12.2021 N N, поданную ФИО13 в отношении "адрес". В остальной части административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 17.05.2021 решение районного суда отменено. По делу принято новое решение, которым административный иск удовлетворен частично.
Судебная коллегия признала незаконной и отменила регистрацию декларации о готовности объекта к эксплуатации от 05.12.2014 N РК N, поданную ФИО23 в отношении дома, расположенного по адресу: "адрес".
В остальной части административного иска отказано.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 11.11.2021 апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 17.05.2021 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит об отмене судебных актов, как незаконных, постановленных с нарушением норм материального права, принятии нового решения об удовлетворении административного иска.
Заявитель жалобы обращает внимание на то, что уточнение административного иска подано с пропуском установленного законом срока.
Кроме того, в соответствии с пунктом 29 Порядка принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 N 2039-6/14 декларация о готовности объекта к эксплуатации может быть отменена только в случае установления факта внесения недостоверных данных на дату ее регистрации.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания суда кассационной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационный суд не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) оснований для отмены судебных актов.
Согласно части 1 статьи 20 Закона Республики Крым от 16.01.2015 N 67-ЗРК/2015 "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым" (Закон N 67-ЗРК/2015) государственный строительный надзор на территории Республики Крым осуществляется исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление регионального государственного строительного надзора, кроме объектов, поднадзорных федеральным органам исполнительной власти в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона N 67-ЗРК/2015 разрешительные и регистрационные функции в сфере градостроительной деятельности на территории Республики Крым осуществляются исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора.
Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 N 2039-6/14 утвержден Порядок принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов (утратил силу 15.01.2020).
Согласно пункту 2 Порядка (в редакции от 24.12.2014) принятие в эксплуатацию объектов, относящихся к I - III категориям сложности, и объектов, строительство которых осуществлено на основании строительного паспорта, проводится путем регистрации Службой поданной заказчиком декларации о готовности объекта к эксплуатации.
Пунктами 16, 17 Порядка было установлено, что заказчик отвечает за полноту и достоверность данных, указанных в поданной им декларации, в соответствии с законом.
В случае если декларация подана или заполнена с нарушением настоящего Порядка, в срок, предусмотренный для регистрации, Служба возвращает такую декларацию заказчику на доработку для приведения ее в соответствие с требованиями настоящего Порядка.
После устранения недостатков, послуживших основанием для возврата декларации на доработку, заказчик вправе повторно направить декларацию в соответствии с настоящим Порядком.
Декларация о готовности объекта к эксплуатации с целью ее регистрации Службой должна была предоставляться заказчиком, который отвечает за полноту и достоверность указанных в ней сведений.
Согласно пункту 24 Порядка в случае выявления недостоверных данных, указанных заказчиком в зарегистрированной декларации, служба вправе отменить регистрацию такой декларации.
Служба отменяет регистрацию декларации, в которой выявлены указанные заказчиком недостоверные данные, путем издания соответствующего приказа и исключает запись о регистрации из Единого реестра в течение пяти рабочих дней со дня выявления факта предоставления недостоверных данных, указанных в декларации.
Об отмене регистрации декларации заказчик письменно уведомляется в течение трех рабочих дней со дня отмены.
Абзацем 16 пункта 5.3 положения о службе государственного строительного надзора Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 169 предусмотрено, что начальник службы издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности службы - приказы ненормативного характера.
Согласно пункту 4.38 Положения Служба государственного строительного надзора Республики Крым наделена полномочиями, аннулировать (отменять) ранее выданные (зарегистрированные) архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым, документы разрешительного характера.
Указом главы Республики Крым от 06.08.2020 N 256-У образовано министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым (пункт 1). Служба государственного строительного надзора Республики Крым упразднена (ликвидирована) с 10.09.2020.
Приказом министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым от 25.09.2020 N 31-"П" утвержден административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на территории Республики Крым.
Материалами дела подтверждаются вышеизложенные обстоятельства дела.
Судами установлено, что в материалах дела имеются две ксерокопии декларации о готовности объекта к эксплуатации от 05.12.2014 N РК N в отношении дома, расположенного по адресу: "адрес", содержащие разные сведения о количестве квартир в жилом доме и их площади, характеристики иных нежилых объектов.
Разрешая дело, суды руководствовались частью 1 статьи 20, частью 1 статьи 21 Закона Республики Крым от 16.01.2015 N 67-ЗРК/2015 "О регулировании градостроительной деятельности в Республике Крым", Порядком принятия в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 11.04.2014 N 2039-6/14, абзацем 16 пункта 5.3 Положения о службе государственного строительного надзора Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N 169, Указом главы Республики Крым от 06.08.2020 N 256-У, Приказом министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым от 25.09.2020 N 31-"П", которым утвержден административный регламент предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на территории Республики Крым.
Проверяя доводы административного ответчика о пропуске срока для подачи уточненного административного искового заявления, суды обеих инстанции пришли к выводу о том, что таковой пропущен ФИО10 по уважительной причине.
Удовлетворяя требования административного иска, городской суд исходил из того, что наличие одной декларации в разной редакции нарушает права административного истца, как собственника "адрес" указанном доме.
Отменяя решение городского суда, и частично удовлетворяя требования административного иска, судебная коллегия исходила из того, что в материалах дела имеется две ксерокопии декларации о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированные 05.12.2014 архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым под номером РК N содержащие разные сведения о количестве квартир в жилом доме и их площади, характеристики иных нежилых объектов.
Судом апелляционной инстанции истребовались оригинал декларации о готовности объекта к эксплуатации и проектная документация, а также другие документы, изданные в период деятельности архитектурно-строительной инспекции Республики Крым, оригинал декларации о начале выполнения строительных работ, зарегистрированной инспекцией 13.09.2013 под номером КР N и техническая документация в отношении указанного объекта. Однако данные документы суду представлены не были.
Из ответа Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым от 29.04.2021 следует, что в Министерстве имеется скан-копия декларации о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированной 05.12.2014, поданной заказчиком ФИО13 со штампом о ее регистрации архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым. Оригинала указанной декларации и иных разрешительных документов по указанному объекту в Министерстве не имеется.
Отсутствие подлинника декларации о готовности объекта к эксплуатации при наличии двух ее копий, содержащих разные сведения о количестве квартир в жилом доме и их площади, о характеристиках иных нежилых объектов, делает невозможным установление достоверных сведений о вводимом в эксплуатацию объекте.
Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым не наделено полномочиями по отмене декларации о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированном архитектурно-строительной инспекцией Республики Крым.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что надлежащим способом защиты нарушенного права административного истца будет являться отмена как незаконной регистрации декларации о готовности объекта к эксплуатации, зарегистрированной 05.12.2014 N РК N, поданной заказчиком ФИО13 в отношении "адрес".
С выводами суда апелляционной инстанции надлежит согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, постановлены при правильном применении норм материального права, регулирующего возникшие правоотношения, и с соблюдением процессуального закона.
Кассационная жалоба Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 18.12.2020 подлежит оставлению без рассмотрения по существу по следующим основаниям.
Главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) регламентированы вопросы пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 319 КАС РФ кассационные жалоба, представление подаются на вступившие в законную силу судебные приказы, определения мировых судей; на вступившие в законную силу решения, апелляционные и иные определения районных судов; на вступившие в законную силу решения и определения по административным делам, указанным в пунктах 1 - 6, 12 - 15 части 1, части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, апелляционные и иные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные и иные определения апелляционных судов общей юрисдикции, за исключением определений по административным делам, указанным в пунктах 7 - 11 части 1 статьи 20 настоящего Кодекса - в кассационный суд общей юрисдикции.
Поскольку решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 18.12.2020 отменено апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 17.05.2021, судебный акт первой инстанции не может являться предметом кассационного рассмотрения, в связи с чем кассационная жалоба на решение суда первой инстанции подлежит оставлению без рассмотрения по существу.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, определил:
кассационную жалобу Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 17.05.2021 оставить без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 03.06.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.