Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мальмановой Э.К, судей Иванова А.Е, Шелудько В.В.
рассмотрела кассационную жалобу представителя Иванова И.В. по доверенности Белика С.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 25 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Иванова И.В. к администрации г. Ялта Республики Крым, департаменту имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым об оспаривании действий.
Заслушав доклад судьи Мальмановой Э.К, судебная коллегия
установила:
Иванов И.В. обратился в суд с административным иском, в котором с учетом уточнений просил признать незаконными действия администрации г. Ялта Республики Крым (далее - администрация) и департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Ялта Республики Крым (далее - департамент) по обращению с заявлением от 23 апреля 2021 года о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости - земельного участка N общей площадью 423 кв. м с кадастровым номером "данные изъяты" для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), расположенного по адресу: "адрес" (далее - спорный земельный участок). Также просил возложить на администрацию и департамент обязанность устранить допущенные нарушения прав Иванова И.В. путем постановки на государственный кадастровый учет спорного земельного участка.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 16 декабря 2021 года требования административного иска удовлетворены частично. Судом признаны незаконными действия администрации г. Ялта Республики Крым, выразившиеся в направлении 19 апреля 2021 года в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым заявления о снятии с государственного кадастрового учета спорного земельного участка. На администрацию г. Ялты Республики Крым возложена обязанность повторно подать в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета спорного земельного участка. В остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 25 мая 2022 года решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 16 декабря 2021 года отменено в части удовлетворенных требований. В данной части по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении требований административного иска. В остальной части решение Ялтинского городского суда Республики Крым оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 1 сентября 2022 года, представитель Иванова И.В. - Белик С.А. ставит вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного, принятого с нарушением норм материального права. По мнению заявителя, выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Стороны в заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании пункта 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав доклад, изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему выводу.
Согласно части 2 статьи 329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 КАС РФ являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для удовлетворения судом административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти или должностного лица, суд должен установить совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) закону и нарушение такими решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Как видно из материалов дела, решением Форосского поселкового совета автономной Республики Крым от 7 марта 2014 года N Иванову И.В. разрешена разработка проекта землеустройства в части отвода спорного земельного участка N по передаче его бесплатно в собственность для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) (л. д. 23).
5 февраля 2015 года спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет под номером "данные изъяты", категория земель и вид разрешенного использования не установлены. Характер сведений государственного кадастра недвижимости: статус записи о земельном участке - временный до 6 февраля 2020 года (л. д. 28).
16 марта 2021 года постановлением администрации N административному истцу отказано в установлении категории и вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка в связи с нахождением земельного участка согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования в зоне спорной градостроительной ситуации: ТЗ-23-21.
16 марта 2021 года постановлением администрации N административному истцу отказано в предоставлении в собственность спорного земельного участка в порядке завершения оформления прав.
19 апреля 2021 года администрация обратилась в Государственный комитет по государственный регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета спорного земельного участка.
На основании данного заявления вышеуказанный объект недвижимости 23 апреля 2021 года снят с государственного кадастрового учета: запись о нем аннулирована с присвоением статуса "архивный".
В дальнейшем решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 4 октября 2021 года по административному делу N удовлетворен административный иск Иванова И.В.: признаны незаконными и отменены постановления администрации от 16 марта 2021 года N и на администрацию возложена обязанность повторно рассмотреть заявления Иванова И.В. об установлении категории и вида разрешенного использования, о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав спорного земельного участка (л. д. 67 - 70).
Удовлетворяя требования административного иска в части, суд первой инстанции исходил из того, что действия администрации, выразившиеся в направлении 19 апреля 2021 года в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым заявления о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", являются незаконными.
С данными выводами не согласился суд апелляционной инстанции, указав на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами суда апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действующей до 1 января 2017 года) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением сведений о земельных участках, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в порядке, установленном частью 15 статьи 42.10 данного Федерального закона), а также случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости.
Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 данной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. В течение одного года со дня исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости заявителю или его представителю лично под расписку на основании заявления указанных лиц орган кадастрового учета выдает документы, представленные в соответствии со статьей 22 этого Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости (за исключением документов, представленных в форме электронных документов). Если по истечении срока, установленного названной частью, заявитель или его представитель не явился в орган кадастрового учета и ему не были выданы лично под расписку документы, представленные в соответствии со статьей 22 поименованного Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости, данные документы подлежат уничтожению.
Согласно части 5 указанной статьи в течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости.
В силу части 7 статьи 72 Закона N 218-ФЗ временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости. Образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, сведения о котором носят временный характер, не допускается. В течение срока действия временного характера внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Учитывая приведенные нормы закона, суд апелляционной инстанции правильно пришел к выводу о том, что поскольку земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты" в собственность не передавался, имел статус "временные", с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета правомерно обратилась администрация г. Ялта Республики Крым как собственник земельного участка. Следовательно, отсутствуют основания для признания незаконными действий администрации по обращению с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка.
Судом апелляционной инстанции правомерно отмечено, что на момент осуществления оспариваемых действий административному истцу было отказано в предоставлении спорного земельного участка в собственность.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правильно пришел к выводу о том, что оспариваемые действия органа местного самоуправления совершены в пределах предоставленных законом полномочий, при наличии соответствующего обоснования, законодательству не противоречат, права административного истца на момент их осуществления не нарушали.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с данными выводами суда апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы аналогичны позиции Иванова И.В. в суде апелляционной инстанции, а именно о создании оспариваемыми действиями препятствий в исполнении решения суда от 4 октября 2021 года по административному делу N, обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции по мотивам, изложенным в апелляционном определении.
Иные доводы жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, выражают несогласие с выводами суда апелляционной инстанции по фактическим обстоятельствам данного спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы, содержащиеся в апелляционном определении, соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными, вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из норм процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судом не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь положениями статей 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 25 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Иванова И.В. по доверенности Белика С.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статей 318 - 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Текст мотивированного кассационного определения изготовлен 23 ноября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.