Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Мальмановой Э.К, Шелудько В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ждановой Е.В, поступившую в суд первой инстанции 05 сентября 2022 года, на решение Икрянинского районного суда Астраханской области от 02 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханской области от 02 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Ждановой Е.В. к администрации муниципального образования "Икрянинский район" Астраханской области о признании постановления незаконным и его отмене понуждении совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Жданова Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования "Икрянинский район" Астраханской области о признании незаконным постановления N 515 от 17 июня 2021 года, которым отменено постановление от 31 января 2020 года N 67п "О разрешении на использование земельного участка, площадью 971 кв.м. с координатами характерных точек границ территории, указанных в схеме распоряжения земельного участка, являющихся неотъемлемой частью постановления, для строительства грунтовой подъездной дороги, расположенной по адресу: "адрес" сроком на 3 года без его представления и установления сервитута.
Решением Икрянинского районного суда Астраханской области от 02 декабря 2021 года административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Астраханского областного суда от 02 марта 2022 года оставлено без изменения решение Икрянинского районного суда Астраханской области от 02 декабря 2021 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Жданова Е.В. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела, Жданова Е.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, площадью 590+/-8 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - личное подсобное хозяйство и жилого дома, расположенных по адресу: "адрес" на основании договора купли-продажи от 06 марта 2018 года.
Ждановой Е.В. в адрес администрации муниципального образования "Икрянинский район" Астраханской области подано заявление о получении разрешения на строительство грунтовой подъездной дороги протяженностью 35 метров, проходящей от "адрес"
Постановлением главы администрации муниципального образования "Икрянинский район" Бутузовой Н.Г. от 31 января 2020 года N67п дано разрешение Ждановой Е.В. об использовании земельного участка, общей площадью 971 кв.м. с координатами характерных точек границ территории, указанных в схеме расположения земельного участка, являющейся неотъемлемой частью постановления, для строительства грунтовой подъездной дороги, расположенной по адресу: "адрес", сроком на 3 года без его представления и установления сервитута.
Из акта осмотра земельного участка от 03 июня 2021 года усматривается, что земельный участок не огражден, доступ не ограничен, на него можно попасть из переулка расположенного между домовладениями "адрес". При выходе на участок с северной стороны, находятся два гаража выполненных из шлакоблочного кирпича, расстояние между ними 280 см.
На расстояние на 180 см. от гаражей в южную сторону, находится береговое укрепление, выполненное из старого металла и уплотненного красным кирпичом, далее в южную сторону находится водный объект, река "Хурдун", вышедший из берегов в связи с весеннем половодьем.
В западную сторону от описанного места находится: с южной стороны часть металлического парома размерами 150*2 150 см (южная часть которого находится в воде, а северная в земле), с северной стороны вдоль "адрес" расположено ограждение из шифера, между забором и паром имеется участок навезенной земли размерами 310*2 150 см. С северной стороны находится ограждение "адрес", где расположен береговое укрепление, выполненное из старого металла и уплотненное строительным мусором, где произрастаются отдельно стоящие в воде деревья. Далее в южную сторону и в западную сторону находится водный объект, река "Хурдун" вышедший из берегов в связи в весенним половодьем.
Как верно указано судами нижестоящих инстанций, земельный участок, который был представлен Ждановой Е.В. находится в водоохраной зоне реки Хурдун, в связи с чем проведение мероприятий по обустройству грунтовой дороги требует согласования с компетентными органами, а также на данном земельном участке расположен металлический паром, являющийся береговым укреплением согласно решению Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности муниципального образования "Икрянинский район" N11 от 12 декабря 2018 года, которым утвержден перечень выведенных из эксплуатации плавсредств служащих инженерной защитой населенных пунктов от подтопления и утилизации данных плавсредств может проводиться только после строительства капитального берегоукрепления.
В связи с установленными обстоятельствами 17 июня 2021 года главой администрации муниципального образования "Икрянинский район" Бутузовой Н.Г. вынесено постановление N512п от 17 июня 2021 года об отмене постановления N67п от 31 января 2020 года, в связи с нарушением земельного законодательства.
Как следует из материалов дела, в июле 2021 года в адрес административного ответчика от Поповой Г.Е, Суховеевой Л.Ю. поступили обращения по факту незаконного обустройства грунтовой дороги и проведения берегоукрепительных работ.
Специалистами администрации МО "Икрянинский район" на основании обращения граждан вх. N03-34\7405 от 29 июля 2021 года проведен осмотр земельного участка. В ходе осмотра установлено, что металлический паром, являющийся береговым укреплением разрезан и вывезен в неизвестном направлении, также завезено несколько машин грунта.
Сообщением Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства от 6 сентября 2021 года N06-01-12/7152 установлено, что должностными лицами отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Астраханской области совместно с ведущим ихтиологом Каспийского филиала ФГБУ "Главрыбвод" проведены контрольно-надзорные мероприятия, в ходе которых в рыбоохранной (водоохраной) зоне водного объекта р. Бахтемир по адресному ориентиру: "адрес" обнаружены металлические остатки плавсредства, а также складирование грунта в результате проведения работ по демонтажу парома.
Согласно материалама дела, работы проводились без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов. По данному факту в отношении неустановленного лица возбуждено дело об административном правонарушении по части 2 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из сообщения Межрегионального управления Росприроднадзора по Астраханской области и Волгоградской областям от 6 сентября 2021 года N02-04/15602 следует, что из Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства поступило обращение по факту нарушения природоохранного законодательства, в связи с чем осуществлен выезд по обращению, осмотрена акватория р. Хурдун, её водоохранная зона и прибрежная защитная полоса, а также территория по адресному ориентиру. В водоохранной зоне водного объекта р. Хурдун выявлены нарушения природоохранного законодательства.
15 июля 2021 года дознавателем ОД ОМВД России по Ирянинскому району Эренцеповой И.У. возбуждено уголовное дело по "данные изъяты", что подтверждается постановлением о возбуждении уголовного дела N 1210120005000366.
В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, является орган местного самоуправления в отношении земельных участков, расположенных на его территории.
Государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена, уполномоченным на распоряжение спорным земельным участком органом местного самоуправления является администрация муниципального образования "Икрянинский район".
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в целях строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения на срок их строительства, реконструкции.
Разрешение на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выдается в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2014 года N 1244 "Об утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
Согласно указанным Правилам разрешение выдается на основании заявления заинтересованного лица, поданного в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.33, подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации правовым основанием для использования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в целях строительства временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы), складирования строительных и иных материалов, техники для обеспечения строительства является выданное в установленном Правилами порядке разрешение уполномоченного органа.
До выдачи соответствующего решения в установленном законом порядке юридические основания для использования земельного участка в указанных целях отсутствуют.
Как указано в части 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации. Вместе с тем, в силу части 1 статьи 48 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Исходя из содержания указанной нормы, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт, в случае выявления его противоречия закону.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 25 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 июля 2019 г, исходя из части 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях от 26 мая 2011 года N 739-0-0, от 22 марта 2012 года N 486-0-0 и от 19 декабря 2017 года N 3094-0 отмечал, что часть 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными, направлены на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции РФ, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении административных исковых требований пришел к верному выводу о том, что органом местного самоуправления законно принято постановления об отмене ранее выданного разрешение на использование земельного участка, как выданного с нарушениями требований действующего законодательства, что было установлено по результатам проведенной проверки. Орган местного самоуправления действовал в пределах своей компетенции.
При рассмотрении административного дела судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Икрянинского районного суда Астраханской области от 02 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Астраханской области от 02 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 11 ноября 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи Э.К. Мальманова В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.