Дело N 2а-4583/2021
г. Краснодар 26.05.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В.
судей: Шелудько В.В, Русакова А.Е, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 22.03.2022 кассационную жалобу ФИО7 на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 23.08.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 03.03.2022 по административному делу по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Краснодару к ФИО7 о взыскании недоимки по налогам, пени.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, представителя ФИО7 по доверенности ФИО5, поддержавшего кассационную жалобу, представителя Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Краснодару по доверенности Глухову И.И, просившую об оставлении судебных актов без изменения, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по г. Краснодару (налоговый орган, инспекция) обратилась в суд с административным иском, в котором с учетом уточнения требований просила взыскать с ФИО7 недоимку по земельному налогу за 2017 в размере 425 836, 08 руб, пеню, начисленную на указанную задолженность за указанный период в сумме 7764, 43 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 23.08.2021, оставленным без изменения апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 03.03.2022, требования инспекции удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе ФИО7 просит об отмене решений судов обеих инстанций как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права.
Считает, что суды незаконно не применили к рассматриваемому делу положения части 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку у административного истца имеется трое несовершеннолетних детей.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, кассационный суд приходит к следующему. Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (пункт 1 части 1 статьи 23 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год (часть 1 статьи 360, часть 1 статьи 393 НК РФ).
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 363, абзацу 3 части 1 статьи 397 НК РФ срок уплаты земельного налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, установлен не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, предусмотренной частью 1 статьи 45 НК РФ, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69, 70 НК РФ. Действующим законодательством предусмотрена возможность взыскания с физических лиц - налогоплательщиков налоговой задолженности в судебном порядке, что следует из положений части 1 статьи 48 НК РФ.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абзац 3 части 1 статьи 48 НК РФ).
По общему правилу, установленному абзацем 1 части 2 статьи 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3 части 2 статьи 48 НК РФ).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Согласно статье 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со статьей 391 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика земельного налога, являющегося физическим лицом, определяется налоговым органом в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января г, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 10 части 5 статьи 391 НК РФ налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, имеющих трех и более несовершеннолетних детей.
Из материалов дела следует, что за административным ответчиком в отчетном налоговом периоде зарегистрированы: земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", вид разрешенного использования - "для размещения объектов дорожного сервиса", период владения с 11.03.2008 по 25.01.2019; земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", период владения с 03.04.2008 по 26.02.2018.
Инспекцией по состоянию на 15.07.2018 сформировано налоговое уведомление N 33304035 с расчетом земельного налога за налоговые периоды 2015, 2017; по состоянию на 13.02.2019 - требование с указанием на необходимость уплаты недоимки в срок до 02.04.2019, которые направлены в адрес налогоплательщика и оставлены им без исполнения.
Определением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 232 ЗВО г. Краснодара - мирового судьи судебного участка N 30 ЗВО г. Краснодара от 05.06.2020 отменен судебный приказ мирового судьи судебного участка N 232 ЗВО г. Краснодара от 25.11.2019 N 2А-2538/19-232 о взыскании с ФИО7 задолженности по налогу и пене на общую сумму 640 421, 93 руб. в связи с поступившими от административного ответчика возражениями.
Сведений об уплате административным ответчиком земельного налога за налоговый период 2017 материалы дела не содержат.
С административным исковым заявлением налоговая инспекция обратилась в суд 20.11.2020 - в установленный законом срок.
Суды установили, что на основании решения Краснодарского краевого суда от 11.04.2018 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым N по состоянию на 01.01.2016, 01.01.2017, 01.01.2018, 01.01.2019 годы, в связи с чем налоговым органом были скорректированы налоговые обязательства по налогу за налоговые периоды, исходя из кадастровой стоимости, установленной вышеуказанным решением суда.
Проанализировав фактические обстоятельства применительно к вышеприведенному правовому регулированию, суды пришли к выводу об обоснованности административного иска.
С выводами судов надлежит согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, постановлены на основании правильного применения норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и с соблюдением процессуального закона.
Федеральным законом от 15.04.2019 N 63-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" в часть 5 статьи 391 НК РФ введен пункт 10, предусматривающую вышеупомянутую льготу.
Из содержания части 6 статьи 3 Федерального закона от 15.04.2019 N 63-ФЗ следует, что действие положений пункта 10 части 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с налогового периода 2018 года.
Вопреки доводам заявителя жалобы, поскольку налоговый орган отыскивает недоимку по земельному налогу за 2017, положения пункта 10 части 5 статьи 391 Закона N 63-ФЗ на возникшие правоотношения не распространяются.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметно рассмотрены судами, им дана правовая оценка, не соглашаться с которой у суда кассационной инстанции оснований не имеется.
Кассационная жалоба не содержат ссылок на обстоятельства, влекущие отмену судебных актов в порядке кассационного производства, в связи с чем решения судов подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, определил:
решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 23.08.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 03.03.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО7 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение заготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.