Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Иванова А.Е, судей Русакова А.Е, Шелудько В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Коробова Н.А. по доверенности Арояна В.А, поступившую в суд первой инстанции 13 сентября 2022 года, на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 22 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Коробова Н.А. к администрации города Ялты Республики Крым, департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым о признании постановления незаконным.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Коробов Н.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Ялта Республики Крым, департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым о признании постановления незаконным.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 ноября 2021 года административное исковое заявление Коробова Н.А. оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 22 марта 2022 года оставлено без изменения решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 ноября 2021 года.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель Коробова Н.А. по доверенности Ароян В.А. просит отменить решение суда первой и апелляционной инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу, что при рассмотрении и разрешении настоящего административного дела, такие нарушения судом первой и апелляционной инстанций не допущены, в связи с чем, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно материалам дела, решением Гаспринского поселкового совета АР Крым 45-й сессии 6-го созыва от 28 февраля 2014 года N12 дано разрешение на составление проектов землеустройства по отводу земельных участков в собственность, с разрешением использовать ранее изготовленные материалы по землеустройству следующим гражданам: Коробову Н.А. на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0, 04 га, расположенного по адресу: "адрес", площадью 0, 04 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок).
10 апреля 2015 года указанный участок поставлен на кадастровый учет под номером N, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
26 ноября 2019 года Коробов Н.А. обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым с заявлением, в котором просил предоставить в собственность в порядке завершения оформления прав земельный участок площадью 400кв.м, расположенный по адресу: "адрес" с видом разрешенного использования - индивидуальное строительство жилого дома.
По результатам рассмотрения заявления от 26 ноября 2019 года N03-18/2305 Администрацией города Ялта Республики Крым было вынесено постановление от 17 июня 2021 года N1674-п, которым отказано Коробову Н.А. в предоставлении в собственность земельного участка площадью 400 кв.м, кадастровый номер N расположенного по адресу: "адрес" в порядке завершения оформления прав, на основании пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Исходя из пунктов "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.
Согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности установлен главой V.1. Земельного кодекса Российской Федерации.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование (подпункт 1 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N38-ЗРК).
Правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Федеральный конституционный закон), Конституция Республики Крым, а также иные федеральные законы и нормативные правовые акты Республики Крым с учетом особенностей, установленных настоящим Законом (статья 1 Закона N38-ЗРК).
В силу части 1 статьи 13 Закона N38-ЗРК завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Из части 6 статьи 13 Закона N 38-ЗРК следует, что основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи (пункт 1).
Постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года N313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок).
Согласно пункту 4 Порядка завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации, документация по землеустройству), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Исходя из пункта 5 Порядка для завершения оформления или переоформления прав на земельные участки заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Требования к содержанию заявления, а также к прилагаемым к нему документам содержатся в пунктах 6, 7 Порядка.
В соответствии с пунктом 12 Порядка основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона.
Подпунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Согласно материалам дела, из информации от 09 марта 2022 года N1447/18, представленной Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, следует, что в Едином государственном реестре содержатся сведения о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", дата постановки 10 апреля 2015 года, статус "временный", категория и вид разрешенного использования не установлены.
В соответствии с заключением Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Ялта Республики Крым от 01 апреля 2020 года NМЕ/1576/1, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N- "для индивидуального жилищного строительства" (код 2.1), не предусмотрен территориальной зоной "ТЗ-07-37".
Указанное также подтверждается информацией, предоставленной Администрацией города Ялта Республики Крым от 25 октября 2021 года N18114/021-40/2, в соответствии с которой согласно условным обозначениям к карте территориальных зон Правил землепользования и застройки территории МОГО Ялта Республики Крым (утвержденных решением внеочередной 85-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым 1-го созыва от 19 июля 2019 года N16, с изменениями, утвержденными по состоянию на 24 сентября 2020 года), земельный участок с кадастровым номером N находится в границах территориальной зоны - "Зона курортно-санаторной деятельности ТЗ-07-37". Градостроительными регламентами, установленными для данной территориальной зоны, не предусмотрен вид разрешенного использования - "для индивидуального жилищного строительства" (код 2.1).
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, пришел к верному выводу о том, что администрация города Ялта Республики Крым, при наличии сведений о нахождении испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером N в территориальной зоне - "Зона курортно-санаторной деятельности ТЗ-07-37", будучи собственником указанного земельного участка, действуя в пределах представленных полномочий, правомерно отказала Коробову Н.А. в предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав с запрашиваемым видом разрешенного использования "Для индивидуального жилищного строительства", руководствуясь частью 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N38-ЗРК, подпунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем в удовлетворении административных исковых требований было отказано в полном объеме.
При рассмотрении административного иска судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемых судебных актах выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, судебная коллегия находит доводы, приведенные в кассационной жалобе, аналогичными позиции подателя жалобы в суде первой и апелляционной инстанций, которой суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводов судов они не опровергают, в связи с чем, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов не имеется.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, заявителем не представлено.
Руководствуясь статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 11 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Крым от 22 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Полный текст кассационного определения изготовлен 17 ноября 2022 года.
Председательствующий
А.Е. Иванов
Судьи А.Е. Русаков В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.