Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Мальмановой Э.К, Шелудько В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Анискина С.Н, поступившую в суд первой инстанции 02 сентября 2022 года, на решение Азовского городского суда Ростовской области от 10 декабря 2021 года и апелляционное определение судебного коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 06 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Анискина С.Н. к начальнику межмуниципального отдела МВД Российской Федерации "Азовский", ГУ МВД России по Ростовской области о признании незаконными действий (бездействия) должностного лица.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Анискин С.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением к начальнику межмуниципального отдела МВД Российской Федерации "Азовский", ГУ МВД России по Ростовской области о признании незаконными действий (бездействия) должностного лица.
Решением Азовского городского суда Ростовской области от 10 декабря 2021 года в удовлетворении административных исковых требований Анискина С.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 06 апреля 2022 года оставлено без изменения решение Азовского городского суда Ростовской области от 10 декабря 2021 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Анискин С.Н. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
От начальника Межмуниципального отдела МВД России "Азовский" Вагапова И.С. поступили возражения, в которых выражено несогласие с доводами кассационной жалобы, заявитель просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Так же в возражениях содержится просьба о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя Межмуниципального отдела МВД России "Азовский".
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела, Анискин С.Н. обратился к начальнику МО МВД России "Азовский" с жалобой от 11 августа 2021 года, в которой указал, что в 2012 году земельный участок по адресу: "адрес", был разделен на три участка с тремя адресам: "адрес", на последнем из которых был построен "Дом отдыха". Анискиным С.Н. так же было указано, что по факту нарушения тишины отдыхающими в "Дом отдыха" 30 июля 2021 года и 31 июля 2021 года он неоднократно обращался в полицию, однако каких-либо мер принято не было. Так же Анискин С.Н. обратился в МО МВД России "Азовский" 01 августа 2021 года с жалобой на нарушение тишины со стороны отдыха.щих.
Для решения дальнейшего вопроса соблюдения тишины и покоя граждан поселка, земельные участки которых расположены в непосредственной близости от "Дом отдыха", Анискин С.Н. в жалобе от 11 августа 2021 года просил начальника МО МВД России "Азовский" рассмотреть следующие вопросы: законности возведения на земельном участке с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, "Дом отдыха" с возбуждением уголовного дела по факту внесения ложных сведений в официальные документы и превышения или злоупотребления должностными полномочиями; законности передачи "Дом отдыха" ранее находящегося в собственности ООО "СК МКБ" и предназначенного для отдыха сотрудников предприятия, в собственность физического лица; основания изменения главой администрации Задонского сельского поселения вида разрешенного использования земельного участка; законности возведения забора на границе земельного участка Анискина С.Н.; законности возведения пирса в русле реки; факта возможного возгорания в результате фейерверка; провести проверку обстоятельств изменения кадастрового номера земельного участка Анискина С.Н.
Также в данной жалобе Анискин С.Н, приводя данные о вызове им сотрудников полиции 30 июля 2021 года и 01 августа 2021 года, просил направить в его адрес протоколы по делам об административных правонарушениях по факту нарушения тишины.
К указанной жалобе от 11 августа 2021 года была приобщена коллективная жалоба о нарушении закона о тишине, подписанная Анискиным С.Н. и еще 5 гражданами.
Согласно ответу МО МВД России "Азовский" от 28 августа 2021 года N 21/19912 Анискину С.Н. сообщено, что материал проверки, зарегистрированный в книге учета сообщений о происшествиях и преступлениях (КУСП) за N 15083 от 25 августа 2021 года, по факту нарушения тишины со стороны соседей для проведения проверки и принятия решения направлен в администрацию Задонского сельского поселения.
Согласно реестру данное письмо направлено Анискину С.Н. 31 августа 2021 года.
Ответом администрации Азовского района Ростовской области от 21 октября 2021 года N 162/9661 Анискину С.Н. сообщено, что по поступившему в администрацию Задонского сельского поселения материалу проверки МО МВД России "Азовский" за N 15083 от 25 августа 2021 года инспекторами администрации 24 сентября 2021 года был совершен выезд по адресу: "адрес" по результатам которого фактов нарушения тишины и покоя граждан не выявлено, а установить лиц, нарушавших тишину и покой, не представилось возможным ввиду отсутствия по месту совершения правонарушения. В указанной связи протокол об административном правонарушении по статье 2.3 Областного закона "Об административных правонарушениях" N 273-ЗС от 25 октября 2002 года по факту нарушения тишины и покоя граждан, имевшего место 30 июля 2021 года и 01 августа 2021 года по адресу: "адрес", инспекторами Задонского сельского поселения не составлялся.
По вопросу разъяснения правоприменительной деятельности сотрудников полиции по составлению протоколов об административных правонарушениях по статье 2.3 Областного закона "Об административных правонарушениях" N 273-ЗС от 25 октября 2002 года Анискину С.Н. сообщено, что 26 декабря 2020 года межведомственной комиссией по профилактике правонарушений Ростовской области (п. 1.1.4 протокола заседания областной межведомственной комиссии по профилактике правонарушений от 26 декабря 2020 года N 10) было принято решение: в срок до 30 декабря 2020 года Правительству Ростовской области завершить проект соглашения между ГУ МВД России по Ростовской области и Правительством Ростовской области о передаче МВД России части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных соответствующими законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также установлено, что согласно ответу МО МВД России "Азовский" от 25 октября 2021 года N 21/24941 Анискину С.Н. сообщено, что материал проверки, зарегистрированный в книге учета сообщений о происшествиях и преступлениях (КУСП) за N 19096 от 22 октября 2021 года, по факту возможных неправомерных действий со стороны соседей для проведения проверки и принятия решения направлен в администрацию Задонского сельского поселения.
Согласно реестру данное письмо направлено Анискину С.Н. 27 октября 2021 года и получено адресатом 05 ноября 2021 года, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором N.
Порядок приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях регулируется Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 29 августа 2014 года N 736 (далее - Инструкция).
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возлагается, в частности, обязанность принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.
Аналогичная обязанность полиции определена в пункте 8 Инструкции, в соответствии с которым заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях вне зависимости от места и времени совершения преступления, административного правонарушения либо возникновения происшествия, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России.
В соответствии с пунктом 27 Инструкции если разрешение заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях не отнесено к компетенции органов внутренних дел или отнесено к их компетенции, но преступления, административные правонарушения совершены или происшествия произошли на территории обслуживания иного территориального органа МВД России, с заявлением (сообщением) об административном правонарушении, о происшествии: по подведомственности в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов.
Как следует из материала дела, основанием для обращения Анискина С.Н. в суд с настоящим административным иском послужил отказ сотрудников полиции в составлении протоколов по делам об административных правонарушениях по факту нарушения тишины по собранным сотрудниками полиции материалам 30 июля 2021 года и 01 августа 2021 года, который административный истец считает незаконным.
Согласно части 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 1.3.1 КоАП Российской Федерации к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в частности, установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Административная ответственность за нарушение тишины и покоя граждан предусмотрена статьей 2.3 Областного закона от 25 октября 2002 года N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
Частью 1 статьи 23.3 и частью 1 статьи 28.3 КоАП Российской Федерации определена компетенция органов внутренних дел (полиции) по выявлению административных правонарушений и составлению протоколов об административных правонарушениях.
В то же время, в соответствии с частью 1 статьи 11.1 Областного закона от 25 октября 2002 года N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" протоколы об административных правонарушениях, рассмотрение дел о которых отнесено настоящим Областным законом к компетенции органов исполнительной власти Ростовской области, вправе составлять должностные лица указанных органов исполнительной власти Ростовской области. Перечень должностных лиц органов исполнительной власти Ростовской области, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утверждается Правительством Ростовской области.
Согласно пункту 6 части 2 статьи 11.1 Областного закона от 25 октября 2002 года N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица полиции в случае, если передача этих полномочий предусмотрена соглашением между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и Правительством Ростовской области о передаче осуществления части полномочий, - об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2.3, 2.5, 2.7, 2.10, 4.1 (в части нарушения требований общественной безопасности и общественного порядка при содержании сельскохозяйственных животных и птицы), 4.4, 5.1 (в части выбрасывания мусора на проезжую часть улиц; движения, остановки и стоянки автомобилей и иных транспортных средств на детских или спортивных площадках, газонах; загрязнения улиц при перевозке мусора, сыпучих и жидких материалов), 6.4, 8.1, 8.2 и 8.8 настоящего Областного закона. Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утверждается Правительством Ростовской области.
Такое соглашение между Правительством Ростовской области и органом внутренних дел отсутствует.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к верному выводу о том, что действия МО МВД России "Азовский" по направлению материала проверки, зарегистрированного в книге учета сообщений о происшествиях и преступлениях (КУСП) за N 15083 от 25 августа 2021 года, по факту нарушения тишины со стороны соседей для проведения проверки и принятия решения в администрацию Задонского сельского поселения являются законными, поскольку именно к полномочиям администрации Задонского сельского поселения отнесено составление протоколов об административных правонарушениях по ст. 2.3 Областного закона от 25 октября 2002 года N 273-ЗС "Об административных правонарушениях".
О решениях, принятым по обращениям, административный истец уведомлялся в установленном законом порядке.
Таким образом из материалов дела следует, что по обращению Анискина С.Н. МО МВД "Азовский" проведена проверка, материал проверки КУСП N 15083 от 25 августа 2021 года направлен Главе администрации Задонского сельского поселения Азовского района для принятия решения в соответствии с требованиями Областного закона от 25 октября 2002 года N273-ЗС "Об административных правонарушениях". В адрес Анискина С.Н. и Азовскую межрайонную прокуратуру направлено уведомление исх. N 21/19912 от 30 августа 2021 года.
22 октября 2021 года и 29 октября 2021 года в адрес МО МВД России "Азовский" поступили аналогичные обращения Анискина С.Н, по факту возможных неправомерных действий со стороны соседей.
Поступившие обращения Анискина С.Н. были зарегистрированы в КУСП от 22 октября 2021 года N 19096, от 29 октября 2021 года N 19568.
По обращению Анискина С.Н. МО МВД "Азовский" проведена проверка, материал проверки КУСП N19096 от 22 октября 2021 года и N19568 от 29 октября 2021 года направлено Главе администрации Задонского сельского поселения Азовского района для принятия решения в соответствии с требованиями Областного закона от 25 октября 2002 года N273-ЗС "Об административных правонарушениях". В адрес Анискина С.Н. и Азовскую межрайонную прокуратуру направлены уведомления исх. N 21/24941 от 26 октября 2021 года, N21/25858 от 8 ноября 2021 года.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
При рассмотрении административного дела судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Азовского городского суда Ростовской области от 10 декабря 2021 года и апелляционное определение судебного коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 06 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 11 ноября 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Э.К. Мальманова В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.