Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Дурневой С.Н, Ивановой О.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ГУП "Дирекция управления имуществом" к ФИО1 о взыскании долга по кредитному договору и процентов по кассационной жалобе ФИО1 на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 2 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 28 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, судебная коллегия
установила:
ГУП "Дирекция управления имуществом" обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании долга по кредитному договору и процентов.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 2 сентября 2021 года исковые требования удовлетворены частично. С ФИО1 в пользу ГУП "Дирекция управления имуществом" взысканы просроченная задолженность по кредитному договору N от 12 октября 2012 года за период с 1 марта 2018 года по 31 марта 2021 года в размере "данные изъяты" грн, подлежащих взысканию в рублевом эквиваленте по официальному курсу Центрального Банка России на дату фактического исполнения обязательства, пеня за просрочку внесения ежеквартального взноса за период с 1 июля 2018 года по 31 марта 2021 года в размере "данные изъяты" грн, подлежащих взысканию в рублевом эквиваленте по официальному курсу Центрального Банка России на дату фактического исполнения обязательства, судебные расходы по уплате государственной пошлины "данные изъяты" руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 28 февраля 2022 года решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 2 сентября 2021 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования удовлетворены частично. С ФИО1 в пользу ГУП "Дирекция управления имуществом" взысканы просроченная задолженность по кредитному договору N от 12 октября 2012 года за в период с 1 марта 2018 года по 31 марта 2021 года в размере "данные изъяты" руб, пеня за просрочку внесения ежеквартального взноса за период с 1 июля 2018 года по 31 марта 2021 года в размере "данные изъяты" руб. до фактического исполнения решения суда, расходы по уплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" руб. В остальной части заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе ответчик ФИО1 просит отменить судебные постановления, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, в связи с тем, что судами допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указывает, что истцом не представлены доказательства передачи прав и обязанностей по кредитному договору от Севастопольского регионального управления ГСФУ "Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству" к ГУП "Дирекция управления имуществом", отсутствует договор уступки права требования, исковое заявление не содержит ссылки на закон, в силу которого у нового кредитора возникло право требования долга, процентов и неустойки по кредитному договору. Расчет задолженности по кредитному договору должен быть произведён по курсу валюты, установленному Центральным Банком России на дату возникновения требования, то есть на установленную в пункте 2.8 кредитного договора дату погашения ежеквартальных платежей по кредиту - не позднее последнего дня отчетного квартала. Сумма долга ответчика должна определяться в рублях по официальному курсу гривны на день платежа.
Между тем, как было указано, апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 28 февраля 2022 года решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 2 сентября 2021 года отменено, таким образом, оно не вступило в законную силу.
В силу положений пункта 3 части 1 статьи 379.1 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу, если установлено, что кассационные жалобы, представление поданы на судебный акт, который в соответствии с частью 1 статьи 376 настоящего Кодекса не обжалуется в кассационный суд общей юрисдикции.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить кассационные жалобу, представление без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 379.1 Кодекса (пункт 6 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ).
При таких обстоятельствах кассационная жалоба в части обжалования решения Гагаринского районного суда г. Севастополя от 2 сентября 2021 года подлежит оставлению без рассмотрения по существу.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Судебная коллегия полагает, что лицо, подавшее жалобу, обязано отслеживать информацию о ее движении на сайте суда, что согласуется с положениями пункта 2.1 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса РФ.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Судами установлено и усматривается из материалов дела, что 12 декабря 2012 года между управлением Государственного визированного финансового учреждения "Государственный фонд развития молодежному жилищному строительству" (кредитор) и ФИО1 заключен кредитный договор N, согласно которому заемщик получил кредит в сумме "данные изъяты" грн. на строительство жилья по "адрес" и обязался вернуть суммы займа до 19 ноября 2042 года включительно на условиях, обозначенных кредитным договором.
Согласно приложению N от 20 ноября 2012 года к кредитному договору (расчет ежеквартального платежа) размер ежеквартального платежа, подлежащего ФИО1 составляет "данные изъяты" грн.
В силу пунктов 14, 1.5 договора оплата погашения кредита и процентов осуществляется ежеквартально, но не позже последнего дня отчетного квартала, в размере, определенном в приложении 2 к договору, до момента полного исполнения обязательств по договору.
Согласно пункта 5.1 договора в случае полной или частичной неуплаты ежеквартального платежа до последнего дня отчетного периода заемщик оплачивает пеню в размере двойной учетной ставки Национального банка Украины за каждый день просрочки, которая начисляется от суммы несвоевременно осуществленного платежа.
27 сентября 2019 года постановлением Правительства Севастополя 555-ПП наименование ГУП "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию города Севастополя" изменено на ГУП "Севастопольстройпроект".
В соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 1 октября 2020 года Государственное унитарное предприятие "Севастопольстройпроект" переименовано в Государственное унитарное предприятие "Дирекция управления имуществом".
В настоящее время ГУП "Севастопольстройпроект" переименовано в ГУП "Дирекция управления имуществом".
Разрешая спор и удовлетворяя частично исковые требования, суд первой инстанции руководствуясь положениями статей 1048, 1054, 1050 Гражданского кодекса Украины, 309, 310, 329, 330, 196, 200 Гражданского кодекса РФ, исходил из того, что применяемое истцом для исчисления суммы долга числовое значение курса гривны Украины по отношению рублю Российской Федерации, установленное пунктом 1.2 Решения очередной сессии законодательного собрания N 7 (7168) от 25 марта 2014 года о внесении изменений в решение законодательного Собрания города Севастополя от 21 марта 2014 года N 1 (7162) "Об организации основы финансовой деятельности, фискальной политики, денежного обращения и бюджетного процесса на территории города Севастополя в переходный период", применимо для целей определения размера долга ответчика по кредитному говору от 1 декабря 2010 года N 113, выраженного в валюте Украины, и ответствующему пересчету в валюту Российской Федерации, так как указанное еловое значение курса гривны Украины по отношению к рублю Российской Федерации было установлено Законодательным собранием города Севастополя на переходный период до 1 января 2015 года, исключительно в целях использования и утверждении росписи бюджетов, регистрации бюджетных обязательств и приведении расчетов по местным бюджетам, существующим в составе сводного бюджета города Севастополя, а также для определения размера обязательств плательщиков по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджет.
Суд указал, что определяя сумму долга ответчика по кредитному обязательству, следует руководствоваться, положениями статьи 317 Гражданского кодекса РФ, согласно которым, в том случае, если в денежном обязательстве предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, или в условных денежных единицах, то подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.
Районный суд, установив, что на момент разрешения настоящего спора валютой долга по кредитному договору N от 12 октября 2012 года является гривна, иное не установлено ни действующим законодательством, ни каким-либо соглашением сторон, суд пришел к выводу о том, что сумма долга ответчика подлежит определению в рублях по официальному курсу гривны на день платежа, и за период со второго квартала 2018 года по третий квартал 2021 года определилдолг ответчика в сумме "данные изъяты" гривны (применив срок исковой давности), которые подлежат выплате в рублях, по официальному курсу гривны к рублю, установленному Центральным Банком Российской Федерации на день платежа.
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда, исследовав представленные сторонами в дело доказательства в их совокупности, отменила решение районного суда, указав, что у суда отсутствовали правовые основания для самостоятельного и произвольного изменения исковых требований истца.
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, истец в порядке, установленном статьей 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, предмет иска, а также и его основание не менял и не уточнял.
Кассатор указывает на необходимость определения размера задолженности по курсу валюты, установленному Центральным Банком России на дату возникновения требования, однако по расчету, произведенному истцу, сумма взыскания правомерно определена в рублях по официальному курсу Центрального Банка Российской Федерации украинской гривны по состоянию на марта 2014 года (37, 8 рубля за 10 гривен), что соответствует требованиям Федерального закона от 30 декабря 2015 года N 422-ФЗ "Об особенностях гашения и внесудебном урегулировании задолженности заемщиков, проживающих на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, и внесении изменений в Федеральный закон о защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя", предусматривающим, что размер задолженности заемщиков определяется на 18 марта 2014 года и уменьшается на величину уплаченных заемщиками после этой даты денежных средств в погашение обязательств (включая проценты, неустойку (штрафы, пени) по соответствующим кредитным договорам (часть 4 статьи 1).
Судом апелляционной инстанции сумма задолженности и пени определена с учетом положений статей 257, 261, 262 Гражданского кодекса Украины, 192, 196, 200 Гражданского кодекса РФ о сроке исковой давности. Поскольку срок возврата займа по кредитному договору N от 2 октября 2012 года определен до 11 октября 2042 года (пункт 1.4 договора). В соответствии с приложением N к кредитному договору возврат заемных средств установлен в виде ежеквартальных выплат. Истец обратился в суд с настоящим иском 24 мая 2021 года. Соответственно, требования истца о взыскании задолженности по выплатам до первого квартала 2018 года правомерно не были удовлетворены в связи с пропуском срока исковой давности, о применении которого было заявлено ответчиком.
Доводы кассационной жалобы ФИО1 были предметом апелляционного рассмотрения, обоснованно признаны несостоятельными и отклонены.
Кассатор заявляет об отсутствии доказательств передачи прав и обязанностей Севастопольского регионального управления Государственного специализированного финансового учреждения "Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству" по кредитному договору ГУП "Дирекция управления имуществом", с чем нельзя согласиться, поскольку часть 2 статьи 66 Конституции РФ в совокупности с положениями части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" устанавливают особый статус города федерального значения Севастополя, предусматривают ограниченный период (до 1 января 2019 года) специального порядка особенностей регулирования имущественных отношений.
Согласно пункта 5 Решения Севастопольского городского Совета от 17 марта 2014 года N 7156 "О статусе города-героя Севастополя" установлено, что все учреждения, предприятия и иные организации, учрежденные Украиной или с ее участием на территории города Севастополя, становятся учреждениями, предприятиями и иными организациями, учрежденными городом Севастополем. Государственная собственность Украины, находящаяся на день принятия настоящего решения на территории города Севастополя, является собственностью города Севастополя (пункт 6 указанного Решения).
В соответствии со статьей 4 Закона города Севастополя от 24 апреля 2014 года N 3-ЗС "О бывшей государственной собственности Украины и определении порядка инвентаризации, управления и распоряжения собственностью города Севастополя" исполняющий обязанности Губернатора города Севастополя уполномочен обеспечить учет предприятий, учреждений и иных организаций, указанных в пункте 5 решения Севастопольского городского Совета от 17 марта 2014 года N 7156 "О статусе города-героя Севастополя"; организовать проведение инвентаризации и учет имущества, кредиторской дебиторской задолженностей, денежных средств, других активов, обязательств предприятий, учреждений и иных организаций, указанных в пункте 5 решения Севастопольского городского Совета от 17 марта 2014 года N 7156 "О статусе города-героя Севастополя"; имущества государственных органов Украины, определенных пункте 3 решения Севастопольского городского Совета от 17 марта 2014 года N 7156 "О статусе города-героя Севастополя"; а также собственности города Севастополя, казанной в пункте 6 решения Севастопольского городского Совета от 17 марта 2014 года N 7156 "О статусе города-героя Севастополя"; обеспечить управление предприятиями, учреждениями и иными организациями, указанными в пункте 5 решения Севастопольского городского Совета от 17 марта 2014 года N 7156 "О статусе города-героя Севастополя", управление и распоряжение имуществом этих предприятий, учреждений и организаций, имуществом государственных органов Украины, определенных в пункте 3 решения Севастопольского городского Совета от 17 марта 2014 года N 7156 "О статусе города-героя Севастополя", а также собственностью города Севастополя, указанной в пункте 6 пункте 6 решения Севастопольского городского Совета от 7 марта 2014 года N 7156 "О статусе города-героя Севастополя"; обеспечить меры по сохранности имущества предприятий, учреждений и иных организаций, указанных в пункте 5 решения Севастопольского городского Совета от 17 марта 2014 года N 7156 "О статусе
города-героя Севастополя", имущества государственных органов Украины, определенных в пункте 3 решения Севастопольского городского Совета от 17 марта 2014 года N 7156 "О статусе города-героя Севастополя", а также собственности города Севастополя, указанной в пункте 6 решения Севастопольского городского Совета от 17 марта 2014 года N 7156 "О статусе города-героя Севастополя".
Пунктом 2 части 1 статьи 2 Закона города Севастополя N 46-ЗС от 25 июля 2014 года "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", установлено, что право государственной собственности в границах города федерального значения Севастополя и право коммунальной собственности города Севастополя признаются правом государственной собственности города Севастополя.
Высшим должностным лицом города Севастополя и возглавляет высший исполнительный орган государственной власти города Севастополя - Правительство Севастополя, постановлением которого от 22 сентября 2016 года N 883-1111 утверждено Положение о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя. К задачам Департамента отнесено осуществление управления и распоряжения имуществом и землями в пределах своей компетенции (пункт 2.3 Положение N 883). Одной из функций Департамента является управление имуществом, находящимся в собственности города Севастополя (пункт 3.2 Положение N 883). Департамент в пределах своей компетенции и в соответствии с функциями осуществляет от имени города Севастополя управление, владение и распоряжение имуществом, находящимся в собственности города Севастополя; ведет Реестр собственности города Севастополя, обеспечивает функционирование системы учета имущества и земель, находящихся в собственности города Севастополя, полноту и достоверность информации о наличии и использовании недвижимого, движимого имущества и земельных участков, находящихся в собственности города Севастополя; включает движимое и недвижимое имущество в Реестр собственности города Севастополя (пункты 4.2, 4.21, 4.81 Положения N 883).
Согласно статье 382 Гражданского кодекса РФ право (требование), принадлежащее на основании обязательства кредитору, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или может перейти к другому лицу на основании закона. Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.
В пункте 1 статьи 384 Гражданского кодекса РФ закреплено, что, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на проценты.
Решением Арбитражного суда города Севастополя от 29 сентября 2016 года по делу N Севастопольское региональное управление Государственного специализированного финансового учреждения "Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству" признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника введена процедура конкурсного производства сроком на шесть месяцев.
В рамках дела о банкротстве N определением Арбитражного суда города Севастополя от 19 апреля 2018 года обеспечены доказательства путём передачи документов и имущества Севастопольского регионального управления государственного специализированного финансового учреждения Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству" на ранение Государственному унитарному предприятию "Агентство ипотечного жилищного кредитования города Севастополя", с правом последнего на доступ, инвентаризацию, обработку, учет, работу с документами, в том числе, осуществление сверки расчетов по кредитным договорам.
27 июля 2018 года Государственное унитарное предприятие "Агентство ипотечного жилищного кредитования города Севастополя" на основании Устава и определения Арбитражного суда города Севастополя от 19 апреля 2018 года по делу N, в соответствии со статьей 382 Гражданского кодекса РФ, частью 2 статьи 148 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" передало, а собственник имущества в лице уполномоченного органа государственной власти города федерального значения Севастополь - Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в лице директора Департамента, принял в собственность имущество, а также обязательства в виде прав требований и все связанные с требованием права и обязанности по 98 кредитным договорам, в том числе, обеспечивающие исполнение обязательств, возникших из договоров залога в полном объёме, а также документы, подтверждающие указанные материально-правовые требования гражданам на общую сумму прав требования в размере "данные изъяты" руб, а также иное имущество, указанное в акте.
Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя 7 ноября 2018 года N по актам приема-передачи Государственного унитарного предприятия "Агентство ипотечного жилищного кредитования города Севастополя" принято государственное имущество и обязательства в виде прав требований по кредитным договорам, указанным в приложениях N, N к настоящему распоряжению, в том числе по кредитному оговору, заключенному 12 октября 2012 года между Севастопольским региональным управлением Государственного специализированного финансового учреждения "Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству" и ФИО1; в реестр собственности города Севастополя включены и учтены на балансе Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязательства в виде прав требований по кредитным договорам, указанным в приложении N к настоящему распоряжению, иные обязательства переданы на баланс Государственного унитарного предприятия "Агентство ипотечного жилищного кредитования города Севастополя".
Постановлением Правительства Севастополя от 27 сентября 2019 года N555-П Государственное унитарное предприятие "Агентство ипотечного жилищного кредитования города Севастополя" переименовано в Государственное унитарное предприятие "Севастопольстройпроект".
Постановлением Правительства Севастополя N521ПП от 1 октября 2020 года ГУП "Севастопольстройпроект" переименовано в ГУП "Дирекция травления имуществом".
Из приведенных положений судом сделан правильный вывод о том, что к государственной собственности относятся, в том числе, имущественные права - требования по кредитным договорам, перешедшие от регионального управления Государственного специализированного учреждения "Государственный фонд содействия молодежному строительству" к городу Севастополю в лице Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, а в последующем с ГУП "Дирекция управления имуществом" (ранее имевшему наименования ГУТ "Агентство ипотечного жилищного кредитования города Севастополе ГУП "Севастопольстройпроект").
Переход прав кредитора Севастопольского регионального управления Государственного специализированного финансового учреждения "Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству к городу Севастополю в лице уполномоченных органов государственной власти и подведомственных им организаций осуществлен на основании закона, устанавливающего презумпцию права собственности города Севастополя на имущество, ранее находившееся в собственности учреждений, предприятий и иных организаций, учрежденных Украиной или с ее участием на территории города Севастополя.
Истец в обоснование наличия права на предъявление требования о взыскании задолженности ссылался не на договор уступки права требования. Как верно указано судами, ГУП "Дирекция управлением имуществом" является правопреемником не в силу договора, а в силу закона, которому переданы в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права, все права требования, обеспечивающие исполнение обязательств по ипотечным кредитам и процентам, и обязанности по действующим кредитным договорам (договорам займа), заключенным с Севастопольским региональным управлением ГСФУ "Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству", в том числе и заемщиком ФИО1
Доводы жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемого судебного постановления, поскольку не опровергают выводов суда апелляционной инстанции и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права, а потому отклоняются как несостоятельные.
Выводы суда нижестоящей инстанции согласуются с установленными обстоятельствами дела, характером возникших правоотношений и примененными нормами материального права, регулирующих спор, с соблюдением положений процессуального закона.
Кассационный порядок обжалования судебных актов, вступивших в законную силу, предусмотрен в целях исправления допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, включая публичные интересы.
Таких нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления, не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 28 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационную жалобу ФИО1 в части обжалования решения Гагаринского районного суда г. Севастополя от 2 сентября 2021 года оставить без рассмотрения по существу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.