Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Мальмановой Э.К, Богатых О.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Карпоевой М.С. по доверенности Дроздова Ю.В, поступившую в суд первой инстанции 24 августа 2022 года, на апелляционное определение судебного коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 28 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Карпоевой М.С. к администрации муниципального образования "Яблоновское горское поселение" о признании незаконным решения об отказе в выдаче градостроительного плана.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснения представителя административного истца Дроздова Ю.В, представителя администрации муниципального образования "Яблоновское горское поселение" Берзегова Р.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Карпоева М.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования "Яблоновское городское поселение" Тахтамукайского района Республики Адыгея о признании незаконным решения об отказе в выдаче градостроительного плана.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что ей на праве общей долевой собственности в размере 1/2 доли принадлежит земельный участок площадью 1200 кв.м с кадастровым номером N, из категории земель "Земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", расположенного по адресу: "адрес". Карпоева М.С. обращалась к административному ответчику с заявлением о выдаче градостроительного плана указанного земельного участка, однако получила письмо от 24 декабря 2020 года об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка в виду отсутствия проекта планировки территории, который в установленном законом порядке не утвержден.
Решением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 10 марта 2022 года административные исковые требования Карпоевой М.С. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 28 июня 2022 года решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 10 марта 2022 года отменено. По делу вынесено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Карпоевой М.С. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Карпоевой М.С. по доверенности Дроздов Ю.В. просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель Карпоевой М.С. по доверенности Дроздов Ю.В. поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель администрации муниципального образования "Яблоновское горское поселение" Берзегов Р.А. доводам кассационной жалобы возражал, просил в удовлетворении кассационной жалобы отказать, апелляционное определение оставить в силе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
Как следует из материалов административного дела, административному истцу Карпоевой М.С. на праве общей долевой собственности в размере 1/2 доли принадлежит земельный участок с кадастровым номером N, из категории земель "Земли населенных пунктов" с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства".
02 декабря 2020 года Карпоева М.С. обратилась в администрацию муниципального образования "Яблоновское городское поселение" Тахтамукайского района Республики Адыгея с заявлением о выдаче ей градостроительного плана указанного земельного участка.
Письмом от 24 декабря 2020 года N6027 орган местного самоуправления, ссылаясь на положения части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 31.1 административного регламента муниципального образования "Яблоновское городское поселение" Тахтамукайского района Республики Адыгея, а также указывая на отсутствие документов по планировке территории, на которой расположен данный земельный участок, отказал административному истцу в удовлетворении заявления.
Отменяя решение суда первой инстанции и вынося новое решение об отказе в удовлетворение исковых требований, суд апелляционной инстанции указал, что действия административного ответчика являются правомерными, так как имелись основания, предусмотренные частью 4 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) для отказа в удовлетворении заявления.
Однако судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 57.3 ГрК РФ в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории. При этом в отношении земельного участка, расположенного в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории, выдача градостроительного плана земельного участка допускается только при наличии документации по планировке территории, утвержденной в соответствии с договором о комплексном развитии территории (за исключением случаев самостоятельной реализации Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием решения о комплексном развитии территории или реализации такого решения юридическим лицом, определенным в соответствии с настоящим Кодексом Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства (часть 1 статьи 41 ГрК РФ).
К элементам планировочной структуры относятся часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы) (пункт 35 статьи 1 ГрК РФ). Конкретные виды элементов планировочной структуры установлены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 года N738/пр, к которым помимо указанных выше элементов также относятся территория общего пользования, в том числе улично-дорожная сеть.
К случаям, когда в целях размещения объекта капитального строительства подготовка документации по планировке территории является обязательной часть 3 статьи 41 ГрК РФ относит необходимость установления, изменения или отмены красных линий.
Однако материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о том, что у административного ответчика имеются основания для установления, изменения или отмены красных линий по адресу: "адрес"
В соответствии с пунктом 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ). Указанный принцип выражается в том числе в принятии предусмотренных Кодексом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 Кодекса).
Указанные требования судом апелляционной инстанции выполнены не были.
Для правильного разрешения дела суду апелляционной инстанции необходимо было установить имеются ли основания для установления, изменения или отмены красных линий по адресу: "адрес"
Из разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
При таких данных судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного решения, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отмене обжалуемого судебного акта с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебного коллегии по административным делам Верховного суда Республики Адыгея от 28 июня 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 10 ноября 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Э.К. МальмановаО.П. Богатых
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.